
Продолжаю публиковать серию статей о жизни города до революции. На этот раз по просьбе абонента Минск. Интересно также посмотреть фотографии старого Минска, так как он сильно пострадал во время войны, и многих зданий уже не существует.

Минск впервые упоминается в 1067 году. К сожалению, о городе сохранилось мало воспоминаний; о нем в основном упоминают лишь вскользь. До второй половины XIX века Минск был сравнительно небольшим, бедным и известным в первую очередь своими ремесленниками. Во второй половине XIX века, с появлением железной дороги, город начал активно развиваться.

По словам П. Абрасимова, «Минск до революции был преимущественно торгово-ремесленным городом». Размышляя о работе партии, известный большевик Вильгельм Кнолин отмечал: «Но среди мелких ремесленников и мещан Минска не было большевистской традиции, и тем, кто был покинут Петербургом и Москвой, было очень трудно сразу создать большевистскую организацию».

Извлечено из книги «Россия: Полное географическое описание нашего отечества». Книга «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» (1905): «Город достиг значительных размеров только с постройкой железной дороги. За последние полвека население города увеличилось более чем втрое, значительно возросли также промышленность и торговля, и Минск стал крупнейшим городом Белоруссии. По переписи 1897 года население города составляло 91,5 тыс человек». Минск — один из 52 городов России с населением более 50 000 человек, занимающий 19-е место. Население Минска составляет 90 900 человек. По переписи населения, проведенной 27–30 сентября 1917 года, в Минске проживало 134,5 тыс человек. Это крупнейший город современной Беларуси.

Если площадь Минска в 1891 году составляла 1700 десятин, то в 1913 году она составляла 5417 десятин (1 десятина равна 1,093 га). Существует несколько причин, по которым города расширяются. С одной стороны, это появление железных дорог, развитие промышленности и торговли. С другой стороны, имело место и влияние Закона о еврейских поселениях, который не позволял евреям селиться за пределами городской черты и приобретать землю для строительства многоквартирных домов, а также коммерческих и промышленных предприятий. До 1905 года покупать землю в городе для этой цели могли только католики. Среди этих классов достаточно заинтересованных сторон, которые занимаются своего рода лоббированием, и в результате городское правительство подает ходатайства о включении все большего количества земель в городские границы. Так, в 1904 году Минск занимал одиннадцатое место по площади среди всех городов Российской империи.

В 1895 году в городе насчитывалось 18 фабрик и столько же мануфактурных предприятий. К 1913 году насчитывалось 77 фабрик и 27 заводов. Если в 1895 году на них работало 1400 рабочих и произведено продукции на 1,9 млн рублей, то в 1913 году на них работало 5100 рабочих и произведено продукции на 11,5 млн рублей. В 1895 году в Минске насчитывалось 5000 ремесленников; в 1913 году их было 7,2 тысячи. Их традиция и основное занятие — производство одежды и обуви. В 1895 году число сапожников, портных, модисток, шляпников и перчаточников составляло около 2000 человек, или 40 процентов всех занятых. Другие распространённые профессии в Минске: пекарь, кондитер, мясник, кондитер, краснодеревщик, плотник, бондарь, гравёр, каретник, механик, кузнец, медник, жестянщик, оружейник, серебряных дел мастер, таксист, трубочист, стекольщик, часовщик, красильщик, печник, седельник, литограф, фотограф, кузнец.


В 1890 году в Минске насчитывалось 583 торговых заведения с годовым оборотом 3,6 млн рублей. В 1913 году число торговых предприятий возросло до 1333, а оборот увеличился до 27,2 млн рублей. В 1873 году открылся первый коммерческий банк в Беларуси — Минский коммерческий банк. В 1980-е годы в Минске начали работать отделения Всероссийского банка (данные из книги З и С. Шибеко «Минск: страницы жизни дореволюционного города».

Первоначально в городе проживало большое количество поляков. После подавления польского восстания в Минске в 1830 году число польских и восточно-католических приходов сократилось. В 1835 году Минск был включен в состав еврейского гетто, что способствовало постепенному росту еврейского населения города. В 1909 году население города по национальному составу распределялось следующим образом (официальные данные): белорусы — 8,2%, русские — 34,8%, евреи — 43,3%, поляки — 11,4%, татары — 1,3%, немцы — 0,9%, другие — 0,1%. В то же время некоторые современные историки полагают, что численность белорусов на самом деле была больше, но многие просто не заботились об их национальности и причисляли их к русским. Как это часто бывает в исторических вопросах, многое зависит от субъективных взглядов конкретного автора и политической ситуации. Исторические данные свидетельствуют о схожей ситуации.

Все современники отмечали, что край был многонациональным, находился на стыке трех культур: русской, белорусской и польской. Но как они взаимодействуют друг с другом — здесь явно прослеживаются разные точки зрения, связанные с национальностью автора, политическими взглядами и т д. Значительная часть этих историй была оставлена поляками, которые негативно относятся к России и любят противопоставлять русских белорусам.
Обратите внимание: Купание по-дореволюционному.
Некоторые жалуются, что белорусы не особенно обеспокоены вопросами национальной идентичности, которые полякам необходимо срочно решать, и на вопрос об их происхождении они часто отвечают «местные»/«отсюда» или «не местные», «православные» или «католики». «Крестьяне в длинных тулупах, везшие на рынок плоды своих хозяйств, говорили на языке, который часто нельзя было отличить ни от польского, ни от белорусского», — писал Чеслав Милош в своих мемуарах. К отчаянию своих более ответственных братьев, они (за исключением литовцев, которые были полной противоположностью славянам) не понимали значения слова «национальность», и на вопрос об их национальности обычно отвечали: «православные» или «католики». Михал Павликовский иногда жаловался на русификацию и преследования, но, напротив, утверждал, что никаких преследований не было и что сами поляки подчеркивали различия в политических целях. «В сельских школах преподавали только на русском языке. «В то время белорусский язык только начинал появляться в литературе и подвергался гонениям наравне с польским языком. (...) Однако, к счастью для белорусского фольклора и языка, процесс русификации шел очень медленно. Мальчик, окончивший сельскую школу (если он мог ходить в школу), и пожилой мужчина, вернувшийся из армии, обычно возвращались к прежней неграмотности и через несколько лет реинтегрировались в белорусскую среду. (...) Историки могут отметить интересный парадокс: национальная идентичность белорусов сегодня во многом обусловлена невежеством крестьянских масс в царский период». Он также писал о польском шляхтиче: «Хорошее владение белорусским языком подобно уникальному стилю. Поддержка белорусского языка, фольклора и обычаев считается единственным успешным и законным способом борьбы с русификацией».
В то время в городе действовало два православных монастыря: мужской Свято-Духов монастырь в Малом Монастырском переулке и женский Спасо-Преображенский монастырь на Преображенской улице. Здесь находятся три церкви: Троицкий собор, Мариинский собор и Кальварийский собор. В пригороде Золотая Горка находится небольшая церковь во имя Святого Роха.

Район Немга — исторический центр древнего Минска. Со временем этот район города стал центром торговли, предоставляя розничные услуги в основном бедным жителям города и некоторым приезжим фермерам. Там были мясные лавки, рыбный рынок и множество лавок, продававших всевозможную еду. Застройка во второй части характеризуется скученностью, некоторые дома не имеют собственных дворов. Здесь же поселились и евреи.

Исторически Минск расположен на холмах, и сточные воды сбрасывались в реки. Богатые горожане стремились селиться в горной местности. Городские кварталы, прилегающие к рекам (Немя, Татарслобода, Нижняя Ляховка), были затоплены грязевыми потоками и пострадали от подтоплений и разливов. Раньше здесь жили простые люди.


10 мая 1892 года в Минске состоялось торжественное открытие конно-железной дороги. К тому времени конка уже появилась в Петербурге (1862), Москве (1874) и Ростове (1887). Несмотря на горный рельеф Минска и неудобную транспортную развязку, конка быстро прижилась и окупилась. С 1897 года конные трамваи приносили значительную прибыль акционерному обществу, которое их построило и эксплуатировало. Таких высоких показателей и прибыли нет ни у одного другого промышленного предприятия Минска. Однако в городской бюджет поступило всего 300 рублей, предусмотренных контрактом. Это привело к длительному конфликту между муниципалитетом и акционерным обществом, что негативно отразилось на развитии и совершенствовании конного транспорта. Конка была приобретена в 1912 году.

В 1905 году между местными таксистами разгорелся крупный конфликт, которые пожаловались городу на то, что полиция заставляет их бесплатно работать на пожарных станциях в течение нескольких дней. В том же году городская дума приняла постановление о создании таксомоторного хозяйства, которое действовало в Минске до начала Первой мировой войны. Теперь таксистам платили за смену 20 копеек. В Минске основным местом скопления таксистов была Соборная площадь (ныне площадь Свободы) возле гостиницы «Европа» и Купеческого клуба. Еще одна парковка имеется у въезда на Александровский сквер со стороны улицы Захареева (проспекта Независимости) и улицы Петропавлова (улицы Энгельса).

В 1906 году в Минске появился первый автомобиль — такси. Однако вскоре произошла крупная авария, отпугнувшая многих потенциальных водителей и пассажиров. Лишь в 1913 году пассажирам стали доступны два вида транспорта: такси. В 1911 году на обойной фабрике Канторовича появился первый грузовик.

В 1873 году на средства государства была построена система водоснабжения Минска, которая является старейшим коммунальным предприятием города. Насосная станция была оснащена паровой машиной. Минский водопровод был одной из крупнейших систем водоснабжения города Российской империи. 12 января 1895 года в Минске начала работу электростанция. Расположен на улице Захареевской на правом берегу реки Свислочь, недалеко от насосной станции. Не так давно городское правительство успешно закупило по выгодной цене городское электроосветительное оборудование в порту Либава. На центральных улицах и в общественных зданиях были установлены лампы накаливания. В 1890 году между полицией и административными зданиями Минска была установлена телефонная связь. В 1896 году начала работу первая в Беларуси телефонная станция общего пользования
Другие фотографии этого города







Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как жилось в дореволюционном Минске.