Итало-эфиопская война 1935-36 годов: взгляд через призму фашистской пропаганды

Эта подборка материалов представляет собой взгляд на итало-эфиопскую войну (1935-1936 гг.) глазами официальной пропаганды фашистской Италии. Конфликт, часто рассматриваемый как африканская прелюдия ко Второй мировой войне, здесь показан через призму искусства и публицистики, призванных сформировать определённое общественное мнение.

Художественная летопись войны

Центральное место в коллекции занимают работы известного военного художника Акилле Бельтраме, публиковавшиеся в популярном журнале La Domenica del Corriere в серии «Картины военных зон». Его картины служили мощным инструментом визуального нарратива.

На полотнах запечатлены ключевые моменты кампании, такие как поражение абиссинских (эфиопских) войск в битве при Анба-Аладане в феврале 1936 года.

Пропагандистские описания часто подчёркивали технологическое превосходство итальянцев, отмечая «беззащитность абиссинцев перед лицом воздушных атак», вооружённых в основном стрелковым оружием, но при этом с известной долей уважения упоминали их «мужество в рукопашном бою».

На одной из картин изображено возможное уничтожение эфиопского самолёта прямо в аэропорту, что символизировало завоевание превосходства в воздухе.

Триумф и «цивилизаторская миссия»

Пропаганда активно создавала образ войны как героического предприятия и цивилизаторской миссии. Эпические полотна Бельтраме прославляли наступление итальянской колониальной пехоты и торжественное вступление войск в Аддис-Абебу 5 мая 1936 года, изображая слияние метропольных частей и колониальных солдат (аскари).

Отдельной темой была капитуляция эфиопских военачальников, символизировавшая крах сопротивления.

Одним из ключевых оправданий войны со стороны Италии было объявление о «борьбе с рабством». Пропагандистские материалы изображали итальянских солдат как освободителей, несущих «свет цивилизации в самые тёмные уголки Африки», строящих инфраструктуру для «благодарного коренного населения».

Пропаганда для всех: от детей до героев

Пропаганда использовала разные форматы для охвата всей аудитории. Появились «забавные картинки» в стиле военных комиксов для детей, популярные со времён Первой мировой войны.

Существовал и более циничный «юмор», карикатурно изображавший военные действия в Африке, включая сцены, отсылающие к жестокому применению иприта против эфиопских отрядов и мирного населения.

Тема единства итальянской армии, где бок о бок сражались солдаты из метрополии и колониальные войска, была одной из самых любимых в пропаганде.

Отдельное внимание уделялось созданию культа героев. Распространялись листовки под лозунгом «Италия должна увидеть героев своими глазами», которые описывали подвиги солдат, награждённых высшей военной наградой — Медалью «За воинскую доблесть» (Medaglia d'oro al valor militare).

Реализм и наследие

Среди всего этого массива пропагандистских материалов встречались и более реалистичные изображения, такие как сцена яростной атаки итальянской колониальной кавалерии.

Вся эта коллекция является ценным историческим источником, демонстрирующим, как фашистский режим Италии использовал искусство, журналистику и массовую культуру для оправдания колониальной агрессии, милитаризации общества и формирования образа войны как пути к национальному величию и цивилизаторскому подвигу.

Обратите внимание: M51 idf Sherman, Шестидневная война, 1967 г. (Tamiya 35323).

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Итало-эфиопская война (1935-36). В итальянской пропаганде.