Абдул Маджид аль-Зиндани: идеолог исламизма между наукой и джихадом

История порой преподносит удивительные парадоксы. На фотографии — человек с рыжей бородой и европейскими чертами лица, одетый в арабские одежды. Можно подумать, что это европеец, примеряющий восточный наряд, но на самом деле это коренной житель Йемена. Его звали Абдул Маджид аль-Зиндани, и он был не просто интересным антропологическим феноменом, а одной из ключевых, хотя и малоизвестных, фигур в современной истории Ближнего Востока, чья деятельность оказала влияние на весь мир. О нём незаслуженно редко вспоминают, и на то есть свои причины.

Йемен: колыбель древней цивилизации в суровой Аравии

Аравийский полуостров большую часть своей истории был негостеприимным местом: пустыни, отсутствие воды, экстремальные температуры. Однако на его юго-западе, в районе современного Йемена, благодаря выгодному положению у Баб-эль-Мандебского пролива, ещё в древности зародилась процветающая цивилизация. Этот регион стал ключевым узлом морской торговли между Индией, Африкой и Плодородным полумесяцем, а также центром добычи ценного ладана.

Дорога медных благовоний

Йеменский ладан

Йемен, с его городами, сельским хозяйством и государственностью, всегда резко контрастировал с кочевым севером Аравии. Даже после возникновения ислама и в эпоху Халифатов он оставался развитым регионом. Его уникальность подчёркивает сложное религиозное устройство: здесь с давних пор сосуществуют сунниты и шииты-зейдиты. Последние, начиная с IX века, часто управляли частью страны через династию Рашидидов, создавая своеобразную теократическую систему, которая сопротивлялась османскому владычеству.

В XX веке Йемен пережил глубокие потрясения. После изгнания турок зейдитский имам провозгласил Королевство Йемен (1918-1962), жёсткую теократию, что вызывало недовольство суннитского населения. В 1962 году при поддержке Египта вспыхнула революция, приведшая к долгой гражданской войне между республиканцами и роялистами. В итоге победила республика, но религиозная напряжённость между суннитами и шиитами никуда не делась, заложив основу для будущих конфликтов.

Мутаваккилит, Королевство Йемен (1918-1962)

Становление идеолога: от студента-естественника до исламского активиста

Именно в этот turbulentный период, в 1942 году, в суннитской семье в городе Ибб родился Абдул Маджид аль-Зиндани.

Ибб — крупный город на севере Йемена и родной город Зиндани

Смышлёный юноша с интересом к естественным наукам отправился учиться в Египет, в престижный университет Айн-Шамс. Изначально он хотел стать биологом или химиком, но судьба распорядилась иначе — он углубился в теологию. Вернувшись в Йемен в начале 1960-х, Зиндани активно включился в гражданскую войну на стороне республиканцев, выступая против зейдитской монархии. Его талант проповедника и организатора быстро выдвинул его в первые ряды, и он основал йеменское отделение «Братьев-мусульман».

Зиндани был продуктом своей эпохи и среды. Он видел, как мусульманский мир, некогда могущественный, теперь вынужден догонять Запад и даже сотрудничать с «неверными» — будь то американцы в Саудовской Аравии или советские специалисты в Египте и Южном Йемене. Такую ситуацию он считал унизительной. Но, будучи pragматиком, Зиндани понимал, что победить технологически превосходящего противника старыми методами нельзя. Нужна новая стратегия — использовать интеллектуальное оружие самого Запада для продвижения ислама.

«Научные чудеса» Корана: проект мягкой силы

Амбициозный план Зиндани воплотился в 1984 году, когда при поддержке саудовского короля Фахда был создан «Комитет по научным чудесам Корана и Сунны».

Фахд ибн Абдулазиз аль-Сауд

Идея была гениальной в своей простоте: найти в священных текстах ислама упоминания, которые можно истолковать как предвосхищение современных научных открытий (в астрономии, эмбриологии, геологии). Таким образом, доказывалось бы божественное происхождение Корана и превосходство ислама на поле, где доминировал Запад — в науке. Это должен был быть инструмент мягкой силы для укрепления веры мусульман и обращения немусульман.

Символ комитета.

Комитет, щедро финансируемый Саудовской Аравией, начал активную кампанию по привлечению западных учёных. Им предлагались роскошные поездки, гонорары и встречи на высшем уровне. Цель — получить от них публичные заявления, подтверждающие «научные чудеса». Однако методы работы комитета часто вызывали критику. Многие учёные позднее заявляли, что их слова были вырваны из контекста или искажены.

Наиболее известным «уловом» Зиндани стал канадский эмбриолог Кит Мур, который отметил, что описание развития эмбриона в Коране (сура 23:14) поразительно точно. Зиндани и Мур даже выпустили совместный учебник. Однако впоследствии Мур стал дистанцироваться от комитета, и его восхищение, как выяснилось, было не столько искренним, сколько щедро оплаченным.

Несмотря на скандалы и критику со стороны научного сообщества, проект Зиндани оказался чрезвычайно успешным в информационном поле. Видеоролики вроде «Это истина», где западные учёные якобы признают чудеса Корана, и по сей день массово распространяются в соцсетях и используются для исламской пропаганды. Комитет продолжает свою работу, создавая псевдонаучный фундамент для исламистской идеологии.

Шейх, наставник, террорист: многогранная деятельность Зиндани

Но Зиндани был не только «учёным» пропагандистом. Его энергия находила применение и в других сферах. После объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году он, пользуясь огромным авторитетом и поддержкой президента Али Абдаллы Салеха, основал в Сане Университет Иман («Веры»). Это заведение стало кузницей кадров для радикального исламизма.

Единый и неделимый Йемен

Али Абдалла Салех

Главной «звездой» среди его учеников стал Усама бен Ладен. Зиндани был его духовным наставником и идеологическим соратником, разделяя взгляды на джихад. В 2004 году Министерство финансов США официально признало Зиндани «особо опасным международным террористом», обвинив в поддержке «Аль-Каиды».

Однако на родине это не помешало ему оставаться влиятельной политической фигурой вплоть до 2014 года, когда столицу Сану захватили хуситы-зейдиты — его идеологические противники. Зиндани был вынужден эмигрировать и скончался в Турции в апреле 2024 года в возрасте 82 лет.

Абдул Маджид аль-Зиндани — яркий пример идеолога, который успешно сочетал «мягкую» силу псевдонаучной пропаганды с «жёсткой» поддержкой терроризма. Его наследие живёт в тысячах видео и статей о «научных чудесах Корана», продолжая формировать сознание миллионов. Его история напоминает, что битва за умы часто бывает не менее важной, чем открытое противостояние.

Источники событий, произошедших в начале этого века:

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2598135

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Аравийский барбаросса и его учёность.