В настоящее время существует множество стран, население которых принято называть арабами. Если быть точным, то их более двадцати, разбросанных по Западной Азии и Северной Африке.

В синих областях большинство населения говорит на арабском языке как на родном языке
В этих регионах проживает в общей сложности более 420 миллионов арабов, проживающих на территории площадью 13 миллионов квадратных километров. Напомню, что в современном понимании «араб» — это языковая и культурная идентичность, а не генетическая или племенная. Следовательно, суданцы также являются арабами, например:

Это были кушиты (нубийцы), которые в средние века арабизировались
То же самое можно сказать и о подавляющем большинстве арабов сегодня. От иракцев до марокканцев они являются потомками многих ассимилированных народов (которые, в свою очередь, являются ассимилированными потомками еще более древних матриц). Но этот факт не меняет того факта, что у этих людей есть общая идентичность, связанная с арабским языком и исламским учением

Лига арабских государств была создана в 1945 году
В чисто номинальном выражении — с точки зрения населения, ресурсной базы и экономического потенциала — арабский мир представляется очень могущественным. Более того, его единая идентичность — это огромный козырь, поскольку она легко может стать основой для создания единого государства.
По крайней мере, так это выглядит на первый взгляд. Но в действительности все не так — большинство арабоязычных стран очень бедны или умеренно бедны, а их отношения с соседями не всегда хорошие. Например, Марокко и Алжир конкурируют за политическое господство в регионе, а Саудовская Аравия несколько раз вторгалась в Йемен. Несмотря на полное единодушие по этому вопросу и численное превосходство, арабам так и не удалось уничтожить Израиль.

Хотя они сражались вместе с ним
Для этого есть много потенциальных причин. Если бы мы жили в XIX веке, я бы, наверное, не колеблясь, заявил, что арабы изначально были неполноценными и что это мешало им строить качественные государства. Если бы я писал эту статью в Советском Союзе, то акцент, вероятно, был бы сделан на разрушительных последствиях колониализма и религиозного догматизма, что, кстати, в определенной степени отражает реальность.
Но мы не будем обсуждать это сегодня, потому что я хочу раскрыть другую, более старую и фундаментальную причину разобщенности в арабском мире и в то же время охватить конкретную ситуацию в Юго-Западной Азии в целом.
Праведная (не) стабильность
Распространенность арабского языка сегодня является результатом консолидации власти нескольких арабских племен как элитных правителей на обширных территориях в VII и VIII веках. Нетрудно заметить, что Халифат по своим самым большим границам напоминает Лигу арабских государств:

Навязанное завоевателями исламское учение означало арабизацию местного населения. Для новых правителей было очевидно одно: Бог избрал своими посланниками представителей бедуинского племени курайшитов и сделал арабов носителями лучшей нравственности. Поэтому арабский образ жизни, язык и образ мышления — это то, чему должны поучиться другие народы. Это глубоко укоренено в исламе, даже если об этом прямо не говорится.
Хотя, несомненно, существует схожая связь между христианством и арабской культурой (православие — греческое, католицизм — латинское, и оба являются иудейскими), исламизация более тесно связана с арабизацией, поскольку арабизация всегда сопровождает ислам, куда бы он ни пошел. Разница лишь в том, что в более отдаленных и развитых районах (Иран, Туркестан) процесс замещения был частичным, тогда как в районах, наиболее приближенных к Аравии, он был почти полным, о чем свидетельствует факт исчезновения или значительного упадка коренных культур Ближнего Востока и Северной Африки (египетской, берберской, арамейской и т д).
То есть, было ли правительство Халифата успешным, потому что оно позволило им так смело переписывать культурные коды мест, где цивилизация уже существовала тысячи лет к моменту прихода арабов? На самом деле, не совсем. Систематическая дискриминация немусульман и пропаганда, фактически поощрявшая принятие учений нового арабского «я», дали результаты, но не спасли саму империю — она рухнула в X веке.

Но это не означало упадка исламской власти, поскольку к тому времени исламская власть уже прочно укоренилась во всем регионе. Не имело значения, где находились коренные арабские династии, где находились местные элиты, принявшие новые правила игры. Еще один важный момент: хотя общая идеологическая линия сохранялась, бывший халифат политически исчез и больше не восстановился.
С тех пор долина Нила, Месопотамия, Левант, Аравийский полуостров и Магриб (Северо-Западная Африка) жили раздельно, имея лишь случайные связи. Лишь вторжение турок-османов из гор Малой Азии вновь объединило их. По крайней мере, формально, поскольку политика Османской империи была направлена на сохранение разделения местных общин и не допускала надежных связей между различными частями региона. Более того, Центральная и Восточная Аравия, как и Северная Африка к западу от Египта, были условно подчинены Константинополю, и турки не имели там реальной власти.

Впоследствии этот «Халифат 2.0» благополучно сошел в могилу, оставив Ближний Восток по-прежнему разделенным и полным противоречий. Несмотря на то, что это культурное сходство длится уже более столетия, ситуация не изменилась.
Цепь титанов
Такая ситуация характерна не только для этих регионов. Задолго до того, как арабы вторглись в Западную Азию, они много раз пытались создать империю, которая объединила бы прилегающие территории. Последствия этих посягательств и их продолжительность следующие:

Мидийская империя просуществовала около 130 лет

Империя Ахеменидов – 220 лет

Парфия — около 470 г., но гораздо менее могущественная, чем основные державы

Империя Сасанидов - 427 лет, самая длинная
После арабов идут:

Династия Сефевидов – 235 лет
Как правило, в этих странах часто происходят гражданские войны и утрата контроля. В этом смысле мы можем сравнить Юго-Западную Азию с другими регионами, такими как Средиземноморье и Восточная Азия, где мы обнаруживаем, что государственное образование в этих регионах имеет более длительный срок существования и большую внутреннюю стабильность. Как Восточная Римская империя, которая выдерживала давление на протяжении почти тысячи лет с 300-х годов до XIII века, и как Китай, который смог восстановиться до своих огромных размеров после кратковременного перерыва, даже столкнувшись с серьезными кризисами и катастрофами.
На Ближнем Востоке ситуация в целом более динамична. Крупные империи возникали с более длительными интервалами, имели более короткую продолжительность существования и меньшее фактическое влияние центральной власти на завоеванные территории. Даже в этих крупных странах разрушительные гражданские беспорядки встречаются чаще. Такие, казалось бы, мощные интеграционные процессы, как повсеместная исламизация и арабизация, не смогли спасти ситуацию. Так в чем же причина?
Иллюзия единения
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим такую страну, как Египет. На протяжении своей долгой истории он демонстрировал удивительную устойчивость:

Новое царство, где правили фараоны

Это был средневековый султанат, возглавляемый мусульманской династией Айюбидов
Во все эпохи Египет стремился к независимости, прежде всего, оставаясь в долине Нила. Он был неотъемлемой частью многих могущественных государств от бронзового века до наших дней. С древних времен никакие завоевания и ассимиляции не изменили эту ситуацию. Все очень просто - само географическое положение располагает к строительству самостоятельного образования на берегах Нила, что само по себе комфортно.
Таким образом, исход всех иностранных владык, пришедших сюда править, следовал одному из двух вариантов: либо они брали под свой временный контроль и уходили, либо оставляли Египет и, возможно, части прилегающих территорий в своих руках.
По сути, Египту нет необходимости иметь тесные связи с Аравией, Ливией или Левантом. Или, скорее, не может его сформировать. Это самое важное, что мы обсуждали. Описанная мной ситуация типична для Ближнего Востока и Северной Африки. Ознакомьтесь с этими топографическими картами:

Отчетливо видно, что вся территория от западного Пакистана до Ливии представляет собой смесь гор, пустынь и полупустынь. Речные долины изолированы и параллельны друг другу, между ними расположены большие участки неблагоприятных земель.
Египет отделен от соседей Ливией, Синаем и Аравийской пустыней, которая практически необитаема из-за чрезвычайно жаркого климата.


Месопотамия и Левант не имеют тесной связи с Аравией из-за наличия Сирийской пустыни и Большой пустыни Нефуд

Тунис, Марокко и Алжир отделены от восточной части суши пустыней Сахара. Если мы обратим внимание на правую сторону арабского мира, то увидим то же самое — Иранское нагорье в сочетании с суровой соляной пустыней оставили такие страны, как Иран, Афганистан и (части) Пакистана, крайне разобщенными как внутренне, так и внешне.

Иранские горы

В пустыне Кевир на востоке Ирана царит мертвая тишина

Сухие высокогорья Афганистана и Пакистана

Таких же объектов, простирающихся на тысячи километров, очень много. Хотя цивилизации исторически находили убежище в прибрежных районах и речных долинах, большая часть территории едва ли пригодна для деятельности, выходящей за рамки минимального комфорта.
Такая география имеет интересные и несколько парадоксальные последствия. Да, две волны завоевателей — арабы (раннее Средневековье) и арийцы (железный век) — сумели проникнуть во многие небольшие группы и широко распространить свои языки. Сегодня арабский и иранский языки почти полностью доминируют в регионе от Марокко до реки Инд, что, несомненно, представляет интерес для жителей этих территорий.
Но в то же время все это не дало большого эффекта, поскольку по сей день для местных жителей региональная и даже племенная идентичность по-прежнему важнее национальной. Если арабы не выражают это достаточно решительно, то иранцы в этом отношении особенно заметны. Они очень разнообразны.

Это все родственные национальности, но их очень много, и у каждой свои идеи. А что, если бы их разделяли большие горы и пустыни?

Сверху вниз - Фотографии народов лур, белуджей и пуштунов


В целом, сегодня не существует таких стран, как «Иран» или «Афганистан». Персы, курды, таджики, пуштуны и другие народы имеют свои особенности, а в некоторых особенно заброшенных местах (в частности, в Афганистане и Белуджистане) они до сих пор занимаются кочевым скотоводством и не смотрят дальше деревни, что очень грубо. Это создает множество проблем для построения развитой страны.
На самом деле три вышеупомянутые империи — Ахеменидов, Парфян и Сасанидов — рухнули именно потому, что иранские племена, населявшие эти места, на самом деле не были большими поклонниками сильных вертикальных структур власти, а горстка городских жителей не могла самостоятельно сохранять контроль. Основой этих, казалось бы, могущественных империй было объединение племенных союзов под властью Шахин-шаха, осуществлявшееся посредством войн и грабежей.
Конечно, многие персы были представителями самых крупных и развитых этнических групп Ирана, они строили города, занимались наукой и искусством, но они не смогли избежать влияния кочевых народов. Этот эффект привел к частым гражданским беспорядкам в государстве и в конечном итоге к его полному краху после горьких военных поражений, поскольку племенные группы были более склонны возвращаться в свои родные горы и пустоши, чем сражаться до конца за трон шаха. Все это происходит потому, что между различными регионами Ирана нет легкого естественного сообщения по морю или реке.
То же самое произошло и с арабами — ужасная система халифата не имела никакого смысла. Зачем это нужно, если Египет чувствует себя комфортно, Магриб любит ссориться с Южной Европой, а арабские бедуины просто не заинтересованы в каком-либо контакте с внешним миром — они просто хотят выжить в пустыне? Несмотря на то, что в этих местах уже давно говорят по-арабски, это не меняет того факта, что они не особенно нуждаются друг в друге в экономическом плане.
Чтобы прояснить ситуацию, позвольте мне привести несколько примеров:

В древние времена западная часть Северной Африки имела тесные связи с Европой и снабжала Европу хлебом

Арабизация ничего не изменила — местные жители были гораздо больше заинтересованы в Иберийских войнах, чем в укреплении связей со своими единоверцами на Востоке. Карта, показывающая империю Альморавидов, исламское государство в XI и XII веках

Страны Персидского залива в основном занимаются торговлей углеводородами, главным инструментом которой является не абстрактная арабская дружба, а поставка материальных благ покупателям в Индии, Китае и Индокитае
Нельзя сказать, что между этими землями не было никакой связи — нет, между ними существовали политические союзы и торговля, но дело в том, что у каждой страны всегда был более важный и более простой для объединения сосед. Географические характеристики определяют, что различные регионы арабского мира никогда не смогут стать первыми, что обречено на крайнюю разобщенность региона и на невозможность успешной интеграции арабских стран в действительно целостное государство.
Это «болезнь», от которой страдают как арабы, так и иранцы. Их культурная близость неизбежно наталкивалась на ландшафтные и климатические барьеры. Возникает интересная ситуация — теоретически гипотетические Большая Аравия и Большой Иран могли бы пойти по пути Италии и Германии в XIX веке и стать неудержимой силой, но в реальности это невозможно — природа не позволяет. Пока еще неизвестно, удастся ли преодолеть эти препятствия с помощью технического прогресса в будущем.
[Моя] История (Наука) Политика Ближний Восток Арабы Иран География Государство Национальная идентичность Империя Арабский Ислам Длинный пост 1Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Величайшая болезнь Востока.