Дух времени

У меня уже есть подробная статья о дореволюционной парфюмерии и косметике, но речь в основном идет об известных производителях. Сегодня мы подробнее поговорим о том, как меняется мода на парфюмерные ароматы и как организуется производство.

Люди использовали благовония и ароматические вещества на протяжении тысячелетий, но мы не отправляемся в пустыню таким образом. По наиболее распространенной версии, первые духи появились в 1370 году и отдаленно напоминают современные духи, в которых ароматические ингредиенты наслаиваются на спиртовую основу. Их называют духами королевы Венгрии. По одной из версий, это был эликсир, созданный для пожилой королевы. С его помощью она вернула себе новый облик и даже вышла замуж за короля Польши в возрасте 70 лет. По другой версии, королева Венгрии просто подарила духи королю Франции, которому они очень понравились. Стоит отметить, что до 18 века запахи духов представляли собой в основном пряности и травы, а не цветочные ароматы. Обычными ингредиентами являются мускатный орех, ваниль, корица, гвоздика и апельсин.

В первой половине 18 века эта тенденция продолжилась, и к популярным ароматам добавился только недавно разработанный бергамот. Люди также используют туалетный уксус. Уксус, содержащий различные примеси, широко применяется в медицине и косметике по уходу за кожей. Многие лекарственные растворы имеют резкий запах, но существует и туалетный уксус, которым можно протирать кожу и который имеет приятный аромат. Самым известным уксусом того времени был уксус «Четырех разбойников». По легенде, в 1720 году в Марселе разразилась страшная эпидемия чумы, но четверо грабителей спокойно передвигались по этому пустынному городу, не заразившись. Преступник был схвачен, но освобожден после раскрытия секретной формулы защитника. В некоторых источниках упоминаются другие даты и города, а рецепт этого лекарства различался, но традиционно в него входили лаванда, шалфей, розмарин, чеснок и мята. В 18 веке этот продукт пользовался большим спросом в России, но в 19 веке о нем стали забывать. Некоторые аристократические дамы XVIII века носили с собой уксусные коробочки с губками, пропитанными «освежающим» уксусом. Если женщина упадет в обморок, они это почувствуют. Впечатляющие, сентиментальные дамы тоже периодически падают.

Во второй половине 18 века во Франции стали производить всё больше цветочных духов. Существует теория, что эту моду основала королева Мария-Антуанетта, любившая цветы. Особенно ей нравится сочетание роз и полевых цветов. Но пряные ароматы также остаются популярными. Французская революция не оказала серьезного влияния на производство духов. Если во времена правления Марии-Антуанетты для благовоний использовали «Королевский папоротник», то появилось более позднее революционное название. У них даже есть аромат «Гильотина». Единственное, что изменилось, так это то, что со временем духи стали дешеветь и дешеветь, и их могла себе позволить не только аристократия, но и буржуазия.

Кёльн (буквально «одеколон») стал популярен во второй половине 18 века. Первый одеколон был создан в Кельне в 1709 году флорентийцем Иоганном Марией Фариной. В состав ингредиентов входят цитрусовые, бергамот, кедр и различные травы. С 1756 по 1763 год в Европе разразилась Семилетняя война. Когда французские солдаты правили Кельном и грабили магазины, они тоже восхищались одеколоном.

С XVIII по первую половину XIX века русские духи либо импортировались, либо изготавливались из привозных ингредиентов. Духи обычно готовит фармацевт. Крупной промышленности в то время не было. Парфюм иногда продается в магазинах кожгалантереи. Перчатки и средства для борьбы с запахом кожи традиционно являются сопутствующими товарами. Парфюм обычно продают по стаканам, покупатели сами разливают ароматную жидкость в красивые флаконы.

Подробные описания этих ароматов не сохранились. П. Р. М. И. Пыляев упоминал: "Косметика и парфюмерия вошли в обиход лишь в конце прошлого века. С тех пор наши придворные дамы не знали ничего, кроме гулявной воды (розовой) и зорной и мятной настоек (холодных) спиртных напитков. Во времена правления Екатерины II, «янтарные яблоки», пакетик, впервые стали у них популярны, их стали использовать как защитное лекарство от чумы и других эпидемий. Мелиссовая вода, а затем лоделаван (лавандовая настойка), который сейчас повсеместно употребляется, появился после походов нашей армии во Францию. Наполеон I очень любил последний и мыл им плечи и голову».

Известный российский парфюмер Константин Веригин работал во Франции с 1920-х годов. Веригин кратко описал изменения в европейской парфюмерной моде с XVIII века в своей книге «Парфюмерия»: «Духи этой эпохи почти все были афродизиаками; их формулы нам знакомы — они содержат большое количество мускуса, амбры и циветты. Остальные ароматов лишь умеренно их дополняют, многие другие духи уже были хорошо известны в то время, но они просто не соответствовали требованиям времени. Ужасы Революции, кровавые наполеоновские войны, подъем буржуазии – и изменение вкусов в парфюмерии – буржуазия не понимала темперамента аристократии, как и он не понимает масштаба аристократии, где ему чужда страсть. В парфюмерии он стремился только к природе и высокому качеству. Новые одеколоны и новые духи создавались со свежестью, простотой и ароматом цветочных масел, но простота натурализма вскоре приелась и была романтизирована с 1960-х годов, вытеснив и завоевав популярность вкус Все способствовало этой победе: музыка, литература, Аромат духов снова становится мощным и могущественным, но в него входит невиданная фантазия, благодаря достижениям химии в области парфюмерии. С натуралистической стороны Романтизм сохраняет много цветочной сущности от реальности школе добавляются запахи животных, но не выше определенного уровня «приличия"».

Многие литературные герои пользовались духами, но какие именно духи, почти не упоминалось. У Евгения Онегина есть «Cut Crystal Eau de Parfum». В романе «Война и мир» Элен Курагина пользуется духами. «Она была, как обычно, вечером в открытом спереди и сзади платье, по моде того времени. Ее бюст, который всегда казался Пьеру мраморным, лежал так близко к его глазам, что он пользовался его близорукость. Его глаза не могли не видеть яркую красоту ее плеч и шеи, так близко к его рту. Губы были так близко, что ему пришлось слегка наклониться, чтобы коснуться ее. Он слышал тепло ее тела, запах ее духов и скрип ее корсета при ее дыхании». Автор не уточнил. Что именно представляет собой персонаж пахнет, так что можно только догадываться, упор сделан на моду. В первой половине это либо отдельные цветочные композиции, либо комбинации ингредиентов. Роза, жасмин, фиалка, лаванда, резеда. В «Мертвых душах» есть эпизод, связанный со встречей просто милой дамы и дамы, во всех отношениях восхитительной. «Приход гостей разбудил спящих на солнышке щенков: пушистую Адель, вечно путавшуюся в собственной шерсти, и тонконогого кобеля Попули. Обе собаки лаяли и крутили хвостами, идя в коридор, гостья освободилась от волос и оказалась в платье модных узоров и расцветок, а вокруг ее шеи развевался длинный хвост цветов жасмина». Стандарт года, это очень популярный выбор среди женщин. Женщины первой половины XIX века распыляли духи не только на кожу, но и на одежду, включая шали, сумки и шарфы.

В первой половине девятнадцатого века были популярны духи с ароматом пачули. Написание слова может быть разным. Письмо А.И. Герцена (1839): «...модные духи называются рассиули, которые пахнут алоэ вера». К концу XIX века этот аромат вышел из моды и стал считаться устаревшим. В книге «Москва и москвичи». В.А. Гиляровский так охарактеризовал бал, который критическая публика сочла неудачным:

- Что это за страшная женщина?

«Она очень добрая женщина, но пахнет этой злой пачули, пахнущей аптекой за версту!… И как же такой отвратительный парфюм мог стать популярным?… …Камфорный какой-то запах, мускусный… ну , Это отвратительно!

Я засмеялся.

-- Вам смешно, -- продолжал дворецкий, -- что я так страстно говорю об одном духе. Да, у меня есть личная вендетта против них, я не могу спокойно говорить об этой заразе, да, заразе! Человек задыхается от этой грязи, как чума, он заражает все своим прикосновением, стоит только пожать тебе руку, и ты весь день будешь пахнуть египетской мумией.

Парфюм утратил романтический оттенок еще и потому, что листья пачули стали использовать как средство от моли. Неудивительно, что ароматная пачулями старушка вызывает у модной публики такие ассоциации.

Cherry Orchard также упоминает аромат пачули. Когда главная героиня приезжает в усадьбу, она встречает брата Гаева и богатого человека Лопакина:
Гаев: Я срезаю углы! Когда-то мы с тобой, сестра, спали в этой комнате, а теперь мне пятьдесят один. Странно...

Лопакин: Да, время идет.

Гафф: Кто?

Лопакин: Я говорю, время идет.

Гафф: Здесь пачули пахнет.

Однако сейчас разные авторы по-разному трактуют это предложение. Для некоторых это намек на старые добрые времена. Для других это намек на то, что все это устарело. Мне даже попадалась странная версия, где Гаев таким образом выразил "фи" Лопахину, потому что он был человеком из народа и этот парфюм до сих пор используется среди бедной публики, не следящей за модой. Интерес к этому компоненту вернулся в 1930-е годы.

Традиционно духи привозились в Россию из Франции и реже из Англии. Товары из Великобритании были дорогими, поэтому мало кто мог их себе позволить. В книге Николая Лескова «Островитяне» (1866) есть очень характерный сюжет:

— Понюхай, — сказал Фридрих Фридрихович, подняв муфту, увидев меня. -Чем это пахнет, сэр?

Не понимая, что происходит, я поднес фонарик к лицу. Она пахнет хорошими британскими духами, которые, по словам одной моей знакомой, придают всему радостный аромат.

«Пахнет счастьем», — ответил я, кладя муфту на стол.

Да-с, это и есть гость Романа Прокофьича. Они пахнут счастьем».

Во второй половине XIX века появляются известные отечественные марки — «Ралле», «Брокарь», «Товарищество Остроумова», «Сиу» и др. продукция в основном соответствует европейской моде, а сырье часто импортируется.

На моду также влияет технологический прогресс. В лаборатории начинает использоваться новое оборудование. Автоматическая сушилка Альфонса Оноре Пиве, запатентованная в 1864 году, позволила высушить мыло всего за несколько дней вместо месяца. С тех пор производство продукта резко возросло. В 1868 году Уильям Перкин, британский химик-органик, работавший над созданием искусственных красителей, синтезировал из пека (угольной смолы) кумарин — искусственный ароматизатор, пахнувший свежескошенным сеном. Кумарин помогает заменить более дорогие бобы тонка. В концентрированной форме кумарин пахнет ванилью.

Обратите внимание: По своим техническим характеристикам танк Т-80 превосходил многие аналоги своего времени.

Новые технологии помогают создавать более сложные композиции, в том числе с использованием искусственных ингредиентов. Известные синтетические духи включают Fougère Royale от Houbigant (1882) и Jicky от Guerlain (1889).

Поэт Серебряного века Алексей Лозина-Лозинский упомянул Le Trèfle Incarnat («духи «Багровый клевер») в стихотворении»):

...вся ее печаль от скуки,
Ей просто холодно
Но они любят ее и ее руки
Ее духи — Trèfle Incarnat

Это знаменитые искусственные духи. Низкая цена сделала их бестселлерами, и со временем они приобрели противоречивую репутацию. В них влюблялись девушки с сомнительным поведением и бедные горожанки, поэтому богатые и солидные дамы часто относились к ним с подозрением.

Грасс собирает фиалки для нужд парфюмерной промышленности

Романтические духи с цветочными нотами уже давно не сдают своего статуса. В воспоминаниях В. И. Пынзина и Д. А Засосова «1890-1910 гг. Жизнь в Петербурге 1980-х годов описывает духи так: «Французские духи были популярны, особенно от Coty. В конце описываемого периода стали популярны ароматы (тоже французские), например, ландыш: упакованный в в маленькой бутылочке из деревянной коробки. Держите стеклянный пестик над тертой пробкой и нанесите пару капель из стеклянного пестика на волосы или одежду. Аромат держится дольше и создает иллюзию натурального ландыша. Они дорогие за бутылку Рублей «Рабочий в столице в то время зарабатывал около 20 рублей в месяц. В Британии консервативные цветочные ароматы были популярны даже в 1930-х годах, когда во Франции набирали обороты синтетические и сложные ароматы.

В 1910-е годы во Франции появилась восточная мода, а вместе с ней и мода на парфюмерию в восточном стиле. Среди них этому способствовал знаменитый дягилевский сезон. Работы, подаренные французам русскими художниками, также имели восточную тематику. Через некоторое время эта мода пришла и в Россию. Позднее, с открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году, интерес к Востоку в целом и Египту в частности усилился. Египетская тематика часто присутствует в дизайне бутылок.

Главный розничный магазин компании Brocade на Никольской улице

В 19 и начале 20 веков использовались и другие ароматы – например, запах мыла. В то время производство мыла и парфюмерии было взаимосвязано. Более того, многие бренды начинали как мыло, в том числе французский Guerlain и китайский Brocard. Мыло – очень популярный продукт еще и потому, что оно ассоциируется с чистотой, опрятностью и опрятностью. Популярные ароматы включают орех/персидский сандал (возможно, другого происхождения, чаще всего Италия), розовое масло. Клубничное мыло стало очень популярным. Бедные горожане особенно любят «мыльный запах». Долгое время в России мыло считалось дорогим продуктом, который не каждый мог себе позволить, но во второй половине XIX века оно заметно подешевело. Брокар получил свой первоначальный капитал на производстве дешевого мыла, а затем занялся парфюмерией. Любовь к мылу, лосьонам и всему, что связано с очищением, – особенность и других стран.

Лалер, 1897 г

К сожалению, подробные воспоминания о отечественной фабричной работе до революции найти трудно. В своей книге «Парфюм» парфюмер Константин Веригин рассказывает, как во Франции в 1920-1930-е годы производились парфюмерия и косметика. Он сотрудничал с легендарным Эрнестом Бо, создавшим Chanel №5. Под руководством Бо он работал для брендов Chanel и Bourjois. В книге он не называет описываемую им фабрику, но видно, что речь идет о Bourjois.

«В те годы, хотя фабрика, на которой я работал, приобрела мировую известность, она занимала всего лишь большую четырнадцатикомнатную квартиру на четвертом этаже усадьбы, четыре из которых использовались для производства и продажи. Склад специй..лаборатория. На полках сверху вниз хранятся бутылочки, бутылочки и металлические коробочки с химическими пряностями и солями, на которых хранятся различные маслоподобные благовония; В глиняном горшке В соседней комнате стоит большое металлическое ведро со спиртовой краской. Среди прочего там духи, лосьон, одеколон, туалетная вода. Все пахнет сильно, но в нормальных условиях здоровья не вызывает сильная усталость. Конечно, с некоторыми вещами, особенно с сильными ароматами, нужно обращаться особенно осторожно…

Производство духов происходит в два этапа. Первая часть приготовления так называемых специй осуществляется в лаборатории. Возьмите формулу расчета, соответствующую требованиям пожаробезопасного шкафа, и по ней произведите расчет на производство заданного количества духов. Затем на большом столе с точными весами подготавливаются все необходимые для рецепта специи. Затем они начали шаг за шагом взвешивать каждое вещество, проверяя каждое вещество по запаху. По окончании также проверьте общий вес смеси, затем растворите ароматические соли и смолы на паровой бане; На этом первая половина работы окончена. Второй – смешать специи с соответствующим количеством алкоголя. Полученную жидкость оставляют стоять, затем охлаждают до 4-5 градусов в специальном холодильнике и сразу процеживают. Заморозка делается для того, чтобы парфюм не мутнел под воздействием перепадов температур и всегда оставался легким и прозрачным. С этого момента аромат считался готовым к розливу и продаже…

Отдел вкусоароматических концентратов, в котором мы работаем, очень важен и ответственен. Выпускает ароматизаторы для всей продукции фабрики: духов, лосьонов, туалетной воды, одеколонов, эссенций для сияния, кремов, пудр, помад, пудр, талька, мыла. Мы находимся на первом этаже дома в очень длинной лаборатории: 22 метра в длину и 4 метра в ширину, в конце находится небольшая комната с паровой баней для растворения ароматов; При входе справа по всей комнате стоят полки. Сверху располагаются бутылки весом от полукилограмма до двух с половиной килограммов, а снизу – от пяти килограммов до двадцати килограммов. Их около 700, общим весом от 900 до 1000 килограммов. Атмосфера в этой комнате чрезвычайно богата. Однако даже такая концентрация не может нейтрализовать некоторые отдельные запахи. Иногда внезапно начинает появляться новый аромат, который тогда полностью доминирует в атмосфере комнаты. Обычно это происходит, когда кто-то начинает взвешивать чрезвычайно сильные вещества. В комнате много синтетических ароматизаторов, причем их аромат настолько силен, что можно почувствовать запах литра спирта, ведь всего несколько капель выливаются сразу! В одном грамме содержится от 40 до 50 капель. Чтобы легче дышать, мы почти всегда работаем с открытыми окнами. Благодаря этому мы не чувствовали особой усталости в конце дня и даже редко болели насморком, несмотря на постоянный приток воздуха…

На заводе работает около восьмисот человек, которые повсюду интенсивно работают. В полуподвале находится полностью оборудованная мастерская. Недалеко от них есть стекольный цех, где тоже работает много людей. Дешевые бутылки поставлялись на завод оптом уже готовыми к использованию, а все наиболее ценные бутылки доставлялись в незавершенном виде и доводились на месте. Их режут, полируют, а затем каждую стеклянную пробку прикрепляют к отдельной бутылке. Очень интересно наблюдать, как опытные рабочие легко и быстро выполняют эту работу.

В мезонине оборудованы совет директоров, бухгалтерия, отдел статистики, касса и т.д. Также имеются склады готовой продукции для отправки по всему миру. Мы и цех по производству порошков находимся наверху. Воздух в этой комнате наполнен тончайшей пылью. Рядом находится склад с различными порошками, хранящимися в огромных деревянных ящиках. Странно видеть массу чего-либо, иметь возможность просунуть туда руку или ложку и полюбоваться нежными цветовыми вариациями. Рядом со складом есть помещение с машиной, которая может быстро засыпать порошковые брикеты через круглое отверстие внизу, которое закрывается вручную сразу после загрузки. Эти брикеты затем передаются в отдел упаковки, где они маркируются и упаковываются в большие коробки.

Второй этаж отведен под продажу косметики. Имеет два производственных отдела и отдел общей упаковки. В частях, отведенных для производства жиросодержащих продуктов, преобладают яркость и чистота. Многочисленные машины выполняют различные операции, что значительно облегчает труд: повышается эффективность производства и требуется сравнительно меньше рабочих. Для непосвященных самое зрелищное — это производство крема, особенно на завершающих стадиях, когда вся масса, движущаяся в котле машины, начинает приобретать гладкую и блестящую поверхность, что выглядит очень аппетитно.

В дополнение к различным кремам, порошкам-хайлайтерам, жидким и твердым веществам, кремам для макияжа, помадам, насыщенным румянам, карандашам для бровей и туши, туши (инструмент для нанесения теней), жидким порошкам, средствам для снятия макияжа с кожи и многому другому. Здесь также есть отдел сухого макияжа. В первом помещении отделения необходимые косметические ингредиенты смешиваются в больших чанах с помощью машин. Затем влажную массу помещают в специальную машину, которая прессует ее в виде небольших круглых кусочков. Затем каждый блок приклеивается к тонкой доске и переносится в соседнюю комнату, где он медленно автоматически высыхает. Работа завершается аккуратной обрезкой каждой таблетки с косметическим наполнением.

Остальную часть второго этажа занимают отделы упаковки всей вышеперечисленной продукции, а также различного мыла…

На третьем этаже находится цех парфюмерной жидкости и ее упаковки. Большая комната наполнена воздухом и светом и содержит множество баночек для смешивания и хранения жидкостей. Необходимые ароматы поступают сюда из концентрационного отделения, где их смешивают с чистым 96-градусным спиртом для создания духов, а также со спиртом и водой для создания одеколонов, лосьонов и туалетной воды. Затем ароматической жидкости дают отстояться, затем ее замораживают и фильтруют. С этого момента они готовы к упаковке. Его первый процесс — литье. Рядом находится цех розлива парфюмерной жидкости. Оттуда духи на специальных поддонах передаются в отдел окончательной упаковки. Упаковка элитных бутылок с притертыми пробками осуществляется полностью вручную опытнейшими работниками под строжайшим контролем, поэтому результаты всегда безупречны... На конвейере началась упаковка более дешевых жидкостей. Такая работа значительно повышает производительность, но, на мой взгляд, она не только утомляет работающих женщин, но и утомляет их.

Весь верхний этаж фабрики отдан под производство картонной продукции и различных парфюмерных аксессуаров. Ему служило много работниц. Некоторые люди очень хорошо умеют украшать шелковые роскошные шкатулки, а точнее, коробочку от флакона духов, в которой находятся различные парфюмерные аксессуары, например, пудра, мыло и флакончик лосьона или одеколона».

Конечно, почти все духи того времени были сняты с производства, но некоторые дошли до наших дней, например Lanvin «Arpege», Guerlain «Shalimar», а также отечественный «Красная Москва».

Еще фотографии с фабрики Brocard и Грасса

Бока Партнерс:

Вид на главное здание завода компании F-ka Brocard (архитектурный ракурс)

косметическая лаборатория

Отдел производства парфюмерии

Цветочный отдел Кёльна

мыло

***************

Французский город Грасс издавна был центром производства кожи, а сопутствующей продукцией традиционно были духи. Климат этого района идеален для выращивания множества цветов и трав. Таким образом, Грас стал одним из центров парфюмерной промышленности еще с 18 века. Есть как зрелые парфюмерные фабрики, так и компании, занимающиеся закупками отдельных ингредиентов, которые закупаются парфюмерами известных брендов.

Фабрика парфюмерной компании «Рур Бертран» в Грассе:

Фабрика парфюмерной компании «Рур Бертран» в Грассе. Обзор

Менеджеры и ключевые сотрудники

персонал

Химическая лаборатория

перевозка фиалок

Сортировка мимозы

Дистилляция цветков апельсина

[Моя] Русская История История (Наука) Духи Духи Российская Империя Мода История моды Длинная статья 25

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Дух времени.