В сообществе «Истории и легенды» хочется поделиться удивительной историей о греческой гетере Родопис, жившей предположительно в VI веке до нашей эры. Её судьба удивительным образом переплетается с биографией знаменитой поэтессы Сапфо, а сама Родопис считается одним из древнейших прототипов всемирно известной сказки о Золушке.

Родопис и фараон. Современная интерпретация.
Свидетельства Геродота: между историей и легендой
Основным источником сведений о Родопис является труд «отца истории» Геродота, который, впрочем, известен и своими фантастическими рассказами. Согласно его записям, Родопис была фракийкой по происхождению и первоначально находилась в рабстве у богатого грека на острове Самос. Позже её продали в Египет, где она продолжила заниматься своим ремеслом гетеры. Интересный поворот её судьбы связан с Хараксом, братом поэтессы Сапфо, который выкупил Родопис и даровал ей свободу. Оставшись в Египте, она сумела скопить значительное состояние. Часть своего богатства, десятую долю доходов, Родопис направила на изготовление и дарение Дельфийскому храму массивных железных вертелов для жертвоприношений. Геродот отмечал, что спустя столетие эти дары всё ещё хранились у алтаря.
Обратите внимание: История древнего Рима. Имперские легионы. V Македонский.
Споры историков и рождение мифа
После Геродота история Родопис неоднократно пересказывалась и обрастала новыми деталями у таких античных авторов, как Страбон и Овидий. Однако уже в древности возникали сомнения: некоторые историки полагали, что Геродот мог ошибочно объединить в один образ двух разных женщин — современницу Сапфо и более позднюю гетеру с тем же именем. Мифологизация фигуры Родопис началась почти сразу. Так, ходили слухи, что именно она, а не фараон Менкаур (Микерин), является заказчицей одной из пирамид в Гизе. Сам Геродот опровергал эти домыслы, справедливо указывая на хронологический разрыв и несопоставимость её состояния с масштабами такого строительства.
Древнейшая версия сказки о Золушке
Наиболее захватывающая часть легенды связывает Родопис с сюжетом о потерянной туфельке. Страбон передаёт эту историю так: во время купания Родопис орёл унёс одну из её сандалий и бросил её на колени фараону, который в тот момент вершил суд в Мемфисе. Поражённый изяществом обуви и необычностью происшествия, правитель приказал найти хозяйку сандалии. Ею оказалась Родопис из города Навкратис. Она была доставлена ко двору, стала женой фараона и после смерти удостоилась почётного погребения. Эту же легенду, называя фараона Псамметихом, позже записал римский автор Клавдий Элиан. Именно этот сюжет считается одним из древнейших литературных предшественников истории Золушки.

Поэтическое посвящение
Завершить рассказ хочется стихотворением, вдохновлённым этой удивительной легендой.
Там, далеко-далеко, висит волшебный лес,
Розовые лотосы купаются в голубом небе,
Существует легенда о нежной Родописе, пришедшей потревожить волны,
Окуните свое усталое тело в глубины синие, как день.
Орел, удовлетворяющий звезды, начинает свое необыкновенное путешествие,
Я смотрел на кудри Родопис, на ее лебединую грудь,
Среди камней на берегу я нашел чудесную сандалию для своих ног,
Около Мемфиса он прилетел в сад фараона со своей добычей.
Позолоченный трон стоял под ветвями кокосовой пальмы,
Фараон проводил тиранические суды перед группой рабов.
Орел над троном правителя на минуту остановился в полете,
Затем он возложил эту бесценную, легкую ношу на колени короля…
Родопис стала царицей и была любима, потому что
Никто никогда не мечтал о таких соблазнительных ногах…
Это было на радостном Юге, в волшебном мире, полном чудес,
Розовые лотосы купаются в отраженном голубом небе.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Родопис - Золушка Древнего мира.