Что вершит судьбу человека в этом мире, или «Эпос о Гильгамеше»

Часть 2 Мужчины

Хорошего дня, друзья! Сегодня мы продолжим разговор о человеке, приключения которого легли в основу всей современной культуры.

Для тех, кто здесь впервые

Прошу тех из вас, кого я уже знаю, поприветствовать меня, вторую часть моего анализа эпоса о Гильгамеше!

Таблица 7. Первый трибунал

Мы установили факт, что ночью, после вечеринки, посвященной победе над жуком, Энкиду приснился сон. Он мечтал о встрече с богами. Здесь слева направо: наши старые друзья, Уту-Солнце и Ану, Владыка Неба, а к ним присоединяется Энлиль, Бог Воздуха. Три бога встретились не за чаем.

Небеса собрались вместе, чтобы судить героев. Обвинителем выступает Ану, отец дважды оскорбленной богини Иштар. Он предлагает убить наглого Гильгамеша. Энлиль еще не участвовал в нашей истории как третье лицо, он взял на себя роль судьи. Повелитель Воздуха предлагает не наказывать Лугаров, а отправить лучшего друга царя Энкиду в «землю невозврата» (то, что шумеры называли загробным миром). Но тут вмешался Уту, и, поскольку мальчики никогда не обделяли его своим вниманием, он стал их адвокатом на суде. Бог Солнца сказал Энлилю, что казнь Энкиду была несправедливостью (Иштар оспорила бы это утверждение) и что нельзя допустить беззакония. Водитель мельницы унижает своего коллегу: «Поскольку герои принесли ради тебя огромные жертвы, ты не их товарищ?»

Вот они слева направо

Ответил ли Уту что-нибудь, мы не знаем, ибо Энкиду проснулся в холодном поту во время священного спора. Орк улетел и рассказал Гильгамешу о том, что он видел. Король был потрясен таким поворотом событий, но не пал духом. Люгер и Энкиду вместе пришли в храм Энлиля, чтобы молить Бога о милости. Дикарь увидел кедровую дверь храма и выругался. Даже после победы над Хумбабой он вырезал дверь из священного кедра и подарил ее Повелителю Ветров. Теперь легкомысленный (каламбур) Бог вернул ему щедрость!?

«Если бы я знал лучше, дверь, это было бы возмездием,

Какую пользу ты мне принесешь, -

Я возьму топор и разрежу его на куски

Я привяжу плот и поставлю на воду!»

Гильгамеш в ужасе посмотрел в глаза своему другу. «О чем ты говоришь? Мечты твои страшны, но не впадай в отчаяние. Я попрошу у Триединого Бога милости и помажу их великими дарами. Может, и сдуется!»

Но Уту высунул голову из-за облаков, разбив все надежды:

«О царь, не трать свое золото на идолов, -

Бог не изменит того, что Он сказал,

Сказанное не вернется, не будет отменено,

Выпавшие лоты не возвращаются и не аннулируются, -

Судьба человечества уходит, в мире ничего не останется!»

В ту ночь Энкиду заболел. Пока он был в бреду, ему приснился другой сон. Все исчезло, и только он и полуптица-получеловек стояли между небом и землей. Этот человек был «похож на лицо бури», и у него были крылья ворона, а вместо пальцев у него были кожистые когти. Между ребятами завязывается драка. Дикарь сражался упорно, но проиграл финальную битву. Человек-птица превращает Энкиду в маленькую птичку и уносит его в вышеупомянутую «землю невозврата». Она представила себе весьма удручающую местность, по которой бродят души умерших, «одетые в крылья, как птицы». Время от времени живые кормили жителей потустороннего мира жареным мясом и хлебом во время погребальных церемоний. Богиня Эрешгикаль управляет загробным миром, рядом с ней сидит Белет-цери, писец судеб, и дева пишет новую запись.. об Энкиду.

После хорошего сна орк почувствовал себя еще хуже. Дикарь пролежал в постели двенадцать дней, не в силах встать. Гильгамеш никогда не покидал своего больного друга. Он в отчаянии рвал на себе волосы: ни один целитель не мог помочь его заклятому брату избежать наказания богов. Каждый день царь наблюдал, как Энкиду исчезает, как свеча, и он, равный богам, величайший из смертных, не мог ему помочь. Впервые в жизни Гильгамеш почувствовал себя совершенно бессильным. Боже, как ты жесток!

Энкиду испустил последний вздох, встал с кровати и произнес фразу, которая заставила Лугара глубоко задуматься о смысле жизни.

«Почему меня покинул друг, который спас меня в бою?

Я и ты — разве мы не одинаково смертны?»

последние слова героя

Один из величайших героев когда-либо оказывается на грани смерти, а его друзья сквозь огонь, воду и медь раздираются смертью. Гильгамеш оставляет Энкиду на смертном одре; его время отправиться в «землю невозврата» еще не пришло до свидания…

Таблица 8. Погребение Энкиду

Взлетев в свете собственной славы, правитель Урука впал в полнейшее отчаяние. Похороны Энкиду — пожалуй, самая трогательная и философская часть эпоса. С вашего разрешения я процитирую часть главы 8 без комментариев автора.

«Послушайте меня, ребята, послушайте меня,

Слушайте, окруженные старейшины Урука!

Я плачу по Энкиду, моему другу,

Как скорбящий, я горько рыдал:

Мой могучий топор, моя могучая крепость,

Мой верный кинжал, мой верный щит,

Мой праздничный плащ, мой великолепный костюм, -

Злой дьявол забрал его у меня!

Брат мой, гонитель дикого степного осла,

На поляне пантера!

Энкиду, …

Какие мечты у тебя сейчас?

Ты потемнел и не слышишь моего голоса!"

Но он не мог поднять голову.

Он прикоснулся к своему сердцу – оно не билось.

Он закрывает лицо своего друга, как невеста,

Сам он как орел над ним парит,

Как львица с детёнышем в ловушке,

Он метался взад и вперед с яростью,

Как пряди, рвёт твои волосы,

Как грязь, он сорвал с себя одежду»

Гильгамеш провел шесть дней и семь ночей в постели павшего героя, и только когда тело великана сгнило, царь приказал отнести его на костер.

Гильгамеш прощается с душой Энкиду

По прошествии времени боль потери близкого друга начинает утихать, душу Лугара начинает преследовать тайный, первобытный, душераздирающий страх смерти. Однажды его прах развеется по ветру? Если все его действия забудутся, а жизнь так коротка и может закончиться в любой момент, то зачем вообще жить? Энкиду мертв, Гильгамеш мертв.. что дальше? ! Люгер впервые осознал, что ему суждено умереть. Он был не богом, а последним рабом в королевстве. И его, великого героя, и этого беднягу постигла одна и та же участь. Гил упал в пропасть, но это падение стало спасением его души.

Люгер и его рабы

Царь надел кожаные лохмотья и побежал из дворца в пустыню. Ищет единственного человека, который может ему помочь – бессмертного Утнапиштиена, пережившего Великий потоп.

давайте продолжим наш путь

Таблица 9. В поисках вечной жизни

Ну... Великий Потоп.. мы где-то о нём слышали. Если вы думаете об истории Ноя и его ковчега, вы думаете в правильном направлении. Спустя столетия после написания «Эпоса о Гильгамеше» древний Израиль был оккупирован не шумерами, а жителями Нововавилонского царства. Многие евреи переехали в Месопотамию на постоянное место жительства. Конечно, после нескольких поколений упорного труда они интегрировались с местными жителями и приняли местные обычаи и традиции, в том числе мифологические сюжеты.

Обратите внимание: Если попросить у человека, который служил в Советской или Российской армии, чтобы он показал свои дембельские фото, то с большой вероятностью на них можно будет увидеть аксельбант.

Миф о потопе – лишь один из них.

Сюжет аналогичен библейскому, с той лишь разницей, что главного героя зовут не Ной, а Утнапиштим, а прах праведника после смерти не развеивается по ветру, а принимается богами и стань единственным, кто получит дар вечной жизни.

гильгамеш подошел к нему. По пути нашего героя ждет множество опасностей и невзгод. Он забрался высоко в горы, и солнце безжалостно жгло царя пустыни. Дикие львы почти съедают бездомных, но глубоко сожалеют о своем решении. После странствий в энный раз Гильгамеш прибыл в горы Машу, которые «каждый день охраняют восход и закат».

По легенде, Уту приходил на эти хребты каждый закат, чтобы скрыться от людских глаз. Всю ночь бог солнца ходил по пещере, чтобы на рассвете выйти с другой стороны горы и вновь принести смертным тепло и свет.

Могущественные охранники – Скорпионы – стоят на страже у дверей Солнечного прохода. Даже сам Гильгамеш испугался их появления, но Лугар сжал волю в кулаке и пошел прямо к человеку, который, казалось, был главным.

На вопрос стражника: «Дитя мое, что ты забыл?», герой беззастенчиво ответил, что хочет увидеть бессмертного Утнапиштиена. Членистоногие пытаются отговорить странников от риска:

«Только боги могут вывести оттуда Шамаша,

Он сжигает живые существа своим светом, -

Как ты мог пойти по этому пути?

Попав однажды, ты уже никогда не сможешь выйти!»

Но Гильгамеш ответил настороженному стражнику:

«В боли моего тела, в печали моего сердца,

В жару и холод, тьму и тьму,

Со вздохами и слезами я иду вперед!

Открой мне горную дверь сейчас же!»

первый заказ

Скорпион открыл дверь на перевал Уту, и Король смело бросился во тьму пещеры. Путь Бога Солнца состоит из 12 пещер, соединенных непрерывным проходом. Под землей ничего не видно, видимо небесное тело пренебрегло освещением. Пройдя через три пещеры, Гильгамеш хотел повернуть назад, но набрался смелости, преодолел свой страх и бросился вперед. Вот ветер развевает волосы, вот наступил рассвет... Герой заходит в драгоценный лес.:

«Сердолик приносит плоды,

Он украшен шпажками и выглядит восхитительно.

Лазурит растет листьями -

Это тоже приносит плоды, что выглядит интересно.

Гильгамеш шел по каменному саду,

Я поднял глаза и увидел это чудо.»

Король прошел через драгоценный лес и увидел берег Вечного моря, с таверной на берегу.

Таблица 10 Трактирщик Богов

Таверной управляет Сидури, богиня брожения — трактирщица богов. В ее скромном здании боги любят веселиться и пить кашу. Она была ошеломлена, когда увидела Гильгамеша издалека. Перед ней предстал не почтенный Лугар, а худой бомж в лохмотьях, с обветренным лицом и впалыми от голода и усталости щеками. Решив, что это грабитель, богиня заперла ставни, но Гил успокоил ее, рассказав свою историю, и на всякий случай пригрозил ворваться внутрь, если дама не впустит его.

Здесь начинается сюжет героического искушения, описанный во многих произведениях. Сидули попыталась образумить блудного царя:

«Гильгамеш! Куда ты идешь?

Вы не найдете той жизни, которую хотите!

Когда боги создали человечество, -

Они определили смерть человечеству,

Они держат жизнь в своих руках.

Гильгамеш, наполни свой живот

Пусть ты будешь счастлива днем ​​и ночью,

Праздники отмечаются каждый день,

Играйте и танцуйте день и ночь!

Сделай свою одежду яркой и красивой,

Держите волосы чистыми и мойте тело водой,

Посмотрите, как ваш ребенок держит вашу руку,

Радуй друзей своими объятиями -

Это единственное, что можно сделать!»

Гильгамеш ответил богине, что он забрался так далеко не для того, чтобы вернуться и спокойно прожить свою жизнь, как трус. «Дорогой мой, ты лучше скажи мне, как добраться до Утнапиштима. Мне все равно, по морю или по пустыне, я пойду в любом направлении».

сладкое искушение

Сидури пришлось сообщить упрямцу, что у бессмертного праведника есть личный судовладелец – Уршанаби. Он плывет по морю на волшебном корабле. Только этот человек сможет перевезти героя на остров Божий и благополучно пересечь море смерти.

Гильгамеш немедленно отправился к лодочнику. В лесу на берегу он нашел странные идолы, вокруг которых обвилась змея. Люгер тогда пришел в ярость (срыв?) и в припадке безумия разбил идола и задушил рептилию. Утихомирив свой гнев, Гил вышел из леса и подошел к берегу, где встретил... Уршанаби, который выходил из лодки, чтобы не погладить буйного странника по голове. Оказывается, лесные боги — это талисманы, позволяющие лодочникам без труда пересекать воды смерти. Дорога через воду теперь была закрыта, но Гильгамеш усердно трудился, чтобы искупить свою вину: он вырезал из деревьев огромные шесты, намазал их смолой, а затем кораблестроители наложили необходимые заклинания.

первые моряки

когда ребята достигли Моря Смерти, в ход пошли сделанные ими шесты, Гил окунул их в море и вытолкнул со дна. На высоте 120 метров у нас закончились шесты, но до берега было еще далеко. Тогда герой сорвал остатки своей одежды и из них построил парус, с которым благополучно достиг цели своего путешествия – священного острова.

Утнапиштим, однако, охладил энтузиазм Странников, почти дословно повторив слова Сидури:

«...Я не могу дать тебе ответ,

У меня нет для вас никаких советов!

Яростная смерть не щадит никого:

Собираемся ли мы строить дома вечно?

Хотим ли мы запечатать это навсегда?

Братья разлучены навсегда?

Вечная ли человеческая ненависть?

Будут ли реки всегда течь с пустой водой?

Превратятся ли личинки навсегда в стрекозу?

Способный выдержать взгляд солнца,

Давно ничего подобного не происходило…

…правители — люди? Когда Элиэль благословил их,

Тогда Ануннаки, великие боги, собрались вместе,

Мамет, творящий судьбу, вместе с ними судит судьбу:

Они решают жизнь и смерть,

Не сказали время смерти,

Они говорят: Живи!»

Боги дали людям множество причин для жизни. Да, они сохраняют монополию на знание времени смерти, но так ли важно это для человеческого счастья? Оставайся в живых, герой, и получай как можно больше удовольствия от процесса, так уж устроены люди.

Таблица 11. Испытание на прочность

Гильгамеш был удивлен ответом Утнапиштима и задал единственному бессмертному человеку риторический вопрос: «Ты не так силен, как я. Когда ты устал, ты ложишься спать и ешь ту же еду. Ты Тот же человек, но почему ты и вашим близким суждено иметь привилегию не знать смерти?»

Старейшины рассказали лугянам миф о наводнении. Его судьба была лишь исключением, подтвердившим правило. Утнапиштим представляет Гильгамешу испытание: если герой желает овладеть смертью, пусть сначала сразится со сном. По условиям, царю пришлось бодрствовать семь дней и ночей, но из-за усталости пути он вскоре впал в глубокий сон.

Мудрец попросил жену испечь немного белого хлеба и положить его рядом со спящим. И первый, и второй, и третий хлеб были невкусны... Только от седьмого куска хлеба герой проснулся.

«Что мне делать, Утнапиштим, куда мне идти?

Хищники захватили мое тело,

Смерть живет в моей комнате,

Куда бы я ни посмотрел, везде смерть!»

разговоры о важном

Утнапиштим сочувствовал Лугалу, потому что тот прошел такой трудный путь. Он приказал Уршанаби искупать Гиля, дать ему новую одежду и, наконец, подарил ему подарок. Старик рассказал царю, что на дне морском растет цветок. Кто его съест, тотчас помолодеет. Гильгамеш поблагодарил Бессмертного и произнес очень важные слова, продемонстрировавшие его полную духовную трансформацию:

"...Этот цветок - знаменитый цветок,

Потому что через него люди обретают жизнь.

Я отвезу его в огороженный Урук,

Я накормлю свой народ и испытаю этот цветок:

Если старик из-за него станет молодым,

Если я съем это, то верну себе молодость»

Здесь мы видим уже не тщеславного юношу, а человека, готового поделиться тайнами бессмертия со своим народом. Чтобы не дать другим пройти через его пытки.

На обратном пути Гильгамеш решил искупаться в реке и неосмотрительно оставил на берегу волшебный цветок. Бессмертное растение утащила ползущая змея, и герой с ужасом наблюдал, как оно сбросило кожу и вновь обрело молодость.

Во многих культурах змея является символом обмана

Еще одно сходство с Библией состоит в том, что как в основных христианских писаниях, так и в шумерских эпосах, разделенных тысячами лет, можно найти общий сюжет: змеи, существа подземного мира, лишают людей вечной жизни и жизни на небесах.

Гильгамеш вернулся в Урук с пустыми руками в сопровождении судовладельца Уршанаби. Казалось, это путешествие было напрасным и ему пришлось прекратить борьбу с судьбой и провести остаток предназначенной ему жизни, но герой не унывал.

Эпос заканчивается кажущейся на первый взгляд странной фразой Гильгамеша:

«Встань, Уршанаби, и пройди по стенам Урука,

Посмотрите на фундамент, почувствуйте кирпичи —

Его кирпичи обуглены

Разве городскую стену не построили семь мудрецов?»

Это стихотворение о людях, ставших свидетелями всего этого, на самом деле представляет собой цикл, финал которого является буквальной отсылкой к началу истории. Подожди, а где мораль? Если герой окажется там, откуда начал, какой смысл в этом пути? Фактически, циклы сами по себе являются ответом на эти вопросы. В переводе Дьяконова отсутствуют заключительные строки, объясняющие характер финала эпопеи.

Вернувшись в Урук, царь рассказал Уршанаби об устройстве города – жизни его жителей, его районах и расположении его храмов. Гилл переходит от личной трагедии к общественной жизни, что является более устойчивой концепцией. Он отправился в Цзаоюань со своими гостями, взял табличку.. и написал о своих приключениях. Да, Гильгамеш не может укротить судьбу, но нужно ли это? Люгер добился единственного бессмертия человечества – бессмертия в искусстве.

Спустя столетия, взяв в руки произведение, ровесник египетских пирамид, мы сможем заглянуть в души людей того времени. Из-за пелены веков нам улыбнётся победитель времени – Гильгамеш, король Урука.

До скорой встречи, друзья!

[Моя] История (Наука) Гуманитарные науки Философия Литература Длинная 3

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Что вершит судьбу человека в этом мире, или «Эпос о Гильгамеше».