Ф.А.Малявин «Крестьянская девушка вышивает"
Сегодняшний пост — продолжение рассказа о том, из чего шили одежду в прошлом. В прошлый раз мы обсуждали, как изготавливаются и используются ткани. На этот раз — о том, как красят ткани и какие цвета популярны.
Следует отметить, что большая часть материала не была окрашена. Так называемые дикие цвета могут быть желтоватыми, сероватыми, а иногда даже голубоватыми. Поэтому, когда в литературе говорится о чем-то диком цвете, имеется в виду цвет необработанного полотна, а не смущающий цвет его владельца. Позже это может быть также названием «грязного» светло-серовато-синего цвета, который иногда рисуют на зданиях.
Крашение ткани можно разделить на домашнее/ремесленное крашение и крашение в промышленном производстве. Фермеры часто просто отбеливают ткань. Для этого готовую ткань или пряжу замачивают в щелочи, добываемой из золы. В теплое время года готовое полотно оставляют на солнце, чтобы оно выгорело, что занимает много времени. Иногда процесс обработки может состоять из нескольких циклов, во время которых ткань замачивают в щелочи, полоскают и подвергают воздействию солнечных лучей. С каждым новым циклом цвет становится светлее. Процесс производства тканей (в основном льняных) в хозяйстве непрерывный и длительный. В мае ткань прошлогоднего урожая лежала на солнце. Готовые изделия из беленого льна часто украшают вышивкой, которая в разных регионах имеет свои нюансы и является отдельной темой.
З. Е. Серебрякова «Беление холста» (1917)
Если хотят покрасить, то используют растительные ингредиенты, такие как сок крыжовника, кора дуба (темно-коричневая), кожица лука (светло-коричневая), облепиха (ягоды и кора для получения разных оттенков красновато-коричневого цвета), крапива (серо-зеленая).), резеда (желтая) и т д. В качестве фиксаторов можно использовать квасцы, капустный рассол, уксус и даже мочу (иногда животную, иногда человеческую), что также может повлиять на конечный цвет. Есть много рецептов. Лучшие черные пигменты долгое время получали из личинок чернильниц — насекомых семейства Galeidae. Орехи содержат дубильные вещества, которые в сочетании с солями железа образуют стойкий черный краситель. Чернила, которыми они писали, были сделаны из них.
чернильные орехи
Существовали частные красильные мастерские, куда люди могли приносить домотканые ткани для последующего окрашивания. Красильщики использовали специальные краски, в основном синюю, которая является наиболее доступным цветом и особенно любима старообрядцами. В южных областях Российской империи росла вада, из которой можно было извлечь синюю краску. Краситель индиго был популярен и в России, куда он поступал преимущественно из британских колоний.
помимо вышивки, ткани можно украсить и набивной продукцией. Обычно набивные ткани производятся промышленным способом, например популярный ситец. Но принты на ткани делают и артели. В XIX веке большой популярностью пользовались так называемые туфли на квадратном каблуке, представленные артелями. Особенно это распространено в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Тверской и Псковской губерниях. Фермеры приносили ремесленникам свою домотканую ткань, чтобы она раскрасилась и выбрала нужный узор из готовых вариантов. Рисунок наносится с помощью специальной доски – манекена. Приманки иногда изготавливаются из дерева и вырезаются вручную, но имеют и металлические детали. С помощью проволоки на мантии создается более детальный ажурный узор. В крупных произведениях искусства существуют десятки литургических вариантов оформления. На промышленных предприятиях узоры печатают на материалах, уже окрашенных в один цвет, а при редукционной окраске - наоборот. С помощью распорядителя на ткань наносится вапа – «резервный» ингредиент, чтобы предотвратить ее окрашивание. Далее ткань отправляется в чан с красителем. Раствор индиго называется кубом, поэтому синий цвет иногда называют чаном. После окрашивания в кубе ткань промывают, чтобы удалить вапу, оставив на ее месте белый узор. Рецепт Вапы был другим, и со временем в него начали добавлять и красящие вещества, поэтому цвета были не просто синими и белыми. Так украшали одежду, скатерти, покрывала и даже церковные облачения. Каждый регион имеет свой характерный узор, поэтому эксперт может увидеть нечто подобное и точно сказать, откуда оно взялось.
Если говорить о красителях, которыми пользовались гильдии красильщиков и крупномасштабное производство, то в 18 веке использовали натуральные ингредиенты. Синий цвет получается с помощью уже упомянутых индиго и вайды. Черный цвет происходит от уже упомянутых чернильных гаек. Они также экспериментируют с другими растительными ингредиентами и их комбинациями. Есть упоминание об ореховых чернилах, которые изготавливаются из зеленой скорлупы грецких орехов. Таким образом можно получить разные оттенки коричневого красителя, в том числе близкий к черному.
Иногда могут использовать несколько красителей поочередно (чаще всего сначала красят в темно-синий цвет, а затем повторяют другими красителями до тех пор, пока цвет не станет совсем темным). Красный цвет получается с помощью спекла – красителя на основе морены. Споты привозят из Европы, чаще всего из Франции, и стоят довольно дорого. В 19 веке отечественные производители начали использовать морену, произрастающую на Кавказе. Красивый красный цвет придает кармин, краситель на основе кармина, извлеченный из высушенных самок кактуса кокцидия семейства Чешуйчатые насекомые. Кошениль была привезена из Мексики и стоила больших денег. Насекомых собирают с кактусов, убивают и сушат, чтобы они выглядели как сморщенные зерна, и продают на вес производителям красок. В России эти «зерна» называют «офисными семенами». В 1768 году императрица Екатерина II издала специальный указ, предписывающий открытие «красных червей» в Российской империи, но на тот момент он не увенчался успехом. В 19 веке стали использовать араратскую кошениль.
Обратите внимание: Из жизни дореволюционного официанта.
В Европе он был известен задолго до Мексики, но с открытием Америки о нем надолго забыли. Мексиканская кошениль более яркая, и ее можно собирать в больших количествах. По другой версии, этому помешала политическая катастрофа и турецкое завоевание этой территории. В начале XIX века в Эчмиадзинском монастыре архимандрит Исаак Тер-Григорян (известный также как миниатюрист Саак Цахкарар) посредством экспериментов смог возродить забытые рецепты. Тридцать лет спустя арарским горным кошенильем заинтересовался Иосиф Христианович Гамель, академик Российской Императорской Академии наук.польский кармин
В некоторых европейских странах, например в Польше и на Ближнем Востоке, также используется кармин, полученный из щитовок. Червицы из Польши называются польскими карминами. Красный – красный цвет – назван в честь тех самых щитовок. Червонец (разновидность монет из красного золота), похоже, также имеет какое-то отношение к червям. По одной из версий, это отразилось в календаре. Сбор червей происходит в июне-июле (возможно, так называется месяц: июнь у поляков - червень, у чехов червень, июль на древней Руси называется червень, в Чехии и Словакии - шевнец). Кермесы используются в России, Франции, Испании и Турции, в первую очередь для крашения шерстяных тканей. Красители, извлеченные из растения сафлора, дают более нежные красные, розовые, а иногда и желтые оттенки. Желтый цвет получают из шафрана, цветов оленя и дрока. Зеленый оттенок получают красками на основе меди, иногда попеременно окрашиваемыми в синий и желтый цвета. В начале 19 века немецкий химик Карл Шееле изобрел очень красивый краситель изумрудно-зеленого цвета, который когда-то пользовался большой популярностью. Однако позже выяснилось, что краска «Зеленый Шеля» содержала мышьяк, поэтому окрашенные им ткани оказывались токсичными. Иногда цвет получают путем объединения нескольких красителей.
Зеленое платье выставлено на выставке «Жертвы моды» Музея обуви Бата. Это платье датируется примерно 1865-1870 годами. Мышьяк в тканях
Чтобы протравить ткань и краска лучше приклеилась, использовали оксиды железа и других металлов. В Средние века существовал оригинальный рецепт протравы, которым иногда пользовались недобросовестные красильщики. Не стесняйтесь использовать его, поскольку он вреден для тканей, хотя и дает красивый насыщенный цвет. Для этого красильщик достает из кузницы или шлифовального станка металлическую стружку и вымачивает ее в уксусе, который затем добавляется в чан с красителем.
Во второй половине XIX века появились искусственные красители. Стоит отметить, что их создание было обусловлено работами российских ученых, в том числе искусственного интеллекта. Бартлерова, Н.Н. Зинина, А.А. Воскресенский, Б.П. Алексеева. В 1840 году русский учёный Н. Н. Зинин синтезировал анилин, который впоследствии стал основой дешевых анилиновых красителей. В конце XIX века стали использовать анилин черного, синего, желтого, оранжевого и т д. В 1869 году немецкие учёные синтезировали ещё один популярный краситель — ализарин. Он дает красный цвет и использовался до 1950-х годов.
Коллекция тканей Музея ситца в Иваново
Несмотря на успехи русских химиков, красители оставались в основном импортными до 20 века. В 1914 году начались работы над Акционерным обществом «Русскокраска» и началось строительство Рубежанского завода на Донбассе. Считается, что это первое крупномасштабное производство текстильных промышленных покрытий в Китае.
Коллекция тканей Музея ситца в Иваново
Когда дело доходит до покраски, стоит упомянуть яркие цвета. Среди фермеров XIX века самыми популярными цветами были белый, потому что домотканую ткань легче всего отбеливать в домашних условиях, и синий, потому что краситель индиго легче всего был доступен в красильнях.
Дубовский «Прядиха"
Есть также темные цвета, которые считаются практичными. Но самыми популярными и праздничными считаются разные оттенки красного. Ситец фабричного производства часто содержит различные оттенки красного. Желтый и зеленый менее популярны в одежде. В 18 веке большая часть красивых тканей была привезена из Западной Европы, и из-за некоторых древних суеверий к этим цветам традиционно относились с осторожностью. К тканям с узорами, особенно полоскам, которые считаются крайне неоднозначным цветом, опять-таки в силу некоторых древних традиций и суеверий, у людей также двойственное отношение. В Средние века его носили странствующие художники, проститутки и другие сомнительные особы. Возможно, полосатая тюремная форма — отголосок той эпохи. Позже нашивки стали ассоциироваться с Востоком и экзотикой, поэтому полосатую одежду часто носили чернокожие слуги и она стала популярна среди знати. Полосатые ткани респектабельные европейцы активно носили начиная с XVIII века. Лишь в 18 веке по совету мадам де Помпадур розовый стал популярным. Стоит отметить, что синие и розовые детские костюмы стали частью гардероба мальчиков и девочек лишь в середине 19 века. Однако синий не ассоциируется с мальчиками, а розовый не ассоциируется с девочками. Причем эта мода существовала только среди аристократов и богатых людей, которые могли себе позволить покупать детскую одежду в больших количествах. Остальные одевали своих детей в белое, потому что дети часто пачкали свои вещи, а краска не выдерживала постоянной стирки, в том числе постоянного кипячения.
Вот еще несколько забытых названий цветов:
Аделаида, Аделаида – темно-синий. В 1840-1850-х годах его использовали в публицистике и литературе: Тургенев («Цвет Аделаиды, или, как у нас говорят, Аделаида») и Достоевский («Цвет Аделаиды») и Достоевский («Цвет Аделаиды»). Так этот галстук цвета Аделаиды?» — Аделаиды, сэр. — Это цвета Аграфеннинга?»)
горячий - оранжевый, темно-оранжевый, в 17-18 веках это было самое распространенное слово для обозначения апельсина
Изабель – бледно-соломенного окраса, обычно цвета лошади, шерсть светлая, желтовато-белая, хвост и грива белые
амарант — малиновый (франц amarante — «малина»)
Арлекин – полихромный, пестрый (в начале XIX века так называлась ткань из полихромных треугольников).
Рыболовный крючок (гарпун, малиновый) – малиновый с голубоватым оттенком
Бисмарк коричневый. Его оттенки: «Бисмарк недуг» (болезнь), «Бисмарк en colere» (гнев), «Бисмарк глаз» (сдержанность), «Бисмарк сияющий» (блеск), «Бисмарк содержание» (радость)
Блан или планш (от французского blanc — белый) — кремово-белый цвет. Даль имеет чистый телесный цвет
Буланы - серо-бежевый
Глаза вороны черные. Рекомендуется для стильных смокингов. Такого оттенка можно добиться, используя только качественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретет красноватый оттенок).
Джет – Цвет угля (угольно-черный); Возможно, устаревшая форма слова «оникс
Дерево Иуды - ярко-розовый
кармин, кармин - ярко-красный
кипятить, кипеть - белый - белоснежный, цвет кипеть - белая пена, образующаяся при закипании воды
Муар – переливчатость (относительно тканей с отливом)
Пукетовый – (от слова «букет») – с цветочным орнаментом
темно-коричневый — (от французского «puce» — блоха) — темно-коричневый
Смарагд – изумруд
Смолли - темно-серый
[Моя] История России Российская Империя Вышивание ткани Длинный пост 5Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О цветах дореволюционного платья.