Ткань как важная деталь портрета

Картина Илариона Приянишникова «Прядиха» переносит нас в мир, где создание ткани было кропотливым ручным трудом.
Читая произведения классиков или старинные мемуары, мы часто встречаем незнакомые названия тканей, цветов и деталей одежды. Парчовый платок Сони Мармеладовой, барышня в платье из кисеи, клетчатое пальто бедного художника у Гоголя — все это не просто бытовые детали, а важные штрихи, раскрывающие социальный статус, характер и вкусы героев. В прошлом ткань была гораздо более ценным ресурсом, чем сегодня. До второй половины XIX века готовую одежду в магазинах почти не продавали — исключением были лишь аксессуары вроде перчаток, шалей или шляп. Массовое производство платьев, костюмов и пальто началось только в XX столетии. До этого одежду либо шили на заказ у портного, либо создавали дома. Умение кроить и шить высоко ценилось и было важным навыком для хозяйки. Поэтому люди прекрасно разбирались в тканях, знали их свойства и ценность. Одно только разнообразие хлопчатобумажных материй могло исчисляться десятками видов. Приданое невесты часто включало в себя отрезки различных тканей, что считалось ценным вкладом в новую семью.
Интересно, что ткани использовались не только для одежды, но и в интерьере — для обивки мебели, драпировки стен и даже в качестве обоев. Само слово «обои» исторически произошло от слова «обивать», то есть украшать тканью. В XVIII веке, например, были популярны «дамасские обои», которые представляли собой настенное покрытие из узорчатой ткани. Позже их вытеснили более дешевые бумажные аналоги. Часто для отделки стен и мебели в одном помещении использовали одинаковую материю, создавая целостный и гармоничный интерьер.

Домотканые материалы: лен, конопля, шерсть
Все ткани дореволюционной эпохи можно условно разделить на домотканые, создаваемые вручную для собственных нужд, и фабричные, производимые промышленным способом. Крестьяне для себя и мелкой продажи в основном работали с льном, коноплей и шерстью. Это деление довольно условно, ведь некоторые материалы, например, тот же лен, могли быть и продуктом кустарного труда, и сырьем для крупных мануфактур.

Тяжелый труд ткача запечатлен на картине В. Маковского «Ткач и его внучка» (1886).
Лен был, пожалуй, самым распространенным сырьем. Его выращивали во многих регионах, стараясь сеять густо, чтобы стебли были тоньше и прямее. Сбор урожая был целой наукой: время определяли по состоянию листьев и стебля. Ранний сбор давал более тонкое и легкое, но менее прочное волокно. Поздний — более грубое, но и более долговечное. Часто лен убирали в несколько этапов, чтобы получить сырье разного качества. После сбора стебли вымачивали — либо в пруду, либо прямо на поле под росой, чтобы разрушить твердые части. Этот процесс назывался «мочка». От качества воды зависел и итоговый цвет волокна. Затем лен сушили, мяли специальными мялками, трепали, чтобы отделить волокно от костры, и чесали гребнями. Чем тоньше получалась кудель (подготовленное волокно), тем качественнее выходила ткань.

Литография XIX века дает представление о масштабах льняного дела.
Из подготовленной пряжи на ткацком станке ткали полотно — холст. Тонкий холст шел на одежду, грубый — на мешки, полотенца и другие хозяйственные нужды. Ткань часто отбеливали или красили. Долгое время одежда русского крестьянства была преимущественно льняной. Однако с развитием фабрик домотканое полотно стало символом бедности, и к концу XIX века его уже стеснялись носить.

Федот Сичков в своей работе «Льняная мельница» (1905) показывает механизацию тяжелого труда.
Конопля (пенька) также широко выращивалась на территории империи. Изначально из нее делали ткань для себя, но позже она стала важной статьей дохода для целых губерний. Конопляное волокно шло в основном на технические нужды: канаты, веревки, парусину для флота, грубую рабочую одежду. Интересный факт: первые джинсы Levi’s были сшиты именно из прочной конопляной ткани. Российская пенька высоко ценилась и активно экспортировалась.

Гравюра, изображающая процесс обработки льна.
Шерсть была незаменима для теплой одежды. В домашних условиях из нее ткали грубое, но теплое сукно. В XVIII веке шерсть стала использоваться и в промышленности, в основном для производства солдатского сукна на шинели и мундиры. Сырье было грубым, так как овцы центральных регионов России не давали тонкой шерсти. Более качественную шерсть импортировали. Лишь к середине XIX века, когда государственный заказ перестал быть единственным покупателем, фабриканты начали инвестировать в разведение тонкорунных овец и производство более дорогих и мягких шерстяных тканей.

Промышленная революция в ткачестве: фабрики и новые материалы
Развитие фабричного производства кардинально изменило мир тканей. Еще Петр I, понимая важность независимости от импорта, основал 14 полотняных и суконных мануфактур. Они производили в основном парусину (грубый холст для парусов) и «солдатское сукно». Работали на них в основном крепостные.

Суконная форма солдат петербургского гарнизона, 1891 г.
Настоящий прорыв случился с развитием хлопчатобумажной промышленности. При Елизавете Петровне в России появилось производство набивных тканей — ситца. Первую ситценабивную фабрику открыли англичане, но вскоре монополию отменили, и производство расцвело, особенно в Московской губернии и Иваново. Изначально рисунок наносили на готовую импортную ткань, но с появлением печатных машин в XIX веке процесс удешевился, и ситец стал доступен широким слоям населения.
Массовое производство хлопчатобумажной ткани началось с Александровской мануфактуры под Петербургом (1798 г.). Позже, в 1845 году, предприниматель И. Ф. Баранов основал Троицко-Александровскую мануфактуру, прославившуюся на весь мир своим качественным и ярким «барановским ситцем». Секрет успеха был в инновациях: Баранов нашел способ использовать более доступные красители (например, кавказскую марену вместо французской) и усовершенствовал технологию. Продукция его фабрик получала высшие награды на международных выставках.

Троицко-Александровская мануфактура Баранова.

Долгое время сырьем для хлопка служил импорт из США. Гражданская война в Америке (1861-1865) заставила искать новые источники. Им стал Туркестан (Средняя Азия). Освоение этого региона потребовало огромных инвестиций в строительство железных дорог и развитие местной промышленности, что в итоге привело к экономическому подъему всего края.

Иллюстрация из книги о Туркестане, 1913 г.
Шелк, ткань для элиты, в России пытались производить с петровских времен, закладывая тутовые плантации на юге. Однако климат был не слишком благоприятен для шелководства, поэтому качественный шелк в основном импортировали.

Картина В.М. Максимова «Богатый свекор» показывает разницу в одежде поколений, отражающую переход от домотканых к фабричным тканям.
Словарь старинных тканей
Мир дореволюционных тканей невероятно богат. Вот лишь некоторые из часто встречающихся в литературе названий:

Фотограф М.А. Круковский запечатлел процесс прядения в Карелии.
АЖУР — сквозная узорчатая ткань (хлопковая, шелковая, шерстяная). После механизации в 1830-х из нее стали массово делать чулки, шали, платки.
АЛЕКСАНДРЕЙКА (КСАНДРЕЙКА) — нарядный хлопок в красную или розовую полоску для крестьянских рубах.
АТЛАС — блестящая ткань с гладкой лицевой стороной. Имел множество видов: люксор, помпадур, майнтенон.
БАРЕЖ — легкая шерстяная или шелковая ткань с узором для платьев и блуз.

Французское платье из бархата, 1823 г.
БАРХАТ — роскошная ткань для одежды, мебели, карет. К нему относятся плюш и вельвет.
БЯЗЬ — грубоватая хлопчатобумажная ткань, основа для ситца.
ГАЗ — воздушная полупрозрачная ткань для вуалей и бальных платьев.
ГРОДЕТУР (ГРОДНАВР) — плотная шелковая ткань.
КАНЕФАС — полосатый хлопок.
КИСЕЯ — легкая хлопковая ткань.
КРЕТОН — плотная ткань с узором для обивки мебели и обоев.
МУАР — шелк с волнистым переливчатым отливом.

Пояс ордена Андрея Первозванного Петра I был из муара.
МУСЛИН — очень тонкая ткань, символ ампирной моды начала XIX века. Стремление носить легкие муслиновые платья в холодную погоду даже породило термин «муслиновая болезнь».

Женское платье из муслина, 1830-е гг.
НАНКА — прочный хлопок, любимый крестьянами.
ПАРЧА — тяжелая шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями, известная на Руси с древности.
ПЛИС — хлопковый аналог бархата, шел на дешевую верхнюю одежду и обувь.
САРПИНКА — тонкий хлопок в клетку или полоску.
ТАРЛАТАН — прозрачная ткань, похожая на муслин.
ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань, основа домотканого производства.
ШТОФ — плотная ткань с крупным узором для обивки и одежды.

Лионский шелк-брокат, 1760-1770-е гг.

Каждая из этих тканей несла в себе социальный код: дорогой атлас или парча говорили о богатстве, практичная нанка или пестрядь — о простонародном происхождении, а модный муслин — о следовании столичным тенденциям. История текстиля — это не просто история ремесла, а яркое отражение экономики, технологий и социальной жизни дореволюционной России.

********
При подготовке статьи использовались материалы из книг: Е. Емельяновой «Как наши предки шили одежду», Н. А. Варенцова «Слышал. Видел. Передумал. Опытный», С.И. Сметанина «История российского предпринимательства», Ю. А. Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века».
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Из чего шили одежду до революции.