Рогатый шлем: от древнего культа к современному мифу

Эта статья — дань памяти моему другу, действительному члену Русского географического общества В. Трошину (1952-2015). Он был неутомимым исследователем, который многое открыл, но не успел систематизировать свои находки. Я постарался собрать и осмыслить его идеи, и одна из них представлена ниже.

Современный символ и его древние корни

Сегодня рогатые головные уборы стали неотъемлемым атрибутом болельщиков из стран Северной Европы, превратившись в узнаваемый национальный символ на стадионах и праздничных шествиях. Этот образ прочно ассоциируется со скандинавами и германцами. Однако возникает вопрос: знают ли сами северяне об истинном, сакральном происхождении этого символа, который в наше время часто используется просто как яркий аксессуар?

Исландские болельщики на трибунах стадиона

Популярная культура, особенно фэнтези и исторические фильмы, создала стереотипный образ свирепого викинга в рогатом шлеме. Но корни этого символа уходят в глубь веков, гораздо дальше эпохи викингов. Как и многие древние знаки, его первоначальный смысл был утрачен или искажен.

Древний культ Рога: от Скандинавии до Тихого океана

Исследования указывают на возникновение культа воинов-оленей в скандинавских культурах ещё в XVI–XII веках до нашей эры. В этих верованиях Мужчина-Олень олицетворял силы света и добра, вступая в борьбу с тёмными началами.

Следы почитания рога можно обнаружить на огромной территории — от восточной Скандинавии через всю Евразию до берегов Тихого океана и Индии. Интересно, что ареал распространения этого культа часто совпадает с регионами, где существовала мегалитическая культура. Это позволяет некоторым учёным предположить, что культ Рога был её частью и, следовательно, может быть значительно древнее. Сторонники теории арктической прародины цивилизаций отмечают, что распространение шло с северо-запада на юг и восток.

Археология против мифа: кто на самом деле носил рога?

Так кто же и зачем носил рогатый шлем? При раскопках в Скандинавии, в основном в Швеции (Уппланд и Вендель), были обнаружены шлемы так называемого «вендельского типа», относящиеся к VI–VIII векам нашей эры.

Хотя конструкции этих шлемов из разных мест и эпох немного отличаются, все они имеют куполообразную форму. И что ключевое — на них нет рогов. Более того, ни один из этих шлемов не был найден непосредственно в погребении воина.

Боевой шлем, обнаруженный в 1943 году.

Возможно, источником мифа стал один конкретный артефакт — шлем с Готланда, найденный в кургане в XIX веке, на котором действительно были рога.

Однако здесь важно понимать погребальные обряды того времени. Павших воинов обычно кремировали, и в огне ничего не сохранялось. Кого же хоронили в курганах (земляных насыпях)? Чаще всего — жрецов и вождей.

Таким образом, можно сделать вывод, что рогатые шлемы были атрибутом не воинов, а жрецов, вероятно, как часть ритуального облачения в рамках культа Рога. Миф о боевом рогатом шлеме родился значительно позже, в XIX веке, благодаря работе художников-романтиков.

Рождение стереотипа: художники XIX века

В 1820-х годах шведский художник Август Мальмстрём создал иллюстрации к поэме Эсайаса Тегнера «Сага о Фритьофе», основанной на исландских легендах. На одной из его картин, «Посланник короля», появляется персонаж в рогатом шлеме.

Картина Мальмстрёма «Посланник короля». Примечательно, что посланник — не обязательно воин.

Широкое распространение книги на разных языках сделало этот художественный образ общепризнанным. Интересно, что на другой картине того же Мальмстрёма, где изображён воин Орвар-Одд, герой скандинавских саг, шлем уже лишён рогов.

Окончательно образ закрепился в массовом сознании благодаря костюмам, которые художник Карл Эмиль Доплер создал для премьеры оперы Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в 1876 году.

Параллели в Японии: от жрецов к самураям

Любопытно, что на другом конце Евразии, в Японии, произошла похожая трансформация символа. Вероятно, занесённый туда айнами, культ рога со временем перешёл от жрецов к военной аристократии, а затем и к простым воинам. Рога на шлемах японских самураев («кувагата») были даже более внушительными, чем у скандинавов!

Отголоски культа в мифах и традициях

Почитание рогатого оленя сохранилось в фольклоре многих народов. Белый олень считается священным животным в германских, итальянских и английских легендах. На Урале известен сказочный олень Золотые Рога. Упоминания о священном белом олене есть и в древнееврейской традиции, а в библейских псалмах царя Давида олень символизирует божественную помощь и победу.

Возвращение культа на русский Север

В XVII веке отголоски культа Рога вновь появились в России. Саамы из Норвегии и ненцы-оленеводы, мигрировавшие с Ямала на Кольский полуостров, принесли с собой скандинавские верования. У ненцев этот культ трансформировался в охотничий культ Мяндаша, утратив первоначальные воинственные и магические черты.

Изображение Мяндаша — духа-хозяина оленей.

Исследователь северных народов XVII века Джон Шеффер отмечал, что появление рогатых фигур (сейдов) на священных плато считалось великим предзнаменованием и происходило только в особые лунные фазы — новолуние или полнолуние. Для жителей Арктики это всегда вызывало суеверный трепет.

Это неслучайно. Исследователи сейдов (священных камней саамов) предупреждают, что опасность нахождения в геопатогенных зонах, где часто расположены эти древние сооружения, возрастает в определённые фазы Луны.

Белый олень в долине сейдов. Фото сделано в 2012 году на плато Севверр (Мурманская область).

Так что, если во время путешествия по Арктике вам встретится белый олень, отнеситесь к этому знаку с должным вниманием и осторожностью!

[Теги] Древние артефакты Мифология викингов Скандинавская мифология Археология Воин Длиннопост

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Рога мужчину украшают?.