Славянская мифология на почтовых марках Словении: от Кресника до русалок

Почтовая служба Словении на протяжении многих лет выпускает серию марок, посвящённых славянской мифологии. Выбор персонажей для этой коллекции из обширного языческого пантеона, по всей видимости, обусловлен их значимостью и популярностью именно в словенской культурной традиции.

Кресник: от бога-громовержца до охотника на вампиров

Серия началась в 2003 году с марки, посвящённой божеству по имени Кресник. Некоторые исследователи, опираясь на косвенные свидетельства, предполагают, что он мог быть сыном верховного бога Перуна. Анализ мифологических параллелей указывает на его сходство с восточнославянским Хорсом, который входил в знаменитый пантеон князя Владимира. Интересно, что схожие культы существовали и у балтийских народов.

На марке художник изобразил Кресника, поражающего змееподобное существо молнией. Этот сюжет отсылает к легенде о любви бога к дочери своего змеиного врага — история, в основе которой лежат вечные человеческие драмы. Однако функции Кресника в фольклоре не ограничиваются этим. В других вариантах преданий он предстаёт как народный герой, охотник на вампиров или победитель дракона, освобождающий пленную принцессу, что демонстрирует эволюцию образа от божества к эпическому защитнику.

Рожаницы и Весна: предсказательницы судьбы и символ возрождения

В 2004 году вышла марка с изображением Рожаниц и вил — важных демонических существ в славянской мифологии, хотя и не богинь. Считалось, что они являются к новорождённому втроём, чтобы определить его судьбу, оставляя невидимую метку на лбу. Чтобы задобрить этих посетительниц, родители оставляли для них угощение и немного денег.

Марка 2005 года была посвящена богине Весны, олицетворявшей природное возрождение. Согласно поверьям, она жила в дворце на вершине горы, покровительствуя урожаю и благополучию людей, а в феврале спускалась в долину в деревянной повозке.

Обряды встречи весны были распространены у многих народов. У восточных славян, как отмечал исследователь В. Я. Пропп, ярче были выражены ритуалы проводов зимы (как символа смерти), например, сжигание чучела Масленицы или Костромы. Сама же весна часто персонифицировалась в обрядах «закликания», когда люди приветствовали прилёт птиц.

Сварог: бог-кузнец или ошибка переписчика?

Марка 2006 года представляет Сварога — одного из верховных божеств у некоторых западнославянских племён. Из-за скудности древних источников его образ остаётся загадочным. Чаще всего его классифицируют как бога огня и кузнечного дела, проводя параллели с античным Гефестом и даже с древними ближневосточными божествами.

Существует также гипотеза, что имя «Сварог» могло появиться в результате ошибки средневековых переписчиков, которые исказили имя солнечного бога Сварожича. Неслучайно на словенской марке художник Андрей Чуфер изобразил Сварога не как повелителя пламени, а как существо, озаряющее землю светом.

Подземные духи и тёмный бог: Пек Мандилич, Чатеж и Таус

В 2007 году в серии появились сразу три персонажа. Первый — Пек Мандилич, утконосый карлик, хранитель пещерных сокровищ и помощник горняков, герой местных легенд и современных комиксов.

Второй — Чатеж, ещё один пещерный дух, в честь которого назван известный курорт. Третий же персонаж, Таус, вызывает особый интерес. Это имя дьявола в исламской традиции и бога тьмы в езидизме. Вопрос о том, как это восточное имя проникло в мифологию юго-западных славян, остаётся открытым. Примечательно, что на марке, в отличие от зловещего прототипа, Таус изображён без явных признаков зла.

Макошь, оборотни и Корент: от богини судьбы до бога веселья

В 2008 году на марке появилась Макошь (Мокошь) — женское божество из пантеона князя Владимира, покровительница прядения, овцеводства и, в более широком смысле, «Влажной Матери-Земли». Художник точно передал её атрибуты, изобразив с клубком пряжи и кувшином воды.

Марка 2009 года посвящена оборотню — фигуре, известной у многих народов. У славян культ волка-оборотня, возможно, коренится в древних обрядах инициации воинов, носивших шкуры для демонстрации силы и ловкости. У некоторых народов, например, болгар, существовали даже специальные «волчьи праздники».

Особенно интересен Корент, изображённый в 2010 году. Этот западнославянский бог безудержного веселья и гедонизма стал центральной фигурой масштабных карнавалов, которые до сих пор проводятся в Словении, Хорватии, Сербии и других странах. Ритуалы в его честь, знаменующие конец зимы, объединяют людей разных культур и вероисповеданий. У восточных славян подобного яркого персонажа, олицетворяющего радость, исторически не сложилось.

Русалка: от романтического образа к древнему страху

Завершила серию в 2011 году марка с русалкой. Вопреки романтическому образу из сказок и мультфильмов, в народных верованиях это было опасное и коварное существо, дух-убийца, способный менять облик. Культ русалки, общий для многих народов, коренится в первобытном страхе перед водной стихией и утоплением.

Мифология Языческий славянский Филателия Словенский Карлик Весна Длинный столб 2

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Культы юго-западных славян.