Почтовая служба Словении на протяжении многих лет выпускает серию марок, посвящённых славянской мифологии. Выбор персонажей для этой коллекции из обширного языческого пантеона, по всей видимости, обусловлен их значимостью и популярностью именно в словенской культурной традиции.
Кресник: от бога-громовержца до охотника на вампиров
Серия началась в 2003 году с марки, посвящённой божеству по имени Кресник. Некоторые исследователи, опираясь на косвенные свидетельства, предполагают, что он мог быть сыном верховного бога Перуна. Анализ мифологических параллелей указывает на его сходство с восточнославянским Хорсом, который входил в знаменитый пантеон князя Владимира. Интересно, что схожие культы существовали и у балтийских народов.

На марке художник изобразил Кресника, поражающего змееподобное существо молнией. Этот сюжет отсылает к легенде о любви бога к дочери своего змеиного врага — история, в основе которой лежат вечные человеческие драмы. Однако функции Кресника в фольклоре не ограничиваются этим. В других вариантах преданий он предстаёт как народный герой, охотник на вампиров или победитель дракона, освобождающий пленную принцессу, что демонстрирует эволюцию образа от божества к эпическому защитнику.
Рожаницы и Весна: предсказательницы судьбы и символ возрождения
В 2004 году вышла марка с изображением Рожаниц и вил — важных демонических существ в славянской мифологии, хотя и не богинь. Считалось, что они являются к новорождённому втроём, чтобы определить его судьбу, оставляя невидимую метку на лбу. Чтобы задобрить этих посетительниц, родители оставляли для них угощение и немного денег.

Марка 2005 года была посвящена богине Весны, олицетворявшей природное возрождение. Согласно поверьям, она жила в дворце на вершине горы, покровительствуя урожаю и благополучию людей, а в феврале спускалась в долину в деревянной повозке.

Обряды встречи весны были распространены у многих народов. У восточных славян, как отмечал исследователь В. Я. Пропп, ярче были выражены ритуалы проводов зимы (как символа смерти), например, сжигание чучела Масленицы или Костромы. Сама же весна часто персонифицировалась в обрядах «закликания», когда люди приветствовали прилёт птиц.
Сварог: бог-кузнец или ошибка переписчика?
Марка 2006 года представляет Сварога — одного из верховных божеств у некоторых западнославянских племён. Из-за скудности древних источников его образ остаётся загадочным. Чаще всего его классифицируют как бога огня и кузнечного дела, проводя параллели с античным Гефестом и даже с древними ближневосточными божествами.

Существует также гипотеза, что имя «Сварог» могло появиться в результате ошибки средневековых переписчиков, которые исказили имя солнечного бога Сварожича. Неслучайно на словенской марке художник Андрей Чуфер изобразил Сварога не как повелителя пламени, а как существо, озаряющее землю светом.
Подземные духи и тёмный бог: Пек Мандилич, Чатеж и Таус
В 2007 году в серии появились сразу три персонажа. Первый — Пек Мандилич, утконосый карлик, хранитель пещерных сокровищ и помощник горняков, герой местных легенд и современных комиксов.

Второй — Чатеж, ещё один пещерный дух, в честь которого назван известный курорт. Третий же персонаж, Таус, вызывает особый интерес. Это имя дьявола в исламской традиции и бога тьмы в езидизме. Вопрос о том, как это восточное имя проникло в мифологию юго-западных славян, остаётся открытым. Примечательно, что на марке, в отличие от зловещего прототипа, Таус изображён без явных признаков зла.
Макошь, оборотни и Корент: от богини судьбы до бога веселья
В 2008 году на марке появилась Макошь (Мокошь) — женское божество из пантеона князя Владимира, покровительница прядения, овцеводства и, в более широком смысле, «Влажной Матери-Земли». Художник точно передал её атрибуты, изобразив с клубком пряжи и кувшином воды.

Марка 2009 года посвящена оборотню — фигуре, известной у многих народов. У славян культ волка-оборотня, возможно, коренится в древних обрядах инициации воинов, носивших шкуры для демонстрации силы и ловкости. У некоторых народов, например, болгар, существовали даже специальные «волчьи праздники».

Особенно интересен Корент, изображённый в 2010 году. Этот западнославянский бог безудержного веселья и гедонизма стал центральной фигурой масштабных карнавалов, которые до сих пор проводятся в Словении, Хорватии, Сербии и других странах. Ритуалы в его честь, знаменующие конец зимы, объединяют людей разных культур и вероисповеданий. У восточных славян подобного яркого персонажа, олицетворяющего радость, исторически не сложилось.

Русалка: от романтического образа к древнему страху
Завершила серию в 2011 году марка с русалкой. Вопреки романтическому образу из сказок и мультфильмов, в народных верованиях это было опасное и коварное существо, дух-убийца, способный менять облик. Культ русалки, общий для многих народов, коренится в первобытном страхе перед водной стихией и утоплением.
Мифология Языческий славянский Филателия Словенский Карлик Весна Длинный столб 2
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Культы юго-западных славян.