Работы по созданию опытных образцов танка Т-34 – двух танков А-34 были начаты в Харькове на заводе № 183 на основании заключенного с АБТУ РККА договора № 8/678 от 28 сентября 1939 г. Согласно этому договору завод № 183 должен был:

  • не позднее 15 января 1940 г. изготовить и подготовить к испытаниям два танка А-34;
    провести полигонные испытания двух танков и обстрел одного из них;
    доработать образец и изготовить рабочие чертежи;
    восстановить после полигонных испытаний один из танков.

Учитывая столь сжатые сроки, коллектив конструкторского бюро КБ-520 сразу же после заключения договора приступил к его выполнению. Проведенные расчеты показали, что в связи с увеличением толщины броневых листов корпуса и башни масса танка А-34, по сравнению с танком А-32, возрастала примерно на шесть с половиной тонн. Следовательно, необходимо было в кратчайшие сроки сделать перерасчет всей конструкции танка и заново изготовить полный комплект чертежно-конструкторской документации на танк А-34. Для этой ответственной и трудоемкой работы в конструкторском бюро КБ-520 было организовано 8 групп конструкторов. Каждая конструкторская группа разрабатывала ЧКД для нового танка в соответствии со своим профилем деятельности.

Группу конструкторов по разработке корпуса и башни танка А-34 возглавлял М.И. Таршинов. Проектированием деталей корпуса занимались Б.А. Черняк, Г.П. Фоменко, А.Ф. Толстиков и Новикова. Конструкцию башни разрабатывал А.А. Молоштанов. Укладкой боеприпасов занимались конструкторы М.А. Набутовский и Н.Т. Якименский, разработкой установки оружия – У.Е. Хлопенко.

В группе силовой установки под руководством Н.С. Коротченко конструкторы А.Я. Митник, Н.П. Горбенко, П.С. Сентюрин, Б.М. Шевченко, М.К. Кубата и Г.Л. Помогайбенко разрабатывали системы, обеспечивавшие работу дизеля В-2.

Узлы и агрегаты трансмиссии танка А-34 разрабатывались группой конструкторов под руководством Я.И. Барана. Коробкой передач танка занимался лично Я.И. Баран, главным и бортовыми фрикционами – А.И. Шпайхлер. В группу трансмиссии также входили В.М. Дорошенко, Н.И. Дудник и А.А. Шур.

Группа ходовой части под руководством В.Г. Матюхина разрабатывала детали и узлы гусеничного движителя и подвески. В состав этой группы входили Е.Т. Дикалов, С.М. Брагинский, Ю.А. Ходулин, И.С. Аккер и М.З. Лурье. Кроме них в разработке конструкции гусеницы принимал непосредственное участие А.И. Шпайхлер из группы Я.И. Барана.

Группу приводов управления силовой установки и трансмиссии возглавлял П.П. Васильев. Проблему сервоуправления решал И. Кипаренко, а разработкой рычагов управления, педалей, валиков и тяг занимался М.Я. Штительман.

Разработкой размещения электро- и радиооборудования в танке А-34 занималась группа под руководством В.Я. Курасова, в состав которой входили А.А. Горбачев, К.И.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Зеленов, Л.Н. Капитановский и В.Е. Моисеенко. В состав группы смотровых приборов, кроме ее руководителя В.К. Байдакова, входили Н.Г. Изосимов и Р. Маркирер. Самой малочисленной была группа общего оборудования: руководитель А.С. Бондаренко и конструктор В.О. Дроботенко.

В связи с тем, что не все детали, узлы и агрегаты для танков А-34 завод № 183 мог изготовить самостоятельно, усилия конструкторов КБ-520 в первую очередь были сосредоточены на разработке чертежей тех деталей, которые должны были изготовляться на других заводах по кооперации. Прежде всего, это касалось броневых деталей корпуса и башни, изготовить которые должен был Мариупольский завод им. Ильича (далее – Мариупольский завод).

Следует отметить, что при проектировании корпуса и башни танка А-34 просто увеличить толщину основных броневых деталей до 45 мм, оставив их конструкцию как у танка А-32, было нельзя. Необходимость в изменении первоначальной конструкции корпуса и башни была вызвана тем, что перед КБ-520 была поставлена задача обеспечить новому танку А-34 максимальную защиту от противотанковой артиллерии калибров до 45 мм включительно. При этом далеко не все технические решения, примененные в конструкции корпуса и башни танка А-32, были приемлемы для выполнения данного требования, так как броня танка А-32 обеспечивала надежную защиту только от бронебойных пуль калибров до 12,7 мм включительно.

Так, например, каждая из боковых стенок башни танка А-32 состояла из двух частей – переднего и заднего листов, сваренных между собой, а место их соединения было дополнительно усилено стыковой планкой. Такая конструкция обеспечивала достаточно надежную защиту башни при ее обстреле из крупнокалиберного пулемета. Сначала и на танке А-34 планировалось использовать аналогичную конструкцию боковых стенок башни, но проработка данного варианта показала, что при снарядном обстреле сварная конструкция обладает значительно меньшей прочностью, чем монолитная. В связи с этим боковую стенку башни танков А-34 было решено делать в виде цельной детали. Аналогичное решение было принято и по носовой части корпуса танка А-34 – в отличие от составного носа танка А-32, изготовленного из двух деталей, лобовая деталь корпуса танка А-34 была монолитной.

Копия чертежа переднего левого листов башни (деталь 34.30.002). Первоначальный вариант конструкции боковой стенки башни танка А-34, в металле изготовлен не был Копия чертежей заднего левого листа башни (деталь 34.30.004). Первоначальный вариант конструкции боковой стенки башни танка А-34, в металле изготовлен не был

Разработанный в кратчайший сроки в КБ-520 комплект чертежей броневых деталей корпуса и башни танка А-34 6 октября 1939 г. был направлен в Мариуполь на завод им. Ильича. На следующий день, 7 октября 1939 г., помощник начальника АБТУ РККА Б.М. Коробков направил директору Мариупольского завода А.Ф. Гармашеву письмо № 210810сс с просьбой изготовить два комплекта броневых деталей для танков А-34 и отгрузить их заводу № 183 в срок до 1 ноября 1939 г.

Необходимо отметить, что в конце тридцатых годов основные мощности Мариупольского завода, находившегося в ведении Народного комиссариата судостроительной промышленности (НКСП), использовались для производства корабельной брони и заказы на изготовление броневых деталей для танков не являлись для завода первоочередными задачами. При этом производство броневых деталей больших толщин (35, 40 и 45 мм) для танков на Мариупольском заводе было делом новым и требовало проведения ряда длительных подготовительных работ, в том числе и научно-исследовательских. В связи с этим срок, указанный в письме № 210810сс оказался невыполнимым, о чем директор Мариупольского завода А.Ф. Гармашев 19 октября 1939 г. уведомил руководство АБТУ РККА и 7-го ГУ НКСП:

«…Учитывая особую важность в изготовлении опытных танков А-34, мы приступили к подбору типа брони, изготовлению чертежей на штампы, инструмент и приспособления, однако, опытные корпуса нами в указанный срок не могут быть выполнены, т.к. чертежи получены заводом только 13 октября, а изготовление штампов потребует около месячного срока.Одновременно сообщаю, что оборудование цеха, изготовляющего оборудование для танков, совершенно не приспособлено к обработке брони толщиной 45 мм, вследствие чего срок поставки деталей для опытных корпусов должен быть перенесен в другой цех (цех № 8), который перегружен основным видом продукции, и поэтому изготовление необходимых деталей может идти лишь за счет продукции цеха № 8, или выполняться по мере возможности, что не гарантирует необходимой срочности выпуска машин.Прошу Нач. 7-го Гл. Управления срочно сообщить свое решение по данному вопросу, увязав этот вопрос с основной программой завода».
[РГВА Ф. 31811. Оп. 3 Д. 1633. Л. 442]

Фактически же подготовительные работы по выпуску броневых деталей для опытных танков А-34 начались на Мариупольском заводе в первых числах октября 1939 г., после получения из АБТУ РККА письма № 210425сс от 27 сентября 1939 г. следующего содержания:

«Для обеспечения броневыми корпусами опытных танков, разрабатываемых заводом № 183 им. Коминтерна, прошу Вас провести не позднее 15 Октября изготовление и испытание обстрелом броневых плит толщиной 45 мм».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1633. Л. 339]

Главная проблема, которую предстояло решить металлургам, заключалась в выборе марки стали для изготовления броневых деталей танка А-34 большой толщины, так как сталь марки 1-П («МИЗ»), из которой на заводе изготавливались броневые детали для танков БТ, по своим свойствам не подходила для этих целей. В результате проведенных на Мариупольском заводе научно-исследовательских работ, для изготовления броневых деталей танка А-34 толщиной 25 – 45 мм была выбрана доработанная экспериментальная марка стали «Х-3», гомогенная, обработанная на высокую твердость.

В конце октября 1939 г. на Мариупольском заводе под руководством главного инженера завода В.С. Ниценко и старшего военного представителя АБТУ РККА военинженера 2 ранга Г.Э. Зухера были составлены временные технические условия на изготовление и приемку броневых деталей для двух танков А-34, регламентировавшие изготовление, контроль качества и приемку броневых деталей. Согласно этому документу, броневые детали толщиной от 25 до 45 мм включительно изготавливались из выплавленной дуплекс-процессом в основных мартеновских печах стали марки «Х-3».

Необходимо отметить, что в конце 1939 г. доработанная марка стали «Х-3» получила заводский индекс «МЗ-2» (Мариупольский завод – вторая). В начале 1940 г. эта марка стали была включена в марочник броневых сталей НКСП под индексом «И-8С» (как экспериментальная), а затем, после принятия ее на валовое производство – под индексом «8С».

Броневые детали для танков А-34 толщиной от 9 до 15 мм включительно было решено изготавливать из освоенной в валовом производстве броневой стали марки 1-П («МИЗ»), а их приемку производить по действовавшим техническим условиям на броню для танков, утвержденным АБТУ РККА на 1939 г.

После изучения полученных от завода № 183 чертежей технологи Мариупольского завода пришли к выводу, что большинство броневых деталей корпуса и башни танка А-34 чрезвычайно трудоемки в производстве и требуют при изготовлении использования мощного гибочного и штамповочного оборудования, а также сложной механической обработки кромок. В зависимости от способа изготовления основные броневые детали танка А-34 были разделены технологами на три группы:

  • 1-я группа – плоские детали;
  • 2-я группа – гнутые детали;
  • 3-я группа – штампованные детали.

Спецификация основных броневых деталей корпуса и башни танка А-34 приведены в таблице 11:

Таблица 11

Предыдущие части: #от_танков_бт_к_танку_т-34

Теги записи: #танк т-34 #т-34 #танки cccр #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война

Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Глава 1. Опытные образцы танка т-34.


Закрыть ☒