Хитрые кабанчики или Римское право. Часть I

Владимир Герасименко (@Woolfen).

Каждый должен знать, что римляне были воинственны. Не кормите их хлебом, а пусть покорят кого-нибудь из соседей. Дело не в том, что они необычайно агрессивны, просто у Италии не так много ресурсов, но претенденты все же есть. Поэтому римляне любили сражаться, умели воевать и практиковались в бою. Однако, если бы они были только воинственными, им не удалось бы построить ни одну империю, отголоски которой волнуют и сегодня. Дело в том, что помимо войны римляне очень любили юриспруденцию. Им это настолько понравилось, что их правовая система существует веками и с модификациями используется во многих странах мира. Сегодня основой является римское право, однако так было не всегда...

Кадр из сериала «Ромул

Давайте вернемся на 2500 лет назад в небольшой город, расположенный на семи холмах, затерянный посреди Лациума. Да, римляне уже умели и любили сражаться, этим они и занимались летом. Весной и осенью собирали урожай, без которого город погиб бы. Но что делать с оставшимся временем? Римляне в то время мало понимали концепцию досуга и развлечений. Гладиаторские бои имели религиозный статус и поэтому проводились только на похоронах важных деятелей. Греческие развлечения, такие как чтение, поэзия, драматургия и спорт, считались содомитскими, недостойными суровых римлян и решительно осуждались. Фестиваль также не пользовался большим уважением, поскольку от римлян ожидалось, что они будут здоровыми и воинственными, а не толстыми и женоподобными. А вот решение вопросов в суде – дело солидное. Но сделать это было очень трудно, потому что в Риме вообще не было закона в обычном понимании.

что такое закон? Зачем это нужно? Это некая норма, регулирующая определенный аспект общественной жизни. Поэтому законы часто возникают, когда обществу все больше необходимо иметь какую-то норму, четко определенную на бумаге. Однако отсутствие писаных законов не означает, что общество живет в анархии, где ничего не реально и все разрешено. Нет, эта социальная структура довольно проста и легко объясняется нравами – неписаными традициями, разделяемыми сообществом или важной его частью (это делал мой дедушка, это делал мой отец, я сделаю это.

Поскольку люди часто понимают одно и то же по-разному, разные участники спора могут интерпретировать обычаи по-разному. Поэтому для разрешения противоречий в толковании римских обычаев использовались жрецы, поскольку все первобытное и древнее, по-видимому, приносилось в наш мир самими богами, а значит, истолковывать его нужно было кому-то близкому к богам. Когда дело доходит до судебных баталий о том, существует ли обычай и применим ли он к конкретной ситуации, последнее слово остается за священником.

Тут Роман Кабанус Кабаниус понял, что карта ему не по зубам. Ведь ему, будучи родственником или другом священника, было достаточно того, что он мог правильно объяснить обычай в суде. Еще до первого века до н э. Священники в основном дворяне, и их даже привлекают бандиты. Очевидно, в каком направлении они предпочитают принимать решения.

Согласитесь, система, мягко говоря, несправедлива: мало того, что сам обычай похож на кота Шредингера, так еще и жизнь и смерть его определяют не совсем беспристрастные люди.

так, при римских царях стали появляться первые законы (leges) — нормы, четко определенные и зафиксированные властями. Изначально существует два типа таких законов:

1) Священные законы (leges Sacratae): Эти законы обеспечивают основу функционирования общества – государственных институтов. Они запрещали нарушение установленных налогов, ритуалов, праздников, нарушение неприкосновенности жрецов, администраторов, перемещение пограничных камней и т д., поскольку община существовала по воле богов и нарушители должны были быть наказаны высшими силами. Осуществлять это наказание богам помогали люди: жрецы следили за соблюдением законов, а также следили за исполнением наказаний — штрафов в виде жертвоприношений богам или изгнания из общины особо опасных для общества преступление.

2) Не все вопросы требовали внимания богов, поэтому существовали царские законы (Leges regiae), регулирующие другие стороны общественной жизни: семейное право, религиозную деятельность (особенно проведение праздников и похорон), частично устанавливавшие правила в делах не связанные с богами Преступления продаются и наказываются.

Фактически, священники были также хранителями этих юридических записей и толкователями этих правовых норм. Поскольку некому было регулировать законодательную деятельность королей и жрецов, в начале Республики возникла проблема: законы никогда никем не систематизировались, а некоторые из них, возможно, существовали только в устной форме и после того, как были предприняты попытки запись их на бумаге вызвала споры. Бумага.

Более того, в римской правовой системе древний обычай, существование которого было засвидетельствовано, имел в судах ту же силу, что и закон. В большинстве случаев «обычное право» применяется к ситуациям, не урегулированным законом, но священная природа обычаев позволяет обжаловать их в суде, даже если они противоречат закону!

Все это создало хаос в правовой системе, который с установлением Республики будет только ухудшаться. Дворяне, захватившие власть в стране, решили, что теперь они будут решать, как всем жить. В результате судебные функции были переданы выборным мировым судьям и судебным комитетам сенаторов или комитетам.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

В отличие от предыдущей системы, которая была привязана к небольшой группе священников, система правосудия теперь находится в руках большого количества людей с разными интересами, а это значит, что использовать ее для достижения собственных целей становится сложнее. Ведь не несколько знакомых священников носятся сейчас как кабаны, а группа сенаторов.

Законодательную власть в свои руки брали и уважаемые люди: магистраты (консулы, позднее консулы) и народные трибуны предлагали законопроекты, Сенат обсуждал их, а Народное собрание одобряло. До эпохи Кризиса Республики одобрение комитета было в основном формальностью, поэтому если и было какое-то соглашение, то оно было на уровне Сената, и у комитета уже был гарантированный вопрос, который нужно было принять.

В головокружительном смысле «мы здесь сила» за первые 50 лет существования республики сенаторам удалось отменить и принять столько новых законов, что они сами увязли в груде законодательных законопроектов. Итак, в середине V века до н.э. Сенаторы считают, что закон необходимо кодифицировать. Отдельная драма возникла с самим процессом кодификации, но его результат — Двенадцать таблиц — на долгое время стал истинной римской конституцией.

Эти законы регулируют различные области и основные проблемы общества. Законы Двенадцати таблиц отменили все существовавшие ранее нормы, противоречащие им, и стали основой римского права. Да, есть нормы, от которых у современных юристов мурашки по коже (да, отрезать должника), но в целом это прочный фундамент правовой системы. Однако сумасшедший процесс книгопечатания не прекратился и после этого, и к первому веку до нашей эры. Римская правовая система содержала сотни законов, которые дополняли или даже отменяли правовые положения Двенадцати таблиц.

Также стоит отметить, что все эти законы для нас немного непривычны. Государство в лице судей не контролирует исполнение закона, когда дело не касается его безопасности (например, подозрение в заговоре). Даже если какой-то кабану нарушит закон, обычно его никто не будет преследовать, пока его не привлекут к ответственности.

Если вы думаете, что это все, то хе-хе. Мы только начинаем. Senatus Consulta (Senatus Consulta или Указ Сената на русском языке) имеет несколько иной статус в правовой системе. Эти законопроекты не имеют силы обязательного закона и представляют собой просто рекомендации Сената о том, как обращаться с конкретными судьями в конкретных обстоятельствах. Часто советники Сената появляются в ответ на некоторую двусмысленность или кризисную ситуацию. Хотя формально проведение заседаний Сената исполнительной властью было необязательным, на практике это делалось для того, чтобы не ссориться с уважаемыми. Как и в случае с законами, все консультации Сената записываются и хранятся в архивах на случай необходимости.

Помимо сенаторов, свои правовые нормы - указы формировали и мировые судьи. Это устные или письменные заявления магистрата по конкретному вопросу, входящему в его или ее юрисдикцию. Они обязательны для личного исполнения судьей. Статуты обычно разъясняют аспекты существующих законов, но не могут противоречить им. Успешные положения самого закона могут стать обычной практикой. К первому веку до н.э. Совокупность этих успешных постановлений судей, возглавлявших судебную систему, приняла форму «постоянного указа», который каждый новый судья был обязан подтверждать, но мог добавлять свои собственные идеи. При Империи постоянный указ будет закреплен в виде закона.

Вам тоже кажется, что вся система немного запутанная? Неудивительно, что роль экспертов в такой сложной системе правовых норм со временем выросла, поскольку в принципе не каждый мог понять всю сложность римского права. Фактически «постоянные» консульские декреты возникли для того, чтобы дать консулам какое-то постоянное руководство хотя бы в применении правовых норм.

Однако после V века до нашей эры попыток кодифицировать закон не предпринималось. Рим не пытался. Причина этого неясна. С приходом к власти фюрера дела.. стали только хуже. Фюрер взял на себя роль верховного суда, дополняя существующие законы своими указами. При этом императорские указы фактически ничем не отличались от законов — формально они действовали неограниченный срок и были обязательными для исполнения всеми магистратами и чиновниками.

Поскольку каждый император был сам себе начальником, указы могли противоречить друг другу. В связи с этим, начиная со II века нашей эры, ученые-юристы работали при императорском дворе и пытались написать учебники по праву, которые по сути представляли собой юридические своды с аннотациями. Первая серьезная кодификация права произошла бы только в пятом веке при императоре Феодосии II, потому что в то время сами юристы еще не очень понимали, как действуют законы империи и какие из них имеют значение, а какие не имеют значения. В то же время Кодекс Феодосия не охватывал всех правовых вопросов, поэтому существовало несколько последующих кодификаций, самой известной из которых стал Кодекс Юстиниана.

Эта правовая система – результат тысячелетней эволюции римского права – позже будет принята в Западной Европе посредством Кодекса Юстиниана.

Завтра мы обсудим, как все это великолепие проявлялось в поздней республике.

Пост с навигацией на Коте
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!

Также читайте другие ресурсы:
телеграфировать
ВК
Дзен

Мы планируем встретиться с Пикабусниками! Подробности - здесь!

[Моя] История (Наука) Cat_catText Закон Римской ИмперииЗакон Длинная статья 9

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Хитрые кабанчики или Римское право. Часть I.