Библиотека Ивана Грозного — легендарное собрание книг и документов, исчезнувшее более 450 лет назад и остающееся одной из неразгаданных загадок русской истории. Загадочное исчезновение 800 латинских и греческих рукописей, унаследованных царем от его бабушки, византийской принцессы Софьи Палеолог, привело к появлению разных версий его судьбы. Многие учёные полагают, что библиотека до сих пор находится в секретном месте Московского Кремля. Среди тех вещей, которые пытались найти Петр I, императрица Анна Иоанновна и даже Иосиф Сталин...
ученые современников царя называли ее «Либерией» (от латинского liber, что означает «книга»), а появилась она не ранее XV века. Судя по всему, большую часть этого имущества вместе со своим богатым приданым привезла племянница Софьи Палеолог, последнего византийского императора. После того как будущая бабушка Ивана Грозного Софья вышла замуж за великого князя Ивана III Московского, она привезла в российскую столицу 30 (по другим данным 70) возов с книгами. Среди них древние рукописи, греческие и еврейские книги, глиняные таблички и таблички из чистого золота... Эти коллекции не имели бы цены в далеком 15 веке, ведь уже тогда многим «книгам», вероятно, было несколько тысяч лет. Это история!
Либерией правили дед и отец Ивана Грозного: сначала Максим Грек, пришедший в Москву в 1518 году и исправлявший богослужебные книги по греческим образцам, а затем неизвестный автор «Повести о Максиме Философе», известный писатель, написавший : «...эрцгерцог Василий открыл царскую сокровищницу, великий князь древности, ваши предки, и вы найдете на некоторых пластинах бесчисленное множество греческих книг, но словенский народ отнюдь не неразговорчив Разумный…»
В 1565 году Иван Грозный решил пригласить немцев за границу для перевода греческих книг на «разумный» для русских язык. Когда приехали немцы, они просмотрели книги (в которых содержалось письменное свидетельство пастора Вейтмана), но.. не перевели их. Как говорят ученые, такой способ письма был для них непосильным: книга, принесенная Софией Палеолог, явно была написана шрифтом поздней античности, а не средневековья...
Однако их рассказы о сокровищнице знаний о убежище русского царя заинтриговали католических епископов. В последнее десятилетие XVI века в варварскую Москву вдруг стали прибывать послы латинских кардиналов. У них одна-единственная цель – раскрыть подробности древних рукописей в хранилищах Кремля. Однако полученная ими информация оказалась противоречивой: сначала царские чиновники говорили, что книг много и они разнообразны, а позже утверждали, что у России никогда не было Либерии. В результате сведения о древних рукописях стали одной из первых государственных тайн. Легче узнать военные тайны, чем подтвердить существование книг.
Нет упоминания о Грозненской библиотеке и в «Описании старых дворцовых владений Государя», составленном в первой половине XVII века. Она как будто исчезла. В «Описании» упоминаются всего 53 рукописные и печатные книги на церковнославянском языке. Вот и все. Не существует ни греческих Евангелий, ни Посланий, ни еврейской Библии, не говоря уже о рукописях, написанных золотом.
Так что же именно произошло в Либерии? Когда-то существовал, а потом внезапно исчез? В официальной науке существует несколько версий происшествия, объясняющих его загадочное исчезновение.
Первая версия — «огненная», согласно которой бесценная рукопись сгорела при пожаре в Москве.
Деревянные москвичи действительно регулярно сгорали, а иногда новые пожары вспыхивали еще до того, как здания успели достроить. Каждые 100 лет в городе происходит 70 и более пожаров, уносящих жизни и разрушающих дома, церкви и суда. Именно в связи с этим о жизни и быте москвичей XV-XVII веков известно гораздо меньше, чем о жителях средневековых европейских каменных городов.
По мнению сторонников этой версии, Либерия, вероятно, была сожжена в 1547, 1571 или 1611 годах. Именно тогда в Москве случились самые страшные пожары. «Но спросите, — возмущались оппоненты, — если библиотека сгорела в 1547 году, какую книгу написал преподобный Вейтман в 1565 году и почему в это время в Россию приехало большое количество немецких учёных?»
А как насчет пожара 1571 года? С одной стороны, это весьма вероятно. Фактически в 1580-1590-е годы москвичи отказывались от всех просьб иностранцев показать им старинные книги. Действительно, мотивации нет вообще.
Кроме того, в тот год произошел один из самых страшных городских пожаров, практически сравнявший Москву с землей... НО! Как свидетельствуют летописи, Кремль и его богатства от пожара практически не пострадали.
Это возвращает нас в 1611 год, когда несколько дней и ночей горела Москва и поляки намеренно сожгли множество ценных церковных славянских книг. Вероятно, в этом «польском пожаре» была уничтожена и библиотека, хотя, как полагают многие историки, поляки не стали бы поджигать Чайнатаун и Кремль, занятые польскими гарнизонами.
Логичнее было бы предположить, что другая версия (коммерческая) заключалась в том, что Либерию разграбили поляки и вывезли на Запад, где ее разделили на части и продали.
Но и здесь возникают сомнения: рукописи не могли быть вывезены за границу в больших количествах, поскольку по условиям военного времени и тогдашним обычаям большая часть интервентов погибла на территории России. С другой стороны, ни одна западная библиотека до сих пор не заявила, что в ее коллекции могут быть книги русского царя. Хотя бы одна рукопись, вывезенная за границу на протяжении 400 лет, где-то должна была всплывать!
Некоторые исследователи предложили альтернативную версию исчезновения библиотеки — гастрономическую. По ее словам, поляки не продали библиотеку, а просто.. съели ее. Ведь в летописях есть сведения, что дворяне были настолько голодны, что были вынуждены жевать кожаные обложки книг. Они вымачивали их в воде и ели.. но тогда были бы глиняные столы, сусальное золото и другие несъедобные либерийские экземпляры.
Итак: сожгли, продали, съели. Ни одна из этих версий не доказывает, что Либерия на самом деле исчезла навсегда, а значит, она все еще может существовать. Поэтому есть четвертая версия – оптимистичная: Грозненская библиотека была надежно спрятана и, возможно, пережила все потрясения, постигшие страну в прошлые столетия.
По сведениям, доступным историкам, последний раз Либерия появилась в 1565 году. Возможно, именно тогда его надежно спрятали, чтобы его можно было найти, когда люди, казалось бы, смогут переводить книги мудрости. И такие люди явно появились. К сожалению, никто не знает, кем они были и когда это произошло. Но в 1822 году профессор Дабелов из Дерпта (ныне Тарту, Эстония) сообщил, что случайно обнаружил в архиве список переводов книг из библиотеки великого князя Ивана III. Правда, Дабелов не назвал автора списка, его дату и название архива, в котором он был найден.
В конце XIX века известный московский историк Иван Забелин опубликовал отчет, отправленный пономарем церкви Кононом Осиповым в Канцелярию постановленных дел в 1724 году. Он писал о подземных убежищах Кремля, в одном из которых, как говорят, служащий Большого казначейства Василий Макарьев видел стопку ящиков. Коробки были старые, с запаянными замками, пыльные, их было очень много. Конон Осипов пообещал точно определить местонахождение тайника, если Сенат прикажет начать поиски. Этот случай дошёл до ушей царя Петра, благословившего начало работ.
В XVIII веке уже было известно, что Либерия Ивана Грозного входила в состав монархической казны, поэтому о содержимом сундука никто не подозревал. Возможно, Петр надеялся найти в темнице что-то еще, но история об этом ничего не говорит.
После смерти императора раскопки прекратились, но Конон Осипов, переживший Петра, на этом не остановился...
В царствование Анны Иоанновны Осипов во второй раз написал письмо в Сенат, описывая несметные богатства кремлевских подземелий. Анна Иоанновна тоже дала разрешение. Раскопки в Кремле возобновились, но, как писал Карамзин в своей истории: «Новобранцы рыли окопы, но багажа не было обнаружено».
Следующие 150 лет книги Ивана Грозного никто не искал. Лишь в конце XIX века интерес к тайнам Москвы возродился.
Обратите внимание: Первая Чеченская война. Часть VI. Взятие Грозного.
К сожалению, ни Конон Осипов, ни Щербатов не смогли узнать правду. Начатые ими раскопки не были завершены, поскольку путь экскаваторам преграждали деревянные колонны, поддерживающие здание Цейххауса (Арсенала). Учитывая уровень технологического развития того времени, обойти их было невозможно, и власти решили, что лучше ограничить раскопки, чем подвергать арсенал риску уничтожения.
В начале 20 века немцы пришли в Москву с далеко идущими планами. Немецкие ученые, помня о плане Ивана Грозного поручить их предкам переводить древние рукописи, решили, что нужно найти библиотеку. Если не в застенках Кремля, то уж точно в каких-нибудь старых архивах.
Поэтому одному из профессоров, профессору Маттеи, было разрешено изучать коллекции провинциальных библиотек и столичных ведомств. После долгих и упорных поисков он наконец украл рукопись Гомера из архива Министерства иностранных дел.
Другой профессор, Эдуард Тремер, оказался честным человеком: он ничего не украл, наоборот: уходя, он указал русским искателям наиболее вероятное местонахождение Королевской библиотеки - дворец Те Рем. По словам профессора, именно там, на древнем нижнем этаже, многие столетия пылились бесценные рукописи...
В 1914 году востоковед Игнатий Стеллецкий получил разрешение российского правительства провести археологическое обследование двух башен Кремля, но так и не смог приступить к делу — началась война.
После революции прошло десять лет, а о библиотеке Ивана Грозного никто не заботился. Тогда учёные спасли собственные книжные коллекции от пролетарских амбиций. Никто не знает, будут ли новое правительство интересоваться тайнами прошлого, и новое правительство полно решимости бороться с прошлым.
Лишь Игнатий Стеллецкий спокойно продолжал работать над рукописью «Книги смерти в Московской кладовой». В 1933 году он написал письмо самому Сталину: «По совести, как советский учёный и гражданин, я обращаю внимание Советского правительства на следующие вопросы. Советская наука, и особенно история материальной культуры, вообще не занимается отставание от нынешнего. Темпы социалистического строительства не лишены различных «белых пятен». Кстати, надо признать, в том числе: следующие проблемы:
1. О библиотеке Ивана Грозного.
2. Об исторических вкладах.
3…».
Сталин ответил ему. В 1934 году Стелецкому было дано разрешение начать раскопки Арсенальной башни. Для того времени это было беспрецедентное событие! Рядового профессора, сделавшего карьеру при царе, пустили в самое святое место – Кремль. Но.. эта работа одновременно разрешена и запрещена.
Стелецкий снова ждал, уверенный, что после войны Сталин разрешит ему доступ в подвал Кремля. В том, что так и будет, сомнений не было, но Стрельский серьезно заболел. Его инсульт усугубился афазией: в последние месяцы жизни ученый говорил только по-арабски. Он умер в 1949 году, оставив после себя трехтомную рукопись под названием «Мертвые книги в московской кладовке». Затем один из томов загадочным образом исчез. Исчезла и могила Стеллецкого на Ваганьковском кладбище — последний раз ее видели в 1981 году.
Хрущев заинтересовался загадочной Либерией Ивана Грозного. Под его руководством была создана специальная комиссия, которую возглавил академик Михаил Тихомиров и курировал лично Алексей Аджубе. Комитет провел несколько заседаний и сформулировал планы поиска библиотек на территории Кремля. Мне следовало последовать совету немецкого профессора и войти через Тремский дворец...
Все было готово к раскопкам, но вот над головой Никиты Хрущева сгустились темные тучи, а после его отставки звезда Аджубе упала. Время в Либерии истекло – о библиотеке забыли более чем на 20 лет.
Более 20 лет назад бизнесмен Герман Стерлигов задался целью найти клад, исчезнувший в конце 16 века. В 1995 году он руководил поисками штаб-квартиры Библиотеки Ивана Грозного.
К 850-летию Москвы сама Либерия не была открыта, но энтузиасты были более чем способны сформулировать некий стратегический план. Вскоре они обнаружили, что в Кремле нет библиотеки. По крайней мере, четыреста лет назад.
«Всех смущал приказчик Макарий», — сказал Герман Стрыгов. ——Я признался ему о сундуке с сокровищами в Кремле, и все тотчас побежали его искать, думая, что в сундуке библиотека. Но она не может быть там.
Почему? Да, потому что Либерия не спрятана за дверью с окном. Хранилище рукописей было построено Аристотелем Фиораванти по его собственным методам, и чтобы туда попасть, хранилище пришлось пробить. Об этом ясно написано в учебниках истории...
Отсутствие в Кремле загадочных рукописей больше не является секретом. Если бы там была хоть одна книга, ее бы уже давно обнаружили. Но если Иван Грозный не спрятал свою библиотеку в Кремле, то где она была?
Либерийский штаб поиска Ивана Грозного также располагался в Александровской слободе (прежнее название города Александров). Царь жил здесь долгое время: есть письменные свидетельства, что он забрал с собой храм и сокровищницу. Некоторые историки даже полагают, что немецкие переводчики во главе с преподобным Вейтманом в 1565 году видели рукописи не в Кремле, а в тайнике у Александра. Именно здесь Вейтман попросил Грозного одолжить ему на ночь книгу из библиотеки, пообещав оставить в залог всех своих детей.
Штабу повезло: сегодня на территории королевской резиденции есть футбольное поле, где условия под землей можно исследовать с помощью специальных технологий и оборудования.
К сожалению, сама библиотека не пустовала. Эти устройства упорно отказываются реагировать ни на один из заданных параметров. Исследование монастырской территории также не дало результатов. Это значит, увы, что Либерии для Александрова нет.
Но есть еще один вопрос, который должен волновать всех, кто знает историю этой загадочной библиотеки и мечтает открыть ее для будущих поколений. Это относится к библиотечной безопасности. Задумайтесь: тем «книгам», которые до сих пор хранятся где-то под землей, не 200, 300 и даже не 500 лет. Их возраст измеряется тысячелетиями. Они были очень и очень старыми для времен Ивана Грозного. Но эксперты уверены: если Либерия находится в хранилище, построенном по методам Аристотеля Фиораванти, то она в довольно хорошем состоянии. Фиораванти, вероятно, знал секреты сохранения рукописей, известные древним египтянам. Большую часть коллекции могут составлять «книги» из знаменитой Александрийской библиотеки, хранившиеся в подобных хранилищах на протяжении тысячелетий. Годы только увеличили ценность Либерии. Однако его уже невозможно измерить в деньгах.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Библиотека Ивана Грозного. Куда исчезла легендарная Либерия.