Т-27 серийный
Боевая масса, т
2,7
Компоновочная схема
впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж
Экипаж, чел.
2
История
Разработчик
группа конструкторов под руководством Н. Н. Козырева
Производитель
Горьковский автобусный завод/ГЗА, З-д № 2 ВАТО/Завод № 37, Завод "Большевик"/№ 174
Годы производства
1931—1934
Годы эксплуатации
1931—1941
Количество выпущенных, шт.
3155 Т-27, 187 ХТ-27
Размеры
Длина корпуса, мм
2600
Ширина, мм
1830
Высота, мм
1443
Клиренс, мм
240
Бронирование
Тип брони
гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.
10/52°, 10/75°, 10/0°
Лоб корпуса (низ), мм/град.
10/−15°
Борт корпуса, мм/град.
10/0°
Корма корпуса (верх), мм/град.
10/0°
Корма корпуса (низ), мм/град.
6/0°
Днище, мм
4
Крыша корпуса, мм
6
Лоб башни, мм/град.
10/30° (верхние колпаки)
Маска орудия, мм/град.
10 (щиток пулемёта)
Борт башни, мм/град.
6/35° (верхние колпаки)
Корма башни, мм/град.
6/30° (верхние колпаки)
Вооружение
Пулемёты
1 × 7,62-мм ДТ
Двигатель
ГАЗ-А
Производитель
ГАЗ
Тип
Бензиновый
Объём
3285 см3
Максимальная мощность
40 л. с., при 2200 об/мин
Максимальный крутящий момент
165 Н·м, при 1200 об/мин
Конфигурация
рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров
4
Клапанов
8
Диаметр цилиндра
98,43 мм
Ход поршня
107,95 мм
Степень сжатия
4,22
Охлаждение
жидкостное
Клапанной механизм
SV
Материал блока цилиндров
чугун
Материал ГБЦ
чугун
Тактность (число тактов)
4
Порядок работы цилиндров
1-2-4-3
Подвижность
Модель двигателя
Форд-АА (ГАЗ-АА)
Мощность двигателя, л. с.
40
Скорость по шоссе, км/ч
40
Скорость по пересечённой местности, км/ч
16
Запас хода по шоссе, км
120
Запас хода по пересечённой местности, км
60
Удельная мощность, л. с./т
14,8
Тип подвески
блокированная полужёсткая
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,66
Преодолеваемый подъём, град.
30°
Преодолеваемая стенка, м
0,5
Преодолеваемый ров, м
1,2
Преодолеваемый брод, м
0,5
История создания
Первые проекты танкеток появились в Советской России уже в 1919 году, когда рассмотрены проекты «вездеходного бронированного пулемёта» инженера Максимова. Первый из них — проект одноместной танкетки массой 2,6 тонны с мотором 40 л. с. и бронёй 8—10 мм, с максимальной скоростью 17 км/ч и вооружённой одним пулемётом. Второй проект под названием «щитоноска», близок к первому, но отличался тем, что единственный член экипажа размещался полулёжа, что позволило резко уменьшить габариты и снизить вес до 2,25 т. Проекты не реализованы.
В 1920-х годах в мире был большой интерес к танкеткам. В СССР их активно продвигал М. Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии(РККА).[источник не указан 381 день] В 1930 он добился создания учебного фильма «Танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам.[источник не указан 381 день]Неудивительно, что создание танкеток включено в перспективные планы создания бронетанкового вооружения. По трёхлетней программе танкостроения, принятой 2 июня 1926, до 1930 планировалось создать батальон (69 шт.) танкеток («пулемётов сопровождения», по тогдашней терминологии). [источник не указан 381 день]В 1926 начато проектирование одноместной танкетки «Лилипут», но через некоторое время оно закрыто, поскольку машина требовала создания новой ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года защита нового проекта танкетки, названной Т-17. В ходовой части и трансмиссии использованы узлы опытного танка сопровождения Т-16, двигатель также «половинка» двигателя Т-16, бронекорпус позаимствовали от «Лилипута». Изготовлено 2 экспериментальных образца (первый к осени 1929), испытанных в 1930-м. Танкетка имела массу 1,95 т, экипаж 1 чел., броню 7—16 мм, двигатель мощностью 18 л. с. и скорость 17 км/ч. Вооружение из одного 6,5-мм пулемёта Фёдорова с боекомплектом 9000 патронов. По результатам испытаний от серийного производства Т-17 решено отказаться, главным образом из-за наличия всего одного члена экипажа, который не мог выполнять в бою все необходимые функции.[источник не указан 381 день]
В 1929—1930 появляется проект танкетки Т-21 — экипаж из двух человек, броня 13 мм, в конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект отклонён из-за недостаточной скорости. Примерно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицированных как «большие танкетки сопровождения». Они различались типом двигателя и размещением экипажа. После рассмотрения проектов, для изготовления опытной, выбрана Т-23, как наиболее дешёвая и реальная в постройке. В 1930 изготовлен опытный образец, причём в процессе изготовления подвергнутый многим доработкам, изменившим его почти до неузнаваемости. Но в серию и эта танкетка не пошла из-за высокой стоимости, сопоставимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.
9 августа 1929 года выдвинуты требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3,5 т, с двигателем 40—60 л. с. и скоростью 40 км/ч. на гусеницах и 60 км/ч. на колёсах. На создание её объявлен конкурс. В ноябре 1929 из двух представленных проектов выбран один — уменьшенный танк типа «Кристи», но с рядом изменений, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и закрыта в 1932 году, не дойдя до изготовления экспериментального образца из-за высокой стоимости.
В начале 1930 года Великобританиюпосетила комиссия под руководством начальника управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. А. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. А. Гинзбурга. Комиссия имела целями ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своём классе (экспортировалась в шестнадцать стран мира). Комиссия решила закупить 20 танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 танкетка, получившая обозначение К-6, показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было решено организовать её крупномасштабное производство.
После изучения документации (конструкторский коллектив возглавлял Н. Н. Козырев) решено отказаться от детального копирования, а произвести доработку проекта с учётом отечественного опыта. 3 ноября 1930 года построен первый экспериментальный образец, отправленный после испытаний на доработку. К январю 1931 готов опытный образец Т-27. Сохраняя в основном конструкцию английского прототипа, он отличался несколько большими размерами, отсутствием вращающейся башни, усиленным бронированием (броневые листы соединялись заклёпками и частично электросваркой), большей ёмкостью бензобака, более широкими гусеницами, широким использованием освоенных промышленностью автомобильных агрегатов, отказались от продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения. На вооружение РККА танкетка принята 13 февраля 1931 года, ещё до окончания испытаний. 2 августа 1931 года принимается постановление о программе танкостроения в условиях военного времени. По нему, в случае начала войны Т-27 должна была стать самым массовым видом танков — за первый год войны их планировали изготовить 16 тыс.[источник не указан 381 день]
Серийное производствоПравить
Выпуск Т-27 начал в 1931 завод «Большевик» (выпущено 45 машин), затем завод № 37 и автосборочный завод № 1. Всего было сдано армии 3342 танкетки. Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автомобильные агрегаты).
КонструкцияПравить
Т-27 являлась классической танкеткой, не имеющей башни. Компоновка танкетки отличалась большой плотностью. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части — двигатель и в задней части — экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира-пулемётчика). В верхней части корпуса имелось 3 откидывающихся колпака, закрывающих доступ к местам механика-водителя, командира-пулемётчика и к силовой установке.
БронированиеПравить
Броневая защита танкетки изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, соединённой болтами и заклёпками на уголковом каркасе (на части машин применялась сварка). Броневые листы корпуса размещались по большей части вертикально, без наклона (за исключением части лобовой брони и верхних колпаков). Толщина брони в основном 10 мм (колпаки, кроме лобовой части, 6 мм). Бронирование обеспечивало защиту только от пуль стрелкового оружия и осколков мин и снарядов, да и то не во всех случаях.
ВооружениеПравить
Танкетка была вооружена одним 7,62-мм пулемётом ДТ, расположенном в переднем щитке корпуса справа. Боекомплект пулемёта составлял 2520 патронов (40 магазинов), впоследствии боекомплект уменьшили до 28 магазинов (1764 патрона).
Приборы наблюдения и связиПравить
Т-27 не имела каких-либо приборов наблюдения и связи. Наблюдение в боевой обстановке осуществлялось механиком-водителем через смотровую щель, а пулемётчиком — через прицел пулемёта. Связь с другими машинами предполагалось поддерживать с помощью сигнальных флажков.
ПодвижностьПравить
Танкетка была снабжена четырёхтактным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с., установленным маховиком вперёд. Трансмиссия (заимствовалась у грузового автомобиля Форд-АА/ГАЗ-АА) механическая, состояла из сухого однодискового сцепления, четырёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего) механизм поворота обеспечивал машине поворот на месте (минимальный радиус поворота при 1-й и 2-й передачах), простого дифференциала с колодочными тормозами. Танкетка имела блокированную подвеску полужёсткого типа, состоящей из шести на борт сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки. Упругим элементом подвески являлись листовые рессоры. Гусеничный движитель танкетки состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, двух направляющих колёс заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12 опорных катков с наружной амортизацией, двух ведущих колёс переднего расположения цевочного зацепления и двух мелкозвенчатых гусеничных цепей шириной 150 мм.
ЭлектрооборудованиеПравить
Электрооборудование представляло собой однопроводную сеть напряжением 6 В. Система зажигания — батарейная, пуск двигателя производился электрическим стартером из отделения управления или снаружи (с помощью пусковой рукоятки).
Модификации и машины на базе
- Carden-Lloyd Mk.IV (Карден-Ллойд Мк IV) — английский прототип. Закуплено 20 шт. Именовалась К-6. К 1938 осталось 4 шт., которые были переданы в укрепрайоны для использования в качестве бронированных несамоходных огневых точек.
- Т-27 — серийный образец, в ходе производства вносились небольшие изменения (менялось крепление пулемёта, применялась сварка для сборки корпуса)[1]
- Т-27М — опытный вариант САУ с 37-мм пушкой Гочкиса. Разработан в 1931 году под руководством К. К. Сиркена. Изготовлены две машины: одна с 37-мм пушкой Гочкиса и пулемётом ДТ (в результате, масса увеличилась до 2920 кг) и одна с 37-мм пушкой Гочкиса. Для перевозки боекомплекта использовался небольшой гусеничный прицеп. Машины испытаны, но не переданы в войска[2]. Одна из построенных списана после испытаний, сведений о судьбе другой найти не удалось.
- огнемётная танкетка Т-27 (опытная) — разработана в 1930 году в инициативном порядке Г. К. Кратировым, в мае 1931 года начато производство первой машины, всего изготовлено 12. Вооружены пулемётом ДТ и ранцевым огнемётом с двумя 16-литровыми баками для огневой смеси. В результате испытаний установлено, что 32 литров огневой смеси хватает на 24-26 выстрелов, дальность выстрела 24-28 метров в зависимости от метеоусловий[3]
- ХТ-27 (БХМ-4) — огнемётная (химическая) танкетка образца 1932 года, с огнемётом КС-1 (пулемёт ДТ демонтирован, вместо него стрелка вооружали автоматической винтовкой). Максимальная дальность огнеметания 25 м. Выпускалась в 1932—1933 в количестве 187 шт.[3] Первый огнемётный танк в РККА. Вооружение — огнемёт. На 1 июня 1941 в войсках ещё оставались 33 огнемётные танкетки.
- МЗ-27. Минный заградитель обр.1934 года на базе Т-27, вооружённый пулемётом ДТ (с боекомплектом 2500 патронов) и 170 минами в барабане массой 480 кг[4]. Выпущено не менее 5 шт.
- танкетка снабжения — опытная, разработана в 1932—1933 гг. под руководством Н. И. Коротконожко. По бортам танкетки установлены два боковых кармана для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков. В результате, масса машины в боевом положении увеличилась до 3,5 тонн, что отрицательно сказалось на её надёжности и проходимости. После испытаний, в 1934 году изготовлен модифицированный образец ЗР («зарядный ящик») для транспортировки в боковых карманах 32 патронных ящиков общей массой 680 кг. На вооружение не приняты[5].
- Т-27 тягач. Приспособлены для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Переоборудовались из линейных Т-27. Как правило, вооружение сохранялось, сверху приваривались поручни для перевозки расчёта. На 1 июня 1941 года 182 танкетки-тягача, некоторое количество переделано уже в ходе войны.
- ТТ-27 — телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия — 5 машин, 1932 год)
- КТ-27 (СУ-76) — самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой для сопровождения конных и моторизованных соединений. Разработана в 1933—1934 гг. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчёт — на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от орудия. Выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект остановлен.
- СУ-3 — самоходная установка с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. Разработана в 1933 году. Войсковые испытания установка не прошла из-за сильного демаскирующего действия орудия при выстреле, плохой баллистики и опасности в обращении.
- Т-27ПХ — танкетка подводного хождения с воздухозаборником, герметизированным корпусом и изменённой конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. В 1934 году изготовлен 1 опытный образец[6].
- АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Разработан в 1938 году под руководством А. Сафронова, в течение 1939 года в АС-Т-27 переоборудованы несколько пулемётных танкеток Т-27[7]
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк Т-27.