
В 1818 году британский исследователь Джон Росс возглавил экспедицию на кораблях «Изабелла» и «Александра» с целью открыть легендарный Северо-Западный проход — морской путь через арктические воды Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Его маршрут предполагал движение вдоль северо-восточного побережья Северной Америки с выходом к Берингову проливу.
Призрачные горы Крокера
Достигнув залива Ланкастер, Росс, наблюдая в телескоп, объявил, что видит на горизонте непреодолимый горный хребет, преграждающий путь. Несмотря на возражения офицеров, которые ничего подобного не заметили, капитан приказал повернуть назад и вернуться в Англию. В своем отчете он даже дал этим горам название — Крокер-Хилл, в честь лорда-адмирала Джона Уилсона Крокера. Однако уже через год его бывший первый помощник Уильям Эдвард Парри беспрепятственно прошел тем же маршрутом, доказав, что горы были лишь миражом — оптической иллюзией, характерной для Арктики. Этот инцидент нанес серьезный удар по репутации Росса и стал поводом для насмешек, а несуществующий хребет в шутку предлагали переименовать в «Чокер-Хиллз» (от англ. «choker» — тот, кто подавился, неудачник).
Экспедиция на джиновые деньги
Стремясь восстановить свое имя, в 1829 году Росс задумал новую экспедицию. Адмиралтейство, помня о прошлом провале, отказало ему в поддержке. Тогда исследователь обратился к своему другу, фабриканту Феликсу Буту, сколотившему состояние на производстве джина. Бут согласился стать спонсором, что сделало эту миссию уникальной — первой крупной частной арктической экспедицией. В знак благодарности Росс назвал один из крупнейших полуостровов Северной Америки в честь спонсора — Бутия (от «Boothia»).
Плавание на устаревшем пароходе «Виктори» оказалось полным трудностей. Вскоре после старта Росс, раздраженный постоянными поломками парового котла, приказал выбросить его за борт, лишив судно основного двигателя. Корабль был зажат льдами в заливе, который Росс, верный своей традиции, назвал Бухтой Бута. Экипаж провел в ледовом плену несколько суровых зим.
Выживание в ледяной ловушке
Несмотря на экстремальные условия, Росс старался поддерживать дух команды и британские традиции: отмечал день рождения короля и даже организовал изготовление деревянного протеза для матроса, потерявшего ногу в схватке с белым медведем. Запасы провизии, включая знаменитый джин Бута, помогали людям выживать. За время вынужденной стоянки Росс установил контакты с местными инуитами, знания которых оказались бесценными для выживания. По возвращении он привез с собой необычный «сувенир» — череп инуита для изучения в рамках популярной тогда псевдонауки френологии, что также вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Спорное наследие и рыцарский титул
Долгое время экспедицию считали пропавшей, но в 1833 году экипаж был спасен. Вернувшись в Англию, Росс, пользуясь правами первооткрывателя, продолжил практику сомнительного картографирования: он дал имя «острова Кларенса» группе земель, которые лишь предполагал существующими, и даже добавил на карты несколько вымышленных островов, чтобы польстить новому монарху Вильгельму IV. Несмотря на спорные географические открытия и ряд неудач, в 1834 году Джон Росс был посвящен в рыцари, получив титул сэра. Историки сходятся во мнении, что эта награда была скорее признанием его упорства, выживания в экстремальных условиях и умения преподнести свои приключения, чем реальным вкладом в науку.
Обратите внимание: «Стальной охотник» больше не нужен в World of Tanks.
***********************
Подпишитесь на мой Telegram-канал — пост там был опубликован неделю назад.
Я также веду стрим истории — подписывайтесь, чтобы получать уведомления. Запись можно найти на моем канале.
[Моя] длинная статья 1 в British GeographyБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сэр Джон Росс: охотник за арктическими миражами.