Сержант, сумевший повоевать за всех

В 1939 году Платон Скрижинский, ученик десятого класса Бердичевской средней школы, планировал стать агрономом и обязательно побывал на Красной площади. Чтобы получить необходимую практику, он устроился на экспериментальную площадку в родном Бердичеве и справедливо рассчитывал следующей весной поступить в университет и уже иметь некоторый профессиональный опыт. 28 марта 1940 года Скриженскому исполнилось 18 лет. На следующий день его вызвал военный и политический комиссар и приказал готовиться к отправке в армию. Через несколько недель молодого комсомольца призвали в Красную Армию. После завершения обучения Платон работал водителем в батальоне аэродромной службы (БАС) на окраине Ростова-на-Дону, где узнал о нападении нацистской Германии на Советский Союз.

Война скоро приближается к Ростову... В городе формируются добровольческие отряды; старые казаки формируют диверсионные батальоны вместе с профессиональными солдатами и полицией для борьбы с диверсантами. Фирма, где работает Платон, дежурит при горкоме партии. Мы буквально спали за рулем — эвакуировались предприятия, переносились лагеря уничтожения, а урожай переправлялся на космическую станцию. Всем и везде нужны колеса.


Осенью БАО перенесли вглубь страны. В начале 1942 года в батальон начали поступать резервисты, и сержанта Скриженского вместе со своим уставшим грузовиком и другими опытными водителями перевели в стрелковую дивизию 6-й армии. С фронта мама получила от Платона только одно письмо. Это первая и последняя новость от моего сына…


Весной командующий 6-й армией генерал-лейтенант А. М. Городняковский приказал готовиться к наступлению: было решено освободить Харьков. Но Красная Армия потерпела крупное поражение. Эта трагедия вошла в историю как «Харьковский котел». Только по официальным данным там сгорело от 2.30 до 250 тысяч солдат и командиров. Сержанту Скриженскому повезло – он не погиб в мясорубке. Во время атаки он доставлял на фронт артиллерийские снаряды и перевозил раненых в тыл. В конце мая дивизии начали отступать, не зная, что они окружены. Когда бензин закончился, офицер приказал сжечь технику и добавить в стрелковую часть людей. В пехоте Платону, будучи физически сильным человеком, дали противотанковое ружье. Голодная, бескровная рота молча продвигалась на восток. Однажды ночью руководитель команды приказал им разделиться на 5 или 6 человек и выйти отдельно.


Сержант Скриженский возглавил группу из шести человек, которую он с гордостью называл взводом. Они шли ночью, а днем ​​прятались в долинах и оврагах, не вступая в столкновения с немцами — оставшиеся патроны сохраняли лишь в самых крайних случаях. Однако вскоре немцы захватили группу Скриженского, и для Платона началась эпическая история военнопленных. Лагерь расположен в Польше. Заключенные подвергались издевательствам и голодали каждый день. Но, несмотря на это, среди узников концлагерей все еще действовала подпольная организация, связанная с польскими патриотами и немцем-антифашистом в правительстве. Весной 1943 года Скриженского приняли в организацию. В 1944 году подземная сеть была обнаружена, и над Платоном и его товарищами нависла смертельная опасность. Но немцам-антифашистам удалось вывести часть людей из-под атаки и переместить их в другие лагеря. Платон был одним из счастливчиков, которого отправили в Данию заготовлять дрова.


В этом лагере жизнь Платона была чрезвычайно легкой. Охрану там мобилизовали немецкие рабочие, тайно симпатизировавшие русским. Платон знал не только польский язык (его отец был польского происхождения), но и немецкий язык и часто работал переводчиком. Здесь, в Северной Европе, сержант Скриженский встретил победный май 1945 года. У военнопленных сложились ровные, если не сказать дружеские, отношения с членами Комитета по репатриации военнопленных. Однажды ночью Платон, его товарищ Сергей Селухин (захваченный на Днепре осенью 1943 года) и сержант НКВД пили трофейный джин.

Под воздействием алкоголя сержант выпалил свою правду: «Пока вы сгорбились над фрицами, мы всю дорогу от Днепра до Одера вымостили костями» настоящий бой. Недавних собутыльников разлучили и арестовали. Эту неприятную историю никто из властей не расследовал, поскольку власти многое упустили и просто охарактеризовали дело как нападение на дежурившего сержанта НКВД.
Скриженский и Селухин отправились домой в качестве обвиняемых. Подумав, что обычно не имеет значения, где они умрут, они решили бежать. Побег оказался успешным, и они остались в Германии, но здесь их пути разошлись: Селухин пошел на восток, надеясь достичь Братиславы, а Скриженский решил направиться на юго-запад, в сторону Франции. Во Франции он какое-то время жил на ферме, помогая фермеру собирать урожай. Осенью крестьянин, не желавший, чтобы тот попал в беду, дал Платону немного денег и объяснил, что теперь, видимо, для русских путь один – в Иностранный легион. Платон переступил порог призывного пункта рядом со Средиземным морем – расположенного в Обане, недалеко от Марселя.

В 1945 году Франция вернулась во Французский Индокитай. Правительство де Голля решило запретить использование призывников в локальных конфликтах. В результате Корпус остался единственной силой, взвалившей на себя бремя войны во Вьетнаме.
Чужие легионы выдвинули до ста тысяч солдат, что было несложно сделать в послевоенной Европе. Почти пятая часть «диких гусей» в ее составе составляли немцы, но были и славяне, в том числе Платон. 13-я легкая полубригада была единственным подразделением полка, поддерживавшим «Свободную Францию» и личную общественную оппозицию де Голля фашизму, на базе которой был сформирован и отправлен во Вьетнам экспедиционный корпус.

Возможно, это связано с тем, что начало Второй мировой войны бригада встретила в Норвегии, где готовилась оказать помощь финнам против Советского Союза. Именно в эту полубригаду были зачислены легионеры Скриженских второго класса.

Обратите внимание: Польские танки, которые не успели повоевать.

Военная специальность Платона все та же – водитель, на этот раз ему предстоит водить тяжелый «Шевроле», зарегистрированный в Сайгоне. В 1946 году у «Солдат удачи», подготовленных британскими офицерами, все шло гладко. Войска приступили к наведению порядка, что включало банальную казнь десяти мирных жителей за смерть французского солдата. Но благодаря этой безумнейшей тактике колониальное правительство завоевало не страх и покорность вьетнамцев, а сильную ненависть. Никому, кроме Платона, нетрудно было бы сравнить его нового коллегу с теми кудахтанными фашистскими мотоциклистами, которые пулеметным огнем гоняли его по горящим стогам сена, а затем расстреливали пленного.
Весной 1947 года Платон, к тому времени свободно говоривший по-французски, дал понять «интересному» вьетнамцу, что не имеет ничего общего с легионерами и хочет воевать на стороне партизан. Вьетнамцы некоторое время держали Скриженского под наблюдением, опасаясь провокаций, и даже прозвали его «Тихим русским». После нескольких проверок, чтобы подтвердить его искренность, его отвезли к месту его появления в городе Юнлун. 27 августа тяжеловооруженный «Платон» появился в назначенном месте и вскоре пополнил ряды 307-го «Водонепроницаемого» батальона. Итак, за пятнадцать тысяч километров от родного города он снова стал «знаменитым».


307-й батальон, которым командовал бывший студент Фам Хонг Туан («Кто может коснуться бороды тигра»), был одним из самых легендарных вьетнамских подразделений своего времени. Батальон принимал участие во всех важных операциях кампании. Он работает в регионе Бенче и дельте Меконга. Кстати, кроме Скриженского, в батальоне также участвовали австриец, два немца, несколько алжирцев, чех, два поляка и бывший гвардейский сапер Красной Армии Федор Бессмертный.
Тактика партизан классическая: днем ​​они ничем не отличаются от обычных местных жителей и незаметны. Ночью они берут власть в свои руки, устраивая диверсии, засады и нападения. Однажды Платону и двум спутникам удалось захватить 37-мм пушку, после чего по Бенчу поползли слухи о «белых дьяволах» в образе легионеров. Хотя партизаны утверждали, что сам «дьявол» был просто «Тхань», что в переводе означает «верный». Скриженский был назначен командиром захваченной артиллерийской батареи. Его временно перевели в усиление 310-го батальона. Когда он вернулся в 307-й батальон, он уже командовал минометной батареей.


Платон шел с батальоном от мыса Камау на юг до Долины камыша. Вместе с Вьетнамской Добровольческой армией и Международной Добровольческой армией он в полной мере испытал горечь поражения и радость победы. К концу войны Платон был известен во всем Вьетнаме. В 1948 году Скриженский женился на местной девушке. 28 августа 1949 года у них родилась дочь Жаннин, известная в России как Анна.
В 1954 году, после победы над Францией, Платон Скриженский за выдающиеся боевые заслуги был награжден высшей медалью вьетнамского правительства — Орденом «Воинской славы». Как национальный герой он переехал в свою резиденцию в Ханое. Платону пришлось развестись с женой и одному воспитывать дочь. У Цин были близкие личные отношения со многими высокопоставленными чиновниками Коммунистической партии, а Дженни ходила в детский сад при Политбюро, так что, должно быть, у нее была хорошая жизнь. Но Платона глубоко тянуло к своей родной стране. Смерть Сталина побудила его предпринять позитивные действия. В 1954 году Хо Ши Мин лично обратился к советскому правительству с просьбой попросить Скриженского вернуться на родину.


31 декабря Платон получил телеграмму из советского МИДа: «Товарищ Скреженский — советский гражданин. В июне 1955 года только что прибывший в Москву Скреженский, его дочь и его фронтовой товарищ Федор Бесмельтный и его вьетнамская жена» пришел на Красную площадь в Москве. Детская мечта Платона сбылась. По правилам жанра на этом можно было бы закончиться, но для Скриженского история не закончилась, а, скорее, стала началом «пытки путешествия во времени». После того как советское правительство выдало Скреженскому паспорт гражданина, оно больше для него ничего не сделало. Работу он найти не смог — 32-летнего мужчину без трудовой книжки никто бы не осмелился взять на работу. В свою очередь, безработный не может рассчитывать на получение квартиры: его не имеют права регистрировать, а сам он не имеет права снимать квартиру.


Платон с дочерью отправились в родной город Бердичев. Там он узнал, что его мать умерла. В 1942 году отец Платон был застрелен немцами. Никогда не встречаясь ни с кем из своих родственников, Платон оставил Жанну на попечение своей тети. Вскоре он получил известие о смерти своего товарища Федора Бесмертного. Жена Федора Нгуен Хи Винь прилетела в Ханой с маленькой дочерью на руках, оставив все сбережения Платона.

Скриженскому удалось арендовать угол в подмосковном Виноградово у местной жительницы Анны Куликовой, откуда он каждый вечер ездил на Казанский вокзал разгружать товар. Там, на вокзале, он случайно встретил одноклассника, работавшего на радиостанции. Узнав об истории Платона, земляк отвел его на радиостанцию, где остро нуждались носители вьетнамского языка. Так Платон нашел нормальную работу. Постепенно его жизнь наладилась. Скриженский женился и сумел прописать себя и свою дочь Янину в Москве, в итоге получив трудовые книжки и став обычным советским гражданином.

Скриженский работал в Иностранной радиовещательной корпорации. Платон Александрович проработал там более четверти века до выхода на пенсию в 1982 году. Семья живет хорошо. Помимо основной работы пара подрабатывает переводами французских авторов.

В общей сложности Скриженский воевал не менее десяти лет, попал в плен, участвовал в двух войнах и служил в трёх армиях, но ветераном всё равно не считался. По принятым в стране законам он не был участником Великой Отечественной войны, так как находился в заключении, и не имел статуса воина-интернационалиста, так как считалось, что до 1960 года советские граждане выполняли любые международные обязательства. Во Вьетнаме он гораздо более известен, чем у себя на родине. О нем написаны две истории, документальный фильм и его поездка в Ханой по приглашению бывшего командира батальона генерала Фам Хонг Туана после победы Вьетнама над Соединенными Штатами. Платон Александрович скончался 28 марта 2003 года на больничной койке в московской клинике…

Военная история Великая Отечественная война Третья мировая война Индокитай Солдаты Судьба Наемники Вьетнам Банда Чанг 5

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Сержант, сумевший повоевать за всех.