В декабре 1941 года, с вступлением США в войну, немецкое командование сняло запрет на действия подводных лодок в водах США. В ходе операции «Unternehmen Paukenschlag» («Барабанный бой») группа из пяти подводных лодок класса «Океан» была отправлена в Западную Атлантику, где противолодочная оборона была еще слаба. В дальнейшем количество подводных лодок увеличивалось, но их никогда не было более десятка боевых единиц, выполняющих боевые задачи. Основной задачей немецких подводников была транспортировка нефти и нефтепродуктов с юга США на танкеры на восточном побережье страны.
Из-за удаленности района боевых действий ударная группировка Германии в этом районе базировалась на подводных лодках океанского плавания IX серии, имевших увеличенный запас топлива. Каждая подводная лодка несет по 22 торпеды калибра 533 мм. Кроме того, лодка оснащена 105-мм пушкой общего назначения, которая успешно применялась против невооруженных торговых судов.
Основной проблемой, с которой столкнулись немецкие подводники, была сравнительно непродолжительная продолжительность боевого дежурства. Несмотря на различные методы, большая часть ресурсов и топлива расходуется при переходе в районы боевого патрулирования и обратно на базу.
Это замечательный пример диорамы, иллюстрирующей трудности дальних путешествий.
При пересечении Атлантики инженеры-механики подводных лодок сокращали расход топлива за счет частых маневров и изменения режимов работы двигателей. В сильный шторм корабль затонул. Под водой они медленнее, но экономят топливо. На подводных лодках часть цистерн, используемых для питьевой и технической воды, заполнена топливом. Экипажи подводных лодок отказались от основных средств, чтобы наполнить подлодку необходимым оборудованием, запасными частями и материалами для повышения автономности плавания.
Обитаемость этих подводных лодок крайне низкая, поскольку они построены по принципу максимального использования каждой тонны водоизмещения для повышения боевых качеств подводной лодки. Однако даже в таких условиях экипажи часто отказывались от всего, что можно было бы назвать «комфортом». Все необходимое загружается, даже сверх разрешенного. В течение нескольких недель на кровати были сложены коробки с едой. В переполненном вагоне только узкие проходы. Некоторые капитаны слишком увлеклись делом и превысили нормы безопасности, из-за чего Командование подводных сил было вынуждено издать соответствующие запретительные приказы.
Благодаря опыту и мастерству экипажей подводных лодок дальность полета подводной лодки фактически оказалась больше расчетной. Однако время несения боевого дежурства подводных лодок большого водоизмещения в районе патрулирования по-прежнему не превышает трех недель (у средних подводных лодок «VII» серии еще меньше). Для решения этой проблемы немецкое военно-морское командование заказало строительство нескольких подводных лодок снабжения.
Подводные нефтеналивные танкеры XIV серии представляют собой достаточно успешную попытку глубокой модернизации крупных океанских кораблей IX серии. Подводная лодка представляет собой специализированный корабль снабжения, предназначенный для пополнения запасов подводных лодок, выполняющих боевые задачи вдали от стоянок и военно-морских баз. Поскольку запасы топлива имеют решающее значение, подводный танкер получил само собой удачное прозвище «Денежное дерево» («Milchkühe»).
подводная лодка имеет длину 67,1 м, ширину 9,35 м, высоту 11,7 м, надводное/подводное водоизмещение 1688/1932 тонны. Подводная лодка оснащена двумя дизельными двигателями общей мощностью 3200 лошадиных сил. В подводном положении движение обеспечивается двумя электродвигателями общей мощностью 750 лошадиных сил. Силовая установка позволяет лодке развивать скорость до 15 узлов (28 км/ч) на воде и около 6 узлов (11 км/ч) под водой. Дальность экономического плавания на водной поверхности составляет 22 870 километров, а под водой - 220 километров.
Обратите внимание: Фрэнк Тинсли. Почему бы нам не построить… подводные танки.
Судно способно работать на глубине до 240 метров. Подводная лодка не имела ни торпедных аппаратов, ни палубных орудий. В качестве оборонительного вооружения на корабле установлена 20-мм зенитная пушка и две спаренные 37-мм зенитные пушки. Подлодка имеет экипаж из 60 человек.Первый подводный танкер «U-459» («Дойная корова») идет в плавание.
«Денежное дерево» израсходовало 700 тонн топлива. В зависимости от продолжительности пребывания в море она может питать боевые подводные лодки водоизмещением от 400 до 600 тонн. Такого топлива достаточно для обеспечения боевой деятельности 12 средних подводных лодок серии «VII» (по 50 тонн каждая) или 5 океанских подводных лодок большого водоизмещения серии «IX», расположенных в отдаленных районах Карибского моря по 90 тонн каждый) на мысе Доброй Надежды. В среднем переброска топлива может обеспечить дополнительные две недели времени боевого дежурства.
Кроме того, субмарина может пополнять моторное масло (до 13 тонн), свежие продукты, хранящиеся в холодильных установках, а также запас из 4 торпед. Корабль был оборудован пекарней, которая обеспечивала комбатантов такими предметами роскоши, как свежий хлеб, во время кампании. На подводной лодке был оборудован медицинский пункт на несколько коек для эвакуации раненых моряков. Имелась даже небольшая гауптвахта для перевозки пленных и провинившихся немецких моряков в Германию.
Корабли снабжения действовали в центре Атлантики, вдали от противолодочных патрулей и самолетов союзников, направлявшихся на встречу. Операции пополнения запасов и дозаправки часто занимают несколько часов, подвергая риску как «Кашкову», так и подводные лодки, которые она обслуживает. Груз транспортировали с помощью надувной лодки длиной 6 метров и погрузочного крана. На плоской главной палубе танкера имеются технические люки для облегчения перевозки сыпучих грузов. Однако в условиях Северной Атлантики корпус часто захлестывает большие волны. Припасы приходилось поднимать вручную через люк боевой рубки, а загрузить груз на палубу не удалось.
Подводный танкер «U-462» («Дойная корова») под командованием лейтенанта Бруно Вольфа встречается с боевыми подводными лодками «U-755», «U-373», «U-569» и «U-135» в Северной Атлантике. 6 сентября 1942 г
Иногда из-за непогоды нарушается прием топлива подводными танкерами и задерживается перевалка грузов. В результате возле денежного дерева собралось несколько подводных лодок, ожидая своей очереди. Такая концентрация подводных лодок была сопряжена с опасностью и всегда насторожила немецкое командование. Если бы немцы подверглись воздушной атаке во время пополнения запасов, неуклюжий подводный танкер первым достиг бы глубины. Остальные подводные лодки на некоторое время прикрыли подводную лодку огневой мощью, оставаясь на поверхности.
U-118 подверглась атаке самолетов, сопровождающих военный корабль США «Борг".
22 апреля 1942 года подводный танкер U-459 впервые доставил топливо для подводной лодки U-108 в районе 500 миль к северо-востоку от Бермудских островов. Две недели спустя в том же районе топливо U-459 получили еще 12 средних подводных лодок и две большие подводные лодки.
С конца апреля до середины июня 1942 года 37 подводных лодок обеспечивали дозаправщики U-459, U-460 и U-461, которые попеременно действовали в водах США, что сразу же влияло на ход боевых действий. Примерно в то же время только в Карибском море немецкие подводные лодки потопили 148 кораблей союзников общим тоннажем 752 009 г регистр. Тонна
Естественно, «Денежное дерево» стало приоритетной целью для атаки союзников, поскольку затопление подводного танкера сильно ослабило возможности немецких подводных сил, вынудив ударные подводные лодки досрочно вернуться на базу для пополнения запасов топлива и припасов.
Подводный танкер «Ю-459» («Дойная корова») идет в плавание.
Взлом немецких военно-морских кодов позволил союзникам получить информацию о маршрутах подводных лодок и местах встречи. Усиление противолодочной обороны и появление более совершенных технологий обнаружения подводных лодок означает, что у немецких подводников нет шансов. В 1943 году союзникам удалось уничтожить большую часть подводных лодок-танкеров, и к концу войны все 10 спущенных на воду подводных лодок снабжения были потоплены. Считается, что из общего числа матросов, служивших на «Дойной корове», погибло 289 матросов (530-576.
Военная техника Военная история Военно-морской флот Германии Вторая мировая война Военно-морской флот Подводная логистика Длинная почта 1Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Дойные коровы". Подводные танкеры Кригсмарине.