Океан сыграл огромную роль в развитии цивилизации. Чем более продвинутыми становились люди, тем больше они использовали водоемы как простое средство сообщения между разными землями. Вода предлагает больше возможностей для быстрых и дешевых путешествий, чем земля, поэтому большинство развитых цивилизаций были так или иначе тесно связаны с океаном или с каким-либо водоемом, непосредственно связанным с океаном. Эллинистический мир и Римская империя когда-то были построены на морских связях; величие западноевропейской цивилизации во многом объяснялось открытием обширных водных путей; ислам проник через океан в Восточную Африку, вдали от островов Аравии и Юго-Восточной Азии.
Сегодня океан так же важен, как и прежде, даже больше: почти половина населения живет на побережье или очень близко к нему, а большая часть мировой торговли (более 80%) осуществляется по водным путям. Поэтому значение обширных открытых водоемов для распространения, развития и укрепления цивилизации трудно переоценить. Но сами они содержат отдельные объекты огромной ценности, служащие ключевыми точками для всего океана, а следовательно, практически для всей мировой торговли и коммуникаций. Это соединительные пункты для многих основных морских путей, как естественных (проливы), так и искусственных (каналы). В серии историй я расскажу об истории этих объектов и их окрестностей, а также о глобальном влиянии каждого объекта.
Фараоны, французы и индийский чай
Древний Ближний Восток был, пожалуй, самым развитым регионом в мире. Здесь расположены долины двух рек — Нила, Тигра и Евфрата, — где впервые широко распространилось земледелие. Это в свою очередь привело к возникновению сначала рассеянных культур, а затем и государств, которые, помимо обработки земли, освоили металлургию сначала с медью, а затем с бронзой, что привело к развитию религиозного культа, зачаткам науки, установлению первый монументальный памятник архитектуры в этом духе и т.д. Поскольку древние страны использовали бронзу в качестве основного металла, к концу бронзового века Египет, возникший в долине Нила, стал самой могущественной страной на Ближнем Востоке. Кроме того, есть Вавилон и Ассирия в Месопотамии, Элам на территории современного южного Ирана и некоторые страны, прилегающие к Ближнему Востоку — Хеттское царство в Анатолии, а также африканские южнее Ирана Пунт и Куш. Минойская цивилизация в Египте, на Крите и микенская цивилизация на южных Балканах.
Ближний Восток в конце бронзового века (1300-е и 1200-е годы до н э)
Очевидно, что налаживание торговли в этом регионе развитых стран и культур не заняло много времени. В эпоху бронзы было проложено множество торговых путей и осуществлялся обмен между различными частями развитого мира того времени. Большинство плаваний были непродолжительными и проходили по суше. Поскольку административное влияние древних стран было ограничено, а техника судостроения и мореплавания была недостаточно развита, люди в то время не могли достичь открытого моря и большинства морских акваторий, даже в таких развитых местах, как Крит и Египет. Хотя в восточном Средиземноморье, безусловно, существовал постоянный водный путь (о чем убедительно свидетельствует процветание крито-микенской культуры и ее государств, имевших тесные связи с Сирией, Палестиной и Египтом), в Средиземноморье был только один морской путь. Бронзовый век Действительно стойкий и долговечный – так называется аромат. Он соединил Южный Индостан с Ближним Востоком, где также начала формироваться развитая культура. «Путь благовоний» пролегал недалеко от побережья, касаясь южного и восточного побережья Аравийского полуострова и побережья нынешней Эритреи, способствуя развитию этих территорий. Этот путь, сделавший возможным обмен широкого круга ценных товаров (специй из Индии и Африканского Рога, благовоний из Южной Аравии и т д.), сложился в эпоху бронзы и пережил свой катастрофический конец вплоть до поздней античности. Это был первый крупный морской торговый путь в истории, соединявший множество суши.
Путь благовоний
Прежде чем попасть в Сирию через Месопотамию и Грецию, товары из Индостана и Аравии должны были пройти через территорию, ныне оккупированную частично Египтом и частично Израилем. В то же время он полностью принадлежит Королевству Пирамид и получил большую пользу от Дороги Благовоний. В то время Египет был могущественной страной, расширявшейся в Азию и Южную Африку. Это было, безусловно, самое могущественное государство бронзового века с огромными ресурсами. Поэтому вполне понятно, почему в Египте в конце бронзового века возникла идея построить канал, соединяющий Красное море и Средиземное, что значительно облегчило бы торговлю с Кипром, Грецией и Анатолией. На самом деле подобные сооружения были созданы и введены в эксплуатацию еще в 13 веке до нашей эры. Под кодовым названием «Канал фараона» он соединяет реку Нил с Горьким озером рядом с Красным морем. Хотя, как уже упоминалось, это довольно извилистый маршрут рек и озер, сам водный путь значительно облегчает движение, делая Египет еще более важным связующим звеном между Аравией, Африканским Рогом и Восточным Средиземноморьем.
Впоследствии из-за частых кризисов и завоевания Египта канал несколько раз заброшен и перестраивался. Этого добились как сами египетские цари (фараоны), так и внешние силы, которые все чаще завоевывали долину Нила в древности и раннем средневековье. Канал фараонов был восстановлен персидским царем Дарием (шестой век до н э.), а столетия спустя династией Птолемеев, римским императором Траяном (второй век нашей эры) и арабами после завоевания ими Египта в седьмом веке нашей эры век. Однако со временем Путь Благовоний потерял свое былое значение, как и сама Страна Пирамид – рост цивилизации привел к возникновению империй вокруг Египта, затмивших его и ставших жертвами их завоеваний. К VIII веку канал был засыпан и забыт, а правители самого Египта и всего Ближнего Востока сосредоточились на обменах по сухопутному Шелковому пути и морским путям между Ираном, Аравией и Восточной Африкой, что имело большое значение для Египта в то время и Восточной Африки остаются значительными много времени. В результате территория между долиной Нила и Синайским полуостровом, несмотря на ее стратегическое значение как тончайшего перешейка между океанами, станет малоинтересной и никто всерьез не будет пытаться возродить древние каналы, пусть они и многочисленны. Средневековые султанаты Ни Египта, ни пришедших им на смену мамлюков, ни Османской империи, правившей Египтом с 16 по начало 19 века (последняя однажды попыталась и потерпела неудачу).
Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока европейцы не прибыли в Египет. До определенного этапа они мало интересовались сушей, поскольку после открытия трансатлантических и тихоокеанских морских путей попали в «морской» колониализм, проникший в Индию, Америку и Восточную Азию и не придававший ей особого интереса на Ближний Восток. Османская империя долгое время была мощной силой, с которой Европе приходилось бороться. Хотя после Великого географического открытия земля, где когда-то располагалась Бронзовая держава, утратила роль посредника в сухопутной торговле с Китаем и становилась все слабее и беднее, только в конце XVIII века европейцы собрались с силами и проявили интерес к Китаю эта зона. Первой была французская армия под предводительством самого Наполеона, которая временно оккупировала долину Нила в конце 18 — начале 19 веков, разгромив турецкую армию мамлюков.
Французские войска в Египте
Во время этой поездки будут сделаны открытия, которые возродят интерес к исследованию Египта. Сначала французский офицер обнаружит Розеттский камень, отрывок из которого будет скопирован в две версии — древнеегипетскую и древнегреческую. Этот объект сделает возможной расшифровку древнеегипетского языка и египтологии в целом, сделав древнюю историю Египта новым тематическим направлением европейской науки.
Во-вторых, Бонапарт увидит остатки фараонова канала и выскажет мысль, что строительство чего-то подобного снова могло бы значительно облегчить мировую торговлю, которая в то время все еще проходила через длинные океанские пути, открытые португальцами.
Однако эта передовая идея не была реализована самим Наполеоном – в конечном итоге египетская экспедиция потерпела неудачу, завершившуюся поражением Франции. Идея строительства канала распространилась по Европе, как и интерес к Египту и его истории, но долгое время не имела практического эффекта.
Однако сам Египет преобразился в результате французского вторжения – после вывода войск Наполеона местный османский губернатор Мехмет Али-паша планировал покинуть Константинополь, который был не в состоянии защитить свою провинцию. В 1831 году он открыто восстал против имперских властей и добился значительной степени автономии, благодаря которой можно было обсуждать фактическую независимость Египта.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Под руководством этого деятеля и его преемников Египет значительно расширит свою территорию, модернизирует свою армию и попытается развиваться по западному образцу. К середине 19 века оно достигло довольно прочного состояния.Сам Мухаммед Али был родом с Балкан, но вошел в Египет османским солдатом и много сделал для Египта
Тем временем европейцы все внимательнее следили за Египтом. Помимо огромного исследовательского потенциала страны как одного из первых в мире центров развитых стран, в центре внимания также оказалась идея строительства канала, который мог бы воссоединить два океана и тем самым вдохнуть новую жизнь в мировую торговлю. Популярен на Западе. В XIX веке это было уже важнее, чем в античные времена – по мере развития капитализма и колониальных империй мир становился все более глобализированным и расширялись торговые связи между континентами, что требовало максимального удобства морских путей. Поэтому Египет стал темой обсуждения в Европе как страна, имеющая потенциал для создания каналов для формирования этих новых маршрутов. В страну приезжали различные исследователи, пытавшиеся определить, где и как рыть каналы. Само египетское правительство в это не вмешивалось, так как знало, что может получить выгоду в случае успешной реализации идеи.
В 1850-е годы Очевидно, что этот проект не дублирует древний канал — с помощью новой технологии его можно будет прорыть непосредственно возле Синайского полуострова, самого узкого места между Европой и Азией. Строительство началось в 1859 году. Лессепс основал компанию Суэцкого канала, среди акционеров которой было правительство Египта. В то время многие из его прогрессивных реформ провалились, и он испытывал финансовые проблемы, поэтому он обратился к этому каналу, чтобы улучшить свои дела. Десять лет спустя, в 1869 году, канал был открыт для использования. Он был назван «Суэц» в честь порта, через который вошел в Красное море.
Фердинанд Лессепс, создатель Суэцкого канала
Проект имел огромный успех: поскольку он сократил путь из Европы в Азию на тысячи километров, маршруты в рамках проекта начали быстро прокладываться. Древние маршруты, проложенные португальцами, утратили былую популярность и именно маршрут верхом теперь ведет корабли через Египет. Акционеры канала и сам Лессепс разбогатели, и заслуженно – их инвестиции кардинально изменили мировую торговлю, сделав ее более прибыльной и быстрой. Это неизбежно привело к процветанию, хотя пока в основном только в Европе.
Однако следует отметить, что ценность Суэцкого канала заключается не только в торговле: контроль над ним также означает более быстрый доступ армий и флотов в Азию и Восточную Африку. Можно было предвидеть, что Великобритания, самая успешная империалистическая страна того времени, также будет заинтересована в этом. Лондон не мог стоять в стороне и смотреть, как французы берут под свой контроль такое важное место, и поэтому начал действовать, используя слабости Египта, хотя Египет получал прибыль от канала (естественно, он получал меньше прибыли, чем Египет) из-за финансовых проблем, которые возникли у Египта. Французские акционеры не смогли преодолеть этот кризис, Британия выкупила долю в этом вкусном продукте у властей Каира в 1875 году. Семь лет спустя, в 1882 году, Великобритания оккупировала Египет, лишив его независимости (страна, на территории которой расположены пирамиды, номинально оставалась частью Османской империи до 1914 года). После этого реальным владельцем канала станет Великобритания.
Очевидно, что Британская империя использовала свои недавно приобретенные территории для усиления глобального влияния и контроля над своими владениями в Азии и Африке. Теперь, когда маршруты в Индию (которая производила чай, опиум и другие товары для метрополии) стали во много раз быстрее, мощь и влияние Лондона возросли еще больше. Фактически, мощь Британии снова возросла, поскольку она контролировала львиную долю мировой торговли через канал.
Благодаря Суэцкому каналу позиции британского империализма значительно укрепились
Ключ к балансу мира
Но ничто не вечно под солнцем, и пронизанные империализмом фестивали не являются исключением. После двух мировых войн мощь Британской империи сильно ослабла, а ее способность к контролю ослабла. Однако британцы не хотели покидать Египет – потерять столь драгоценное место было бы слишком болезненно. Официально признав независимость Египта еще в 1922 году (фактически сделав короля династии Мохаммеда Али марионеткой Египта), Лондон полагал, что сохранит власть над страной и, таким образом, продолжал контролировать Суэцкий канал. В 1936 году Египет получил настоящую независимость, но канал остался в собственности британских и других европейских акционеров компании Суэцкого канала. Однако в 1940-е годы ситуация изменилась – возникновение Израиля привело к подъёму арабского национализма, особенно египетского национализма. Египет сопротивляется территориальной экспансии Израиля и не признает его как государство. Логично, что Великобритания, как одна из стран, поддерживающих Израиль, стала восприниматься египтянами хуже, чем раньше. Растет тенденция изгнания не только евреев из соседней Палестины, но и изгнания британских войск из района Суэцкого канала путем его национализации.
На волне левых националистических настроений в 1954 году к власти в Египте пришел Гамаль Насер, панарабский националистический идеолог и оппонент Израиля и западных держав. В 1956 году он объявил о национализации канала, что сильно разозлило Израиль, Францию и Великобританию, которые в ответ попытались разделить Египет, восстановить контроль над каналом и свергнуть Насера. Этот конфликт стал известен как Суэцкий кризис. В процессе явно раскрывается важность этого места для мира – конфликт потенциально может нарушить торговые цепочки и замедлить обмены между континентами, нанеся огромный ущерб всем без исключения. Таким образом, два соперника в холодной войне, Соединенные Штаты и Советский Союз, предпочли встать на сторону Египта и заставить западные державы и Израиль остановить и признать национализацию. Таким образом, владельцем канала стал Египет, что в конечном итоге разрушило имперский статус Великобритании. Канал продолжает работать.
Президент Египта Гамаль Абдель Насер в 1950-х и 1960-х годах
Карты боевых действий во время Суэцкого кризиса 1956-57 гг
По сей день Суэцкий канал играет огромную роль, о чем свидетельствует недавний инцидент — в марте 2021 года нефтяной танкер застрял посреди канала, что вызвало массовый коллапс морских грузоперевозок и повлекло за собой миллиардные убытки. Миллиардные убытки. В течение недели после того, как судно сняли с маршрута, оно успело бы вызвать серьезный шок для мировой экономики. Этот инцидент, как и кризис Суэцкого канала, ярко иллюстрирует огромную важность канала для мировой экономики и степень, в которой его стабильность зависит от морских торговых путей.
Этот танкер доставил много неприятностей
Так выглядит Суэцкий канал сегодня
Суэцкий канал Египта, несомненно, является чрезвычайно важной целью не только в экономическом, но и в политическом отношении. Прекращение ее операций или угроз могло бы даже объединить Соединенные Штаты и Советский Союз в разгар Холодной войны или парализовать большую часть морских грузоперевозок и нанести огромные убытки многим компаниям. На протяжении полутора веков он был важным местом глобальной торговли и обмена. Но Egypt Channel не одинок в этой отрасли: у него есть родственники, играющие ту же роль. Они будут обсуждаться в следующих разделах.
[Моя] История (Наука) Политика Франция Великобритания Наполеон Египет Суэцкий канал Колониализм Торговля Мировая арена Ближний Восток Доставка Длинные посты 0Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Рассказы о значении великих морских проливов и каналов, часть I.