Помпеи и Геркуланум: трагедия, сохранённая пеплом Везувия

24 октября 79 года нашей эры начался как самый обычный день для жителей Помпей и Геркуланума, мирно раскинувшихся на берегу Неаполитанского залива. Никто из них не мог и предположить, что этот день станет последним в истории их городов и навсегда войдёт в анналы мировой истории.

Начало катастрофы

Мощный взрыв, раздавшийся со стороны Везувия, заставил людей в ужасе поднять головы к небу. Из жерла вулкана взметнулся гигантский столб чёрного дыма и пепла, достигавший, по современным оценкам, высоты в 27 километров.

Среди наблюдавших за этим апокалиптическим зрелищем был молодой человек по имени Плиний — племянник знаменитого римского полководца и учёного Плиния Старшего. Увидев масштаб катастрофы, Плиний Старший приказал подготовить корабли для возможной эвакуации, в то время как его племянник, впоследствии известный как Плиний Младший, остался дома. Это решение, как выяснилось позже, спасло ему жизнь.

Города погрузились во тьму. Жители в панике пытались бежать: кто верхом, кто на повозках, кто пешком, уворачиваясь от падающих с неба раскалённых камней и пемзы. Но не всем удалось спастись — многие остались в ловушке из-за возраста, болезней или просто не успели покинуть свои дома.

Свидетельство очевидца

В своих письмах к историку Тациту, написанных спустя годы, Плиний Младший оставил нам единственное подробное описание катастрофы. Он сравнил столб дыма с гигантской сосной, у которой от мощного «ствола» отходили раскалённые «ветви». Именно под этим смертоносным «деревом» его дядя, Плиний Старший, пытался организовать спасение людей с помощью флота, но сам погиб на берегу, вероятно, от приступа удушья, вызванного ядовитыми газами.

К концу дня ситуация стала ещё страшнее. По склонам Везувия со скоростью урагана понеслись пирокластические потоки — смесь раскалённых газов, пепла и камней. Эти смертоносные волны, которых было не менее шести, накрыли сначала Геркуланум, а затем и Помпеи.

Судьба двух городов

Геркуланум, находившийся всего в 7 километрах от вулкана, принял на себя первый и самый мощный удар. Пирокластические потоки, температура которых достигала 400°C, практически мгновенно уничтожили всё живое. Помпеи, расположенные чуть дальше (в 10 км), пострадали чуть менее стремительно, но не менее трагично. К моменту, когда волны достигли города, они немного остыли, но этого было достаточно, чтобы погубить всех, кто остался.

Какими они были до катастрофы?

Письма Плиния Младшего не только запечатлели катастрофу, но и навеки сохранили память о двух «обычных» римских городах. Но что мы знаем об их жизни до рокового дня?

Помпеи были древним и оживлённым торговым городом с греческими и самнитскими корнями, уходящими в VIII век до н.э. Ко времени извержения это был процветающий центр с форумом, двумя амфитеатрами, общественными банями, многочисленными магазинами, тавернами и даже борделем. Население города оценивается историками в 10–20 тысяч человек.

Геркуланум, названный в честь Геркулеса, был меньше, но богаче и считался элитным курортом для римской знати. Расположенный на скале с живописным видом на залив, он привлекал богатых землевладельцев, желавших отдохнуть от суеты столицы.

Прогулка по древним Помпеям

Сегодня туристы, гуляя по раскопанным Помпеям, поражаются масштабам и продуманности города. Площадь в 66 гектаров была окружена трёхкилометровой стеной с семью воротами. Внутри город был разбит на чёткие кварталы (инсулы), застроенные домами, лавками, пекарнями и храмами.

Центром общественной жизни был Форум, окружённый важнейшими административными зданиями. От него расходилась сеть мощеных улиц с высокими тротуарами, защищавшими пешеходов от грязи и транспорта. Жизнь здесь кипела: более 160 харчевен, рынки, бани, спортивные залы и сады — всё это создавало атмосферу процветающего римского города.

Забвение и второе рождение

На следующий день после извержения солнце вновь осветило безжизненный, покрытый многометровым слоем пепла и камней ландшафт. Города, их жители и даже домашние животные оказались погребены под цементоподобным панцирем, который на века законсервировал последние мгновения их жизни.

Хотя император Тит пытался организовать помощь пострадавшим, города были заброшены и постепенно стёрты из памяти. Их легендарное открытие началось лишь спустя полторы тысячи лет.

В 1549 году архитектор Доменико Фонтана, прокладывая канал, наткнулся на древние стены Помпей. Систематические же раскопки начались в Геркулануме в 1738 году, а в Помпеях — в 1748-м. Долгое время это была скорее охота за сокровищами: ценные фрески, статуи и украшения вывозились в королевские дворцы, а менее эффектные находки попросту выбрасывались.

Ситуация изменилась с приходом археолога Джузеппе Фиорелли в 1860-х годах. Он ввёл научный подход, тщательно документируя каждую находку и даже разработав метод гипсовых отливок, позволивший восстановить формы тел погибших. К концу XX века было раскопано около двух третей Помпей, и сегодня археологи работают больше на сохранение, чем на новые открытия, бережно храня эту уникальную капсулу времени.

Другие мои работы:

Как европейцы поделили Африку

Жизнь танкиста в годы Первой мировой войны

[Мое] Археология Древние артефакты Европа Рим Факты Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Помпеи и Геркуланум, или повесть о двух городах.