Спираль упадка Пакистана: от древней цивилизации к грани несостоявшегося государства

Понятие «несостоявшиеся государства» описывает страны, правительства которых не способны выполнять базовые функции: поддерживать инфраструктуру, собирать налоги, обеспечивать безопасность и бороться с коррупцией. С 1990-х годов появились рейтинги, ранжирующие страны от стабильных до саморазрушающихся. Хотя такие списки часто субъективны и политизированы, особенно в середине, крайние случаи обычно очевидны. Пакистан сегодня находится в числе таких государств, балансируя на грани краха. Его путь к нынешнему положению — это история противоречий и ошибочных решений, служащая наглядным примером проблемного государственного строительства.

Рейтинг несостоявшихся государств, 2023 год.

Наиболее кризисными обычно считаются страны, переживающие войну, испытывающие острый дефицит ресурсов или управляемые радикальными режимами, как Афганистан. Пакистан не находится в состоянии тотальной войны, как Сирия, и не распался, как Сомали, но он глубоко погряз в проблемах и близок к полному банкротству. Чтобы понять, как страна с богатой историей пришла к такому состоянию, нужно обратиться к её истокам.

Истощение древнего источника

Пакистан расположен в стратегически важном регионе Южной Азии, на территории Индийского субконтинента. Эта земля, когда-то столкнувшись с Евразией, подарила миру Гималаи. Однако изоляция полуострова горами, джунглями и морем исторически делала его доступным в основном с запада, через долину реки Инд. Именно эта долина стала колыбелью одной из древнейших цивилизаций мира — Хараппской (Индской), возникшей в III тысячелетии до н.э. Благоприятный климат и плодородные земли позволили здесь рано развить земледелие и создать развитые города, не уступавшие шумерским.

Однако процветание не было вечным. Со временем методы земледелия распространились на соседние регионы, а экологические проблемы — опустынивание и эрозия почв — начали подрывать основу цивилизации. Ко времени упадка Хараппской культуры в регион пришли индоарийские племена, чья культура и религия (предтеча индуизма) стали доминировать. Долина Инда утратила статус безусловного центра, превратившись в объект завоеваний для империй от Александра Македонского до Гуптов.

Долина Инда — один из первых очагов развития земледелия и скотоводства.

С VII века началось проникновение ислама, которое усилилось с завоеваниями Газневидов в XI веке. Делийский султанат и Империя Великих Моголов укрепили позиции ислама в регионе, сделав его доминирующей религией на территории будущего Пакистана.

Руины цивилизации Инда. Города этой территории не уступали городам Шумера.

Пожалуй, самым известным произведением культуры Инда является статуэтка жреца.

А это изображение хараппской коровы. В то время коровы начали приобретать статус священных животных в индийской культуре.

К моменту прихода британцев в XIX веке регион находился в тяжёлом положении. Многовековая исламизация сменила предыдущие культурные слои, но главной проблемой стало катастрофическое истощение природных ресурсов. Процесс опустынивания, начавшийся ещё в древности, значительно сократил площадь плодородных земель. Бывшая житница субконтинента к началу колониальной эпохи во многом утратила своё былое значение.

Великие державы древней Индии, такие как Маурья и Гупты, возникли вдали от того места, где когда-то возникло сельское хозяйство на субконтиненте. Это очень похоже на то, как Иран и арабы завоевали Месопотамию, которая когда-то была самой мощной и развитой на Ближнем Востоке.

Свобода и её цена

Британское правление заложило основы для создания современного государства, но также принесло новые противоречия. В колониальной Индии возникли секуляризм, национализм и капиталистические отношения. Появление западного образования породило интеллектуальный класс, который начал бороться за независимость. В 1885 году был создан Индийский национальный конгресс, выступавший за единое индийское государство после освобождения от Британии.

Британская Индия была совершенно искусственным образованием.

Однако доминирование индуистов в Конгрессе вызывало опасения у мусульманского меньшинства. Даже при стремлении лидеров вроде Ганди и Неру к секуляризму, религия невольно стала основным маркером идентичности. В ответ в 1906 году была создана Всеиндийская мусульманская лига во главе с Мухаммадом Али Джинной, которая отстаивала интересы мусульман и в итоге выдвинула идею отдельного государства — Пакистана.

Первый премьер-министр Индии Неру.

Ганди не нуждается в дальнейших объяснениях.

В 1947 году, с уходом британцев, произошёл Раздел Индии. Были созданы два государства: Индия и Пакистан. Границы, начертанные колонизаторами, не учитывали многих этнических и религиозных реалий, что привело к чудовищной гуманитарной катастрофе — массовым переселениям, погромам и этническим чисткам. Особо острым стал конфликт из-за княжества Джамму и Кашмир, чей правитель-индуист решил присоединиться к Индии, несмотря на мусульманское большинство населения. Этот спор положил начало многолетнему противостоянию между двумя странами.

Религиозная карта Британской Индии даёт представление о сложностях будущего раздела.

Мухаммад Али Джинна.

Обратите внимание: Танк т-14 "Армата": в чём заключается его устрашающая мощь.

Ухабистый путь «Земли чистых»

Независимый Пакистан с самого начала столкнулся с колоссальными вызовами. В то время как Индия, несмотря на все трудности, демонстрировала определённые успехи, Пакистан вступил на спираль упадка. На это повлиял комплекс взаимосвязанных факторов.

Этническая раздробленность. Пакистан — искусственное государство, объединившее две исторически разные области: долину Инда (с индоарийским населением — пенджабцами и синдхами) и западные территории, населённые иранскими народами (пуштунами и белуджами). Последние исторически были связаны с Ираном и Афганистаном, а в состав Британской Индии, а затем и Пакистана, вошли лишь в XIX веке. Это создало огромные сложности для формирования единой национальной идентичности.

Владения Сасанидской империи в поздней античности.

Владения империи Сефевидов в раннее Новое время.

Клерикализация государства. В условиях этнической раздробленности ислам стал главным скрепляющим идеологическим инструментом. Само название «Пакистан» означает «земля чистых» (имеются в виду мусульмане). Страна была провозглашена первой в мире исламской республикой. Если президент Аюб Хан (1958-1969) пытался проводить светские реформы, то следующий военный диктатор, Зия-уль-Хак (1977-1988), начал полномасштабную исламизацию: ввёл шариатские суды, исламские налоги, ужесточил религиозные нормы в общественной жизни. Это не создало теократию, но ослабило государственные институты, усилило коррупцию и способствовало росту религиозного радикализма. Поддержка Пакистаном моджахедов в Афганистане в 1980-х позже аукнулась распространением экстремизма на его собственной территории, например, в Вазиристане.

Государственные символы Пакистана подчёркивают роль ислама.

Аюб Хан пытался реформировать страну.

Зия-уль-Хак углубил исламизацию.

Конфликт с Индией и зависимость от Китая. Соперничество с Индией стало определяющим для внешней политики Пакистана. Поражение в войне 1971 года привело к потере Восточного Пакистана, который стал независимым Бангладеш. Пакистан так и не смог достичь военного паритета с более крупным и сильным соседом. В поисках союзника он сблизился с Китаем, который, однако, со временем превратил Пакистан в зависимого партнёра, используя его для сдерживания Индии. Кредиты и инвестиции Пекина поставили Исламабад в положение, ограничивающее его суверенитет.

Экологический кризис. Власти, поглощённые политическими дрязгами и конфликтами, десятилетиями игнорировали нарастающую экологическую катастрофу. Опустынивание, эрозия почв, загрязнение воды и воздуха сокращают и без того ограниченные ресурсы для жизни быстрорастущего населения (около 250 млн человек). Наводнения, подобные катастрофическому 2010 года, становятся регулярными. «Земля чистых» сталкивается с проблемами буквальной чистоты и пригодности для жизни.

Пустыни Пакистана неумолимо расширяются.

Наводнение 2010 года.

Карачи — мегаполис, отражающий все проблемы страны.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги после 2008 года (ослабление власти армии, операции против боевиков), Пакистан остаётся в опасной близости к статусу несостоявшегося государства. Глубокие проблемы — этническая раздробленность, наследие клерикализма, коррупция, экологический коллапс, зависимость от Китая и затяжной конфликт с Индией — образуют порочный круг, разорвать который в обозримом будущем крайне сложно. Трагедия Пакистана заключается в том, что страна с великим историческим прошлым так и не смогла найти устойчивую модель развития в современном мире.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Спираль падения Пакистана. В чем заключается трагедия этой страны?.