Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Вопреки распространённому мнению, позиционные тупиковые ситуации на войне возникают лишь на стратегическом и частично оперативном уровне, а на тактическом уровне они эффективны для прорыва обороны противника и, наоборот, для защиты от наступательных действий.Новый метод постоянно разрабатывался разыскивается. И эта разведка начала приводить к оперативным успехам уже в 1915 году, а к 1918 году обе стороны смогли добиться частичных стратегических успехов (Весеннее наступление Германии и 100-дневное наступление Антанты).
Но на фоне кровавых столкновений сторонним наблюдателям никогда не было ясно, что между армиями 1914 и 1918 годов существовал реальный разрыв в оперативной тактике и возможностях. И мы не должны обманываться, думая, что катастрофический исход Второго Рейха означает, что только потому, что страна проиграла, она сделала что-то неправильное в военном отношении. Другое дело, что это вовсе не означает, что немцы не допустили совсем не очевидных на тот момент фатальных ошибок. Эталонным примером здесь является танк.
Они появились на поле боя благодаря поиску решений по повышению эффективности ударов по линиям обороны противника. Но +- при одинаковом вкладе все три страны Западного фронта пошли в разные стороны. Французские военные начали рассматривать возможность создания мобильных платформ, которые могли бы продвигаться вместе с пехотой и поддерживать ее огнем тяжелого оружия. Британцы хотели создать мобильную бронированную платформу, которая могла бы нести тяжелое вооружение и прорывать линии противника, двигаясь впереди пехоты. До 1916 года немцы об этом в принципе не думали, все их мысли были о тактике применения артиллерии и штурмовых групп.
когда и британская, и французская армии впервые попытались использовать танки, совсем не было очевидно, что немцы были неправы. Битва на Сомме доказала осуществимость танковой концепции, когда только 20 танков смогли продвинуться на 5 км по узкому фронту. Однако из-за малочисленности танков и плохого взаимодействия с пехотой конвертировать тактический успех на тот момент в оперативный успех не удалось.
тем не менее, после войны на Сомме в Берлине произошел «танковый шок», в результате которого был дан заказ не только на разработку собственных танков, но и целый комплекс мероприятий по усилению противотанковых возможностей Германии пехота и артиллерия.Та. В первую очередь речь шла о создании противотанковой роты с полевой 77-мм пушкой для стрельбы прямой наводкой и разработке бронебойных снарядов для нее. Не менее важным было назначение отдельных отрядов пионеров (саперов) для организации противотанковых траншей и ловушек, расширения траншей и проходов для затруднения прорывов. Танки были уязвимы из-за тонкой брони, поэтому предусматривалось, что огонь всех тяжелых орудий, включая минометы, должен быть сосредоточен по танкам. Также проводились тренировки по борьбе с танками с использованием гранат. Все эти меры позволили немецкой армии успешно отражать атаки небольших групп танков, но ценой растраты и без того ограниченных материальных и человеческих ресурсов. Противотанковые орудия могли поддерживать пехоту, но оставались в резерве на случай появления танков. Пионеры проделали гораздо больше работы, чем их коллеги, готовясь к своим должностям. Значительная часть огня сосредоточивалась по наступающим танкам, что позволяло пехоте противника более свободно передвигаться по полю боя.
Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.
В то же время успехи небольших групп в отражении спорадических танковых атак заставили немецкое командование поверить в то, что танковая угроза уже не является критической угрозой, и в 1917 году они в значительной степени свернули всю танковую программу.Проблема с этим решением заключалась в том, что после Соммы у Великобритании и Франции просто было слишком мало танков, чтобы эффективно их использовать. И из-за неудовлетворительных результатов танковых атак армия пришла к выводу, что проблема не в самой концепции танков, а в количестве, качестве и тактике их применения. К ноябрю 1917 года британская армия уже накопила сотни танков, улучшила их броню и научила пехоту безопасно следовать за танками. В результате, когда под Камбре были применены танковые кулаки сотен машин, был достигнут оперативный успех в обрушении десятков километров линии фронта, к чему, по иронии судьбы, не была готова ни одна из сторон. Британцы просто не ожидали такого крупного прорыва и не располагали достаточным количеством войск для успеха операции. Тем не менее, бой превратился для немцев в ванну с холодной водой, поскольку успехи в боях с танками в начале года оказались результатом малочисленности на стороне противника, а не беспомощности танков бак.
Поэтому Генеральный штаб спешно приказал ускорить разработку танков и начал разработку специальных противотанковых средств — противотанковых ружей и противотанковых пушек, которые можно было использовать только к концу войны. Кроме того, в армию стали в больших количествах поставляться бронебойные боеприпасы для винтовок и пулеметов. Все это позволило усилить противотанковые возможности немецкой пехоты, однако ослабление возможностей соединения в борьбе с пехотой вновь произошло за счет ненужных материальных и человеческих отходов. В то же время для стран Антанты использование танков сохраняло человеческие ресурсы и позволяло решать проблемы гораздо меньшим количеством войск.
Их. Само существование танков вынуждало противника отвлекать на борьбу с ними значительные средства, одновременно позволяя Антанте экономить на людских ресурсах. В то же время наличие противотанковых средств в немецкой армии, в отличие от противотанковой обороны, разбросанной по фронту, позволяло концентрировать танки на отдельных участках прорыва, делая невозможным второй Камбре.Я не имел в виду это. Это будет продемонстрировано много раз во время весеннего наступления Германии и разгрома Стодневного наступления.
В то же время немцам было ясно, что танки являются прекрасным средством прорыва, но это не означало, что прорыв чисто пехотными частями невозможен. Весной 1918 года немецкой армии удалось прорвать линию фронта и вызвать широкомасштабное поражение. Правда, этот прорыв повлек за собой большие потери, однако войскам кайзера удалось проникнуть в район боевых действий и некоторое время вести подвижный бой. На этом этапе танки стали важным козырем Антанты, позволяющим поддерживать оборону гораздо меньшими силами и компенсировать недостаток резервов на отдельных участках. Благодаря подвижности танков и малой подвижности немецких противотанковых средств даже несколько танков представляли серьезную угрозу.
В конце концов, немецкая армия столкнется с теми же проблемами, что и державы Антанты во время битвы при Камбре и 100-дневного наступления. Низкая мобильность пехоты и артиллерии, а также проблемы со снабжением не позволили эффективно развивать успехи, достигнутые после прорыва. Понеся большие потери и растратив все свои резервы, немецкая армия потеряла инициативу и была вынуждена отступить.
Во время Первой мировой войны танки стали эффективным средством прорыва обороны, но никогда не были эффективным средством достижения успеха. Однако само наличие нескольких сотен из них на стороне Антанты и менее 24 — на стороне немецкой армии существенно изменило характер сражения, замедлив темп наступления и потребовав больше усилий для решения поставленных задач был вынужден тратить деньги. И именно этих сил и средств немцам в конечном итоге не хватило.
Посты с навигацией в Коте
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Поговорим немного про роль танков в Первой мировой.