Домашняя одежда до революции. Что расскажут картины

П. А. Федотов "Свежий кавалер" (1846)

Многие люди имеют приблизительное представление о том, что люди носили столетия назад, пусть даже и не по фотографиям и портретам. Но мы часто говорим о том, что носим на публике, а домашняя одежда зачастую остается за кадром.

Для фермеров и бедных горожан все просто. В повседневной жизни мужчины часто носили дома обычные рубашки и портэжи, а на выход надевали куртки и шляпы. Конечно, у меня была кое-какая «выходная» одежда, но я старалась ее беречь. Крестьянки носили рубахи, юбки или сарафаны, фартуки. Городские женщины могут носить простые домашние платья.

В.М. Максимов «Бедный обед"

Иван Андреевич Пелевин «Первенец"

Иван Горохов «Девочка с котенком» (1895)

Дети часто бродили по дому голодные. Это не обязательно признак бедности, просто само отношение родителей к этому вопросу было таково, что они не заботились о появлении своих детей в доме.

Конечно, одежда богатых сословий была еще более разнообразной.

Портрет юноши в халате (1830-е гг.), неизвестный художник, Ступинское училище

Слово «халат» часто встречается в литературе. Буквально «schlafrock» переводится с немецкого как ночная рубашка, но на самом деле это был не «неглиже», а разновидность халата. Со временем слово schlafrock стало считаться мелочью, и появился «неологизм», то есть schlafoll. В России они появились при Петре I. Халаты носили и мужчины, и женщины, но при этом их надевали не на обнаженное тело, а поверх другой одежды. Мужчины носили халаты поверх брюк и рубашек. Халаты чаще всего изготавливались из шелка или атласа, реже из кашемира или других материалов. Воротник и манжеты обычно были стеганными.

Повседневные портреты в халатах не так уж и необычны.

Портрет П. А. Демидова (1773 г)

П. А. Демидов в екатерининское время был дворянином. Этот портрет довольно редкий. Демидов одет в домашнюю одежду и позирует с лейкой. Он увлекался ботаникой и имел самую знаменитую оранжерею в Москве, которой очень гордился.

А. Рослин «Портрет И. И. Бецкого» (1770-е) История, архитектура и музей «Новый Иерусалим»

Бецкой – один из видных общественных деятелей и политиков XVIII века

Хотя встречать друзей в халате было обычным делом, показаться в таком виде перед начальством считалось неподчинением. Из воспоминаний Петра Вяземского: «Там же стояло несколько гвардейских полков, один из которых, кажется, был кавалерийский, Раевского (не из какого-либо известного рода в 1812 году). Он был хороший болтун и шутник... Великого князя забавляли его шутки.Во время пребывания в Стрельне он часто навещал его на прогулках.Однажды...Он застал его в халате.Конечно, Раевский побежал переодеваться.Великий князь остановил его, усадил его и проговорил около получаса. Летом он носил халат. Я видел его в нем несколько раз, но его попытки надеть форму и извинения за то, что его застали врасплох, ослабели и слабел, пока наконец не надел халат. Одевшись, он стал легко, без всяких оговорок и эвфемизмов здороваться с великим князем. Однажды, сидя с великим князем в утреннем наряде, Константин Павлович заметил: «давно не видел лошадей». «Пойдем в конюшню!» — сказал он. «Теперь дайте мне одеться!» — ответил Раевский. "Какая ерунда! Лошади не просятся, все равно приедешь. Поехали! Моя карета у входа". Раевский просил разрешения одеться, но великий князь был непреклонен, что он стоял на своем и ничего не мог сделать. Пока они сидели в карете, великий князь крикнул ямщику: «В Петербург!» Карета умчалась. Приехав на Невский проспект, Константин Павлович приказал кучеру остановиться и сказал Раевскому: «Пожалуйста, пожалуйста, выходите на улицу!» Представьте себе следующую фотографию. Раевский в халате идет по многолюдному Невскому проспекту. Какой урок мы можем извлечь из этой истории?Но главное здесь то, что человек никогда не должен забывать себя перед начальством, и не из порабощения или раболепия, а наоборот, из уважения к личности и достоинству начальства от человека требуют строгого соблюдения этого правила».

Халаты считались противоположностью военной и официальной формы. Это, с одной стороны, символ комфорта, а с другой – символ свободы от сервиса. По этой причине халаты были обязательным атрибутом творческих людей, в том числе поэтов. Недаром на портрете В. А. Тропинина Пушкин изображен в мантии.

Фарз Журавлёв «Пасхальное утро"

Поскольку отопление стоит больших денег, а внутри дома может стать холодно, большая часть одежды в доме была утеплена. В качестве утеплителя использовалась вата. В «Евгении Онегине» Пушкин рассказывает о молодости матери Татьяны и изображает ее переход от модной молодой женщины к провинциальной матроне.

Но вскоре все изменилось:
корсет, альбом, арена принцессы,
Чувствительная тетрадь со стихами
Она забыла: начала звонить
Акула, как старая Селина
и наконец обновился
На халатах и ​​шапках есть пух.

Шляпы традиционно носили замужние женщины. Мужчины иногда носили шляпы или фески и даже носили обувь без спинки.

Александр Алексеевич Василевский «Портрет Державина» (1815)

Незадолго до смерти поэта и общественного деятеля Г. Державина был написан необычный портрет его в домашней одежде. Из воспоминаний А. С. Пушкина: "Я встретился с Державиным только один раз в жизни и никогда этого не забуду. Это было в 1815 году, во время государственных экзаменов в Лицее. Когда мы узнали, мы все были взволнованы. Державин был Очень старый. Он был в форме и в бархатных сапогах. Он очень устал на наших экзаменах. Он сидел, подперев голову руками. Его лицо не имело никакого значения. Его глаза были тусклыми, а губы тусклыми. Это было поникший, и его портрет (где он был в шляпе и халате)) был очень похож".

Ноздрев. Иллюстрация к «Мертвым душам

Мантия много раз появляется в литературных произведениях как еще один штрих к портрету героя. Например, И. А. Гончаров описал халат Обломова. «Он носил настоящий восточный халат, сшитый из персидской материи, но без малейшего европейского налета, без кистей, бархата и пояса, настолько свободный, что Обломов мог носить его дважды. Рукава всегда были азиатского фасона, становясь все шире и шире от пальцы к плечам. Халат потерял первоначальную свежесть, и кое-где его первобытный естественный блеск сменился другим приобретенным блеском.» Ноздрев ходит по дому в халате.

Стоит отметить, что сам Гоголь не любил халаты. Он считал их символами лени. Об А. Ф., впервые появившемся в петербургском писательском кружке. У Писемского он пишет: «Все тело его носило следы некоторой усталости, приобретенной беспечной и распутной жизнью в этой стране и готовым удовлетворением различных органических прихотей». Это происходит от слова.

В.А. Тропинин «Портрет князя Василия Федоровича Гагарина» Третьяковская галерея

Существует версия, что одним из прототипов Обломова был знаменитый поэт-ленивый Яжиков.

Н. М. Яжиков даже посвятил этому халату стихотворение:

облачать

Как сильно я люблю тебя, Роб!
Одежда лени и лени,
Тайный веселый компаньон
И поэтическая радость тоже!
Оставьте это последователям Ареса
Плотная расцветка милая;
Мое тело так же свободно, как и моя душа.
Из века заразы,
От жестокой и пустой жизни
Я исцелен – и мир мне!
Король шалостей и команд
Они не испортят мою молодость -
И дни мои, как я в халате,
В сто раз очаровательнее дней
Король, который живет неподходящей жизнью.

Президент ночного неба,
Луна сияет золотом;
Мирская суета уснула -
Думающие студенты никогда не спят:
Одетый в дизайнерские одежды,
Не обращая внимания на шум слепых фонарей,
Он рассмеялся и радостно подумал,
выше современного Герострата;
он не видит этого во сне
Кинжал Занда и Рубель,
и наша слава пуста
Благородная душа не имеет страха.
Во рту у него был простой чибок,
Перед ним, как он печально сгорает,
Есть также свечи без воска;
он сидит непринужденно и гордо
Охватывая мечту живого гения -
и терпеливый портной
Спасибо за халат!

П. Федотов «Благородный завтрак (Несвоевременный гость)» (1849-1850)

Главный герой фильма «Дворянский завтрак» тратит все свои деньги на то, чтобы казаться успешным, а из-за своей расточительности ест на завтрак простой хлеб. Давайте абстрагируемся от юмористической стороны этого замечательного фото и взглянем на домашнюю одежду модниц 19 века. Помимо самого халата, можно увидеть еще феску и остроконечные тапочки. Феска и туфли были навеяны интересом к Востоку.

П. Соколов, «Портрет незнакомки в кресле» (1846)

К. А. Сомов «Портрет М. Г. Лукьянова» (1918) Государственный Русский музей

Б. М. Кустодиев «Портрет К. В. Кустодиева» (1922)

Роскошные одеяния можно увидеть и в модных скульптурах

модная скульптура

модная скульптура

Со временем благородная мода на халаты дошла до купцов.

В. Перов «Приезд губернатора в дом купца» (1866 г)

Купец на картине Перова встречает воспитателя в платье. Купец нанимает дочери наставника, носит мантии и ориентируется на знатность, но при этом еще не становится хозяином.

Некоторые женщины тоже носили халаты, но гораздо реже, чем мужчины. Женщины носили домашние платья, которые были более скромными и из более дешевых материалов, чем для выхода в свет. Но были и «парадные ночные сорочки». Например, как картины Г. В. Мясоедова.

Григорий Мясоедов «Ради счастья других"

Алексей Венецианов «Хозяинское утро» (1823)

Помещица Венезианова отдает распоряжения утром, одетая в удобную домашнюю одежду.

Примечательно, что гораздо меньше портретов женщин в халатах, ночных сорочках и т д. Героини картин обычно носят простые платья безупречных цветов, что позволяет женщинам из менее обеспеченных семей легко выходить в город.

Зыси Михаил Александрович «Человек, задувающий свечу» (1861)

Я нашел это интересное фото. Мужчина задувает свечи перед сном, а его жена спит рядом с ним.

Жан Юбер «Утро Вольтера"

[моё]Российская История Российская Империя Живопись Живопись Искусство Халат Одежда Мода Длинный Столб 8

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Домашняя одежда до революции. Что расскажут картины.