С ветерком. О ПДД до революции

Доподлинно неизвестно, когда появились первые правила дорожного движения на территории современной России. Их формирование заняло более века. Долгое время на практике наказания за нарушения могли сильно различаться, поскольку скорость и стиль вождения оценивались на глаз. Для многих превышение скорости было одним из доступных развлечений, особенно зимой, поэтому общество относилось лояльно к таким грехам.

При Иване Грозном было введено обязательное клеймение лошадей, а также пошлина при покупке или обмене лошадей. При Федоре Иоанновиче в 1589 году стандартная ширина проезжей части была установлена ​​в полторы сажени (около 3,2 м). При Алексее Михайловиче появились штрафы за умышленные наезды на пешеходов. За это грозили большие штрафы, а в случае смерти жертвы ее могли казнить. В то время уже существовали штрафы за халатное вождение. За правопорядком на улицах города следили «преступники», которые боролись, в том числе, с лихачами. Сохранилось прошение князя Одоевского, который жаловался на проезжего, который на Никитской улице в Москве остановил своего работника за превышение скорости, "бил его по щекам и сбивал с ног, пинал и топтал его, беспощадно бил дубинками, и связал ему руки, сломал и попросил у Васьки денег», — затем запер его под замок, а когда лихача отпустили, у него пропала новая упряжь и другие ценности. Обвиняемый путешественник Павел Готовцев, со своей стороны, утверждал, что Василий был остановлен за преступление и наказан по закону, а все остальное - клевета. Правила стали более ясными в 18 веке.

При Петре I было утверждено правостороннее движение. Вдоль дорог появились вехи. Максимальная скорость на дорогах составляла примерно 15 км/ч. Сам император любил быструю езду. Полиция должна была следить за порядком на дорогах. Анна Иоанновна активнее боролась с лихачами. Вскоре был издан закон: «Хотя до этого он был издан в Москве, — гласил ее указ, — чтобы люди всех сословий и днем, и ночью ездили и в санях, и верхом под присмотром и не давили или затоптать кого-нибудь лошадьми, но теперь «Его Величеству стало известно, что многие люди быстро едут в санях, а их люди на лошадях необыкновенно скачут впереди них и наезжают на других, бьют их кнутами и топчут лошадьми». Улицы патрулировали патрули из драгун и солдат.С правонарушителями не церемонились.В 1730 году императрица установила систему штрафов: за первое нарушение правил били кошками (плети с узлами на концах), за вторых - кнутом, в-третьих - отправляли на каторгу. Те, кто давил пешеходов санями и лошадьми, должны были быть казнены, но осуществлялось ли это на практике - большой вопрос. Традиционно правонарушители отдали предпочтение чтобы откупиться как от полиции, так и от потерпевших или их родственников.При Елизавете у лихачей стали конфисковывать лошадей.Императрица также запретила грубую лексику во время поездок, но вряд ли этот закон строго соблюдался.При Екатерине II Упорядочилась работа таксистов.Они получили персональный номер, в то время в виде кожаной бирки на спине, и «Билет перевозчика», на бирке указывался номер района, в котором прописан водитель такси, и номер самого транспортного средства.В черте города скорость ограничивалась «медленной рысью»; прежде чем переходить, нужно было внимательно посмотреть. Также необходимо было освободить место для похорон, религиозных шествий и пожарной службы. Было четко указано, сколько лошадей может использовать владелец наряда, исходя из их места в рейтинговой таблице. При Павле I было восстановлено отмененное матерью правило, согласно которому встречавшие императора на дороге во время экскурсии должны были выйти из кареты и поприветствовать его. Позже это правило было снова отменено.

Карл Беггров «Лук Генерального штаба"

Одно оставалось неизменным и в XVIII, и в XIX веках. Оценка правонарушений была субъективной и зачастую зависела от социального статуса правонарушителя. В случае наезда на пешехода полицейские предпочли, чтобы участники ДТП решили вопрос мирным путем на месте, обычно с помощью денег. Из воспоминаний С. П. Жихарева: «Сегодня, мчась на обед к Лобковым на полном ходу мой каурок, — записал он в дневнике по горячим следам, — я наехал на женщину и совсем раздавил ее, так что она нашла сама под сани.Кричала и кричала!Частный судебный пристав, ехавший навстречу мне, выскочил из саней, остановил моих лошадей и освободил беднягу, который продолжал кричать без памяти.Он спросил меня, кто я такой, и объявил, что хотя по принятым правилам он должен был пойти со мной в полицию, но он не хотел доставлять мне неприятности и поэтому предложил дать женщине немного денег на лекарства и таким образом предупредить ее официальную жалобу. Я бы дал что угодно, но я денег с собой у меня не было, и когда я заявил об этом приставу, он заплатил женщине от себя 5 рублей, чтобы я потом вернул их ему и впредь старался ездить осторожнее.(...) Такие люди служат в местной полиции!» За полицейскую работу в определенном уезде отвечал частный судебный пристав, примерно так же, как и сейчас начальник уездной полиции. Госпожа Матерн сбила убитого на Лубянской площади офицера. Хозяин рысаков заплатил семье погибшего 100 рублей, и дело было закрыто. С другой стороны, появились мошенники, которые научились устраивать подобные происшествия.

Жерар Делабар. Вид на Моховую улицу

При Николае I за соблюдением правил дорожного движения следили строго, при Александре II - более лояльно, что сразу же сказалось на ситуации на дорогах. Увеличилось количество неосторожных водителей. Случалось, что даже ювелиры бежали со всеми вытекающими во всех смыслах последствиями.

Основными участниками дореволюционного дорожного движения были таксисты. Они также являются главными преступниками. Из воспоминаний А. Дюма о поездке в Россию (1858-59): «Первое, что должно поразить иностранца, приземлившегося в Петербурге, — это однолошадные экипажи на дрожках с возницами в одежде с длинными юбками в капюшоне, напоминающем пирог с жирной печеночной начинкой, и с медной ромбовидной бляшкой на спине. Табличка с номером всегда находится перед глазами человека, которого везут, и если вы пожаловались на водителя, достаточно снять ее со спины и отправить в полицию. Стоит ли говорить, что российская полиция, как и французская, очень редко определяет правоту водителей. Российские таксисты, как и все горожане, крайне редко являются уроженцами Санкт-Петербурга. В основном это земледельцы из Финляндии, Великой или Малороссии, Эстонии или Ливонии. Ездой они занимаются с разрешения владельцев, которым за эту полусвободу платят обычно от 25 до 60 рублей, то есть от 100 до 250-260 франков. Плата называется арендной платой».

Таксисты были одним из символов больших городов. Из воспоминаний Л. В. Успенского: «В 1900 году в Петербурге насчитывалось 26 485 извозчиков. В 1913 году число увеличилось вдвое. Более двухсот тысяч пудовых колес, перескакивавших по мостовой с одного гранитного обломка на другой, вызывали грохот, который словами не описать: где-нибудь в оживленном переулке, возле Сенного рынка, возле больших мостов, его мог заглушить неизвестный человек.А кроме "сухогрузов" с их огромными "качками", с такими же высокими колесами как невысокий человек, с арками толщиной в мужскую ногу, с важно шагающими на лохматых лошадях на лохматых ногах, покрытых «щетками» с длинными волосами, - причем в городе (1900 г.) еще пятнадцать тысяч «пассажирских дрожок» - "ванек"-плелся, штурмовал, шуршал. Их доля в общем шуме была сравнительно незначительна. Но каждый "ванька" хлестал свою лошадку. В тринадцатом предвоенном году их было, по-моему, не менее двадцати тысяч на виду - плюс могучие кусаки.И все эти десятки тысяч лошадей, коней, грызунов, кровных жеребцов оставили следы своего существования на мостовых. Утром и вечером, днём и поздним вечером. Именно поэтому в юности Петербург благоухал на всех улицах, особенно в жаркие засушливые дни, конским навозом, высушенным на солнце, истолченным в порошок, взбалтываемым даже легким ветерком в пыльные желтые вихри... Водители автомобилей в Петербурге В Петербурге до революции существовало вообще три категории: «простые», «безрассудные» и «упрямые». Простой «Ванька» часами дремал на ящике своей телеги, где — заснув — его «ЛС» — «лошадиные силы» — останавливался и засыпал. Одет он был в «мундирный» зипун, не зипун, тулуп, не тулуп, но и пальто его назвать было нельзя... Армяк, или какое-то синее суконное, с тугим поясом и доходящим почти до лодыжки. Что под пальто - Бог знает, а на голове устройство, которое я не могу описать словами: возьмите четвертый том Даля, откройте его при слове "шапка" и вы увидите там "кучер или натурал" шляпа»; это и есть типичный, по выражению Владимира Даля, «мужской головной убор из жесткого запаса». У этой категории таксистов снова были свои высшие и низшие сословия. Были и грубые, бородатые мужчины из середняки деревни, топтавшие свои могучие ноги в тяжелых валенках на стоянках вокруг сравнительно новой повозки, один такой специальной метлой из длинного конского волоса сметет пыль с сиденья и почистит лошадь с гребенкой и достаньте ее из-под ящика.И это устали старики, едущие "от хозяина",как чеховский Иона.Эти дрожки гремели и скрипели на сто голосов,на упряжи не было ни одной цельной медной бляшки , весь пополам, и лямки все связаны веревками... Я как-то недавно прочитал в рукописи молодого писателя о былых временах: "Грубые водители сплошным потоком неслись по Невскому..." Ну нет , этого не могло случиться! Лихач был «avis rara» — редкая птица». Водители телег с товарами могли передвигаться в пределах города только пешком.

Сотрудники полиции также следили за соблюдением правил дорожного движения; дорожной полиции в современном понимании не было. Они также выписали штрафы. Информация о нарушениях внесена в реестр полиции. Два сообщения о «неосторожном вождении» для таксиста означали вызов в мэрию и предупреждение. После третьего протокола он потерял билет. С одной стороны, таксисты настороженно относились к протоколам и предпочитали платить на месте. С другой стороны, они часто работали сезонно; Из-за бюрократии информация о нарушителе дошла до реестра нескоро, а потом сезон закончился, и у таксистов появилось время заработать денег и поехать в родной город. В конце XIX века официальный штраф за нарушение правил дорожного движения чаще всего составлял три рубля, хотя мог доходить и до десяти. Помимо превышения скорости, их оштрафовали за остановку в неположенном месте.

Ресторан Эльдорадо в Петровском парке

Если улица была популярна у толстосумов, например из-за дорогих ресторанов, таксисты предпочитали платить штрафы за прибыльных клиентов. Такие места становились золотой жилой для полиции. Иногда полицейские не гнушались «подставами». Например, в темное время суток ремонт мог быть начат на неосвещенной улице. Для этого были построены баррикады. В темноте телеги задели заборы, с грохотом упали, и тут появилась полиция. Часто люди предпочитали платить на месте. Но, конечно, не все правоохранители давали взятки и зарабатывали деньги такими сомнительными методами.

К концу XIX века появились новые «антигерои». Езда на таких колесах сопровождалась тряской и шумом. Позже появились колеса с резиновым покрытием. В 1905 году появились пневматические шины. Резина обеспечивала бесшумность и мягкий ход, но когда «форсировал» лужи, всплеска было больше. Грязь летела в прохожих, естественно вызывая недовольство. Владельцев телег с такими колесами называли резиновыми рабочими.

С. Матов посвятил этому стихотворение:

С завистью в скорбном сердце смотрел я на гордого счастливого,

Инстинктивно прижимая к груди букет ароматных роз.

Вдруг бессовестный кучер, похожий на медведя,

Он быстро овладел мной и потоком уродливых и грязных

Он подарил мне белый костюм, мой букет и яркую шляпу.

Пятна на мне стали разноцветными и, по воле Цирцеи,

Я прошел путь от блестящего денди до землекопа.

У меня вырвался крик, но мой обидчик был слишком далеко,

Быстро летайте по лужам и раскачивайтесь на мягких пружинах;

Лишь затылок хозяина, украшенный жировой складкой,

Мне удалось увидеть сквозь горящие слезы разочарования.

«Резиновый человек» прошел.

В Москве такие колеса пытались запретить или разработать грязезащитные конструкции, но безуспешно. Депутаты гордумы, обсуждавшие эти инициативы, сами были «резиновыми рабочими». В 1900 году в качестве компромисса было введено правило, согласно которому гулять приходилось в дождливую погоду, однако влиятельные владельцы таких карет часто не заботились о правилах.

В конце 19 века в России появились автомобили. Сначала они оказались в городе вне закона. Сначала можно было ездить только за город. Первый автомобиль появился на улицах столицы лишь в 1896 году. Причем каждое транспортное средство перед регистрацией проверялось специальной комиссией. Изначально максимально разрешенная скорость составляла 12 в час. Автомобили должны были подавать звуковой сигнал при подъезде к перекрестку. Запрещено было «водить машину в гонках». Также нельзя было оставлять транспортные средства без присмотра. Автомобилистам пришлось обращаться к начальнику полиции города и получать «разрешение на пользование автомобилем». Разрешение выдавалось на конкретное транспортное средство, и в документе были указаны все технические характеристики, включая размер, вес, "...пригодна ли повозка для резких поворотов и насколько можно остановить повозку на полном ходу" и более. Проверка проводилась один раз в год в течение одного месяца, начиная с 15 марта. Документы приходилось обновлять ежегодно.

Муром, 20 век

Несколько слов о дореволюционных дорогах. Они могли быть земляными, покрытыми булыжником, иногда деревянными брусками, что уменьшало шум и тряску, но требовало ремонта; асфальт появился в 1870-х годах. Из книги Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев: «Улицы в центре резко отличались от окраин видом тротуаров. На главных улицах и в направлениях возможных царских проездов мостовые были сквозными, из шестиугольных деревянных блоков, уложенных на деревянный, а позже и бетонный пол. Мы наблюдали, как рабочие моста очень умело вырезали из опиленных круглых кусков шестиугольники по шаблону. Их закрепляли металлическими штырями, сверху покрывали газовой смолой и присыпали крупным песком. Этот уличный «паркет» был во многом хорош: он был мягким, тихим, не ломал ног лошадям, но был недолговечным и антисанитарным — впитывал жижу и становился скользким при длительном дожде и гололеде.

Асфальтированных дорог почти не было, лишь кое-где возле вокзалов и отелей были асфальтированные дороги, по которым таксисты могли припарковаться. Мало было и брусчатки – этого прочного и практичного покрытия. Улицы были в основном мощеными, с уклоном к центру и тротуарам. Эти мостовые были непрактичны: лошади сильно уставали, тряска была невероятная, стоял грохот, особенно при проезде тяжелых повозок, между камнями застаивалась грязь, требовался частый ремонт. Их строительство потребовало много кропотливого труда и времени. Рабочие моста весь день стояли на коленях, используя примитивные инструменты – мастерок и молоток – чтобы «приклеить» камни к песчаному дну, утрамбовывая их вручную тяжелыми трамбовками. Тротуары в центре обычно клали из путиловских плит. На окраинах - из досок рядом с дренажными и канализационными канавами, иногда даже над ними... Площади Петербурга были вымощены булыжником, даже возле Зимнего дворца. Как уже говорилось, торцевой карниз был построен только для царского коридора. На Марсовом поле вообще не было тротуара. Это было пыльное место без единой травинки. В сухую, ветреную погоду над ним стояла жуткая пыль. Поле было окружено невысокими деревянными столбами с медными шариками наверху. Между столбами пролегала толстая пеньковая веревка. Он был разорван на куски, ни на одной стойке не было шариков, их кто-то отвинтил».

Домовладельцы были обязаны содержать дорогу в чистоте. Смотрителям приходилось вовремя убирать навоз. Зимой пришлось расчищать снег, но не полностью, а оставить следы саней. Домовладелец также отвечал за тротуар возле своего дома. Из воспоминаний А. М. Фадеева о родственнице жены: «Городское правительство заставило ее построить тротуар возле дома. Екатерина Васильевна долго отговаривала себя и изо всех сил боролась с этим нововведением, но вынужденная полицией ей пришлось уступила и построила деревянный тротуар. Затем, чтобы сохранить его, спасти и предохранить от вреда, чтобы не подвергнуться несчастью ремонтировать его или строить заново, она назначила стражу, которая должна была охранять тротуар в день и ночью, не позволяйте никому ходить по нему и отгонять прохожих.Тетя Екатерина Васильевна зорко следила из окон дома за неукоснительным исполнением ее распоряжений и часто сама выходила на улицу, чтобы лично командовать своей охраной...В то время, и даже для столь почтенной дамы, высокопоставленной в пензенском обществе, подобные проделки были весьма возможны и допустимы, и потому она долгое время практиковала это оригинальное занятие». Некоторые домовладельцы пренебрегали своими обязанностями, предпочитая платить, если можно было прийти к соглашению.

Источники

Д. А. Засосов, В. И. Пызин «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»:

А.О. Кокорев, В.Е. Руга "Московская повседневность. Московский милиционер, или зарисовки уличной жизни"

С. П. Жихарев «Записки современника"

Л. В. Успенский «Записки старого петербуржца"

[мин] История России, Российская ИмперияPDDTansport Длинный пост 6 Чувства поддержки

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: С ветерком. О ПДД до революции.