В современном мире дружба – очень широкое понятие, требующее от участников взаимности и искренности. Дружба отличается от партнерства и товарищества, но ее границы размыты, а пропорции относительны. Ученые продолжают спорить о том, как устроена дружба, и по сей день, и опыт этого явления не меньше привлек их внимание.
Вопрос – «как дружили в Древнем Риме» – ставит проблему внутреннего устройства античного общества и его функционирования. Дружба, зависть, ненависть или жалость могут быть важными факторами реальных действий, определивших ход тех или иных событий. Кроме того, образ мышления человека из прошлого всегда кажется загадочным и привлекательным.
Стоит признать, что римляне не были такими друзьями, как мы. Ну или не совсем так. Эту самую дружбу – «амицитию» – ученые читают в латинских текстах десятилетиями и до сих пор не могут найти компромисс.
Долгое время историки рассматривали «амицитию» как еще один инструмент в политической игре. Даже мысль о духовной близости или эмоциональной связи не допускалась – все было подчинено практическим целям. Немецкий учёный Матиас Гельцер когда-то считал, что в основе древнеримской дружбы лежали понятия добросовестности (fides) и долга (officium). Это звучит вполне духовно, но это сводит на нет понятие личного сопереживания. Ведь долг и порядочность — понятия вполне этические, как гостеприимство или покровительство. Позже американка Лили Росс Тейлор пошла в своих рассуждениях о формальном характере дружбы еще дальше — она считала, что «амицития» предполагает близость к людям схожих политических взглядов и не более того.
В 1950-е годы подобные гипотезы стали даже находить теоретическое подтверждение. Так, историки Жак Мишель и Ришар Саллер считали, что амицития главным образом предполагает взаимный обмен услугами, долгами и обязательствами. Однако нашлись и противники такого сухого подхода. Американские учёные Питер Брант и Дэвид Константин определили, что римская амицития — явление, основанное на взаимной привязанности, на чём-то тайном и интимном.
Но что думали о дружбе сами римляне? Здесь нам помогут многочисленные личные «письма» Плиния Младшего, в которых этот блестящий сын рода Цецилиев рассуждал как о возвышенном идеале амицитии, так и о более приземленных примерах, позволяющих понять, как общались древние римляне, о чем они говорили считали дозволенным и правильным, а что пытались скрыть от общественности.
Одним из наиболее интересных аспектов древнеримской дружбы был обмен «подарками» в самых разных формах (чаще всего в виде услуг или советов). Этот элемент дружбы предполагал обоюдную обязанность помогать ближнему. В своих письмах Плиний периодически выступает как дающий, иногда как нищий, выполняя функцию хорошего друга сразу в двух ипостасях.
Так в одном из посланий он предлагает своему товарищу Роматию Фирму 300 тысяч сестерциев, чтобы тот получил чин всадника. Столь щедрое предложение сделано Плинием вместе с тончайшим намеком на то, что Роматий не забудет своего благодетеля, потому что «их долгая дружба гарантирует» этого.
Обратите внимание: Так как в Древнем Египте верили в то, что тело присоединится к душе в загробном царстве, ему надлежало как можно дольше продержаться целым и невредимым.
Помимо бандитского предложения, Плиний пишет еще и о необходимости вести себя скромно в своем новом звании и не дискредитировать свою дружбу с Роматием, раз уж она так сильна. В результате возникает довольно интересная категория дружбы: хороший друг – это друг, умеющий быть благодарным.В другой раз в качестве просителя выступает сам Плиний, обращаясь к своему товарищу Сексту Эруцию, ставшему благодаря Плинию трибуном:
«Я, в свою очередь, помогу тебе, если нужно, помогу, не требуя. Тебя любят и уважают, у тебя много людей; просто покажи то, что ты хочешь, и не будет недостатка в людях, горячо желающих того же, что и ты".
Принцип «помогите мне, и я помогу вам» может показаться чем-то чрезмерно прагматичным, но, вероятно, это не было пошлостью или оскорблением в адрес римлян. Плиний помогает Сексту, Секст помогает другим людям, и эти другие люди могут помочь Плинию выполнить свои обязательства перед Секстом. Не дружба или коррупция, а просто развитые сети.
Однако Плиний Младший не раз помогал своему другу в делах, не связанных с продвижением по службе. В качестве дружеской услуги он появляется при дворе в пользу Светония Транквилуса, помогая своему другу Юнию Маврику найти выгодную партию для своей племянницы.
Хорошим примером разнообразия дружественных социальных механизмов является отраженная в письмах история знакомства Сатурнина и Приска, произошедшего при посредничестве Плиния на личной вилле автора. Ценность воспоминаний Плиния о минувших днях состоит в том, что начало дружбы он трактует как возникновение взаимных обязательств:
«Я очень рад, что вы, замечательные люди, мои добрые друзья, так хорошо поладили, что считаете себя взаимно обязанными друг другу (obligari potestis)".
иными словами, вступление в дружеские отношения требует, по мнению Плиния, возникновения связи, укладывающейся в понятия долга или взаимной обязательности друг к другу. Однако назвать Плиния сухим политиком довольно сложно — в других своих письмах он пишет друзьям: «Я писал вам об этом, потому что привык говорить с вами, как с самим собой», а в другом письме прибавляет. : «Мне хорошо, потому что это хорошо для тебя".
Даже сейчас кажется довольно сложным уверенно расставить все точки над вопросом о римской дружбе. Однако можно с уверенностью сказать, что амицития не рассматривалась жителями Вечного города исключительно как служебная обязанность или социальная функция. Беседы, вечеринки, чтения стихов – все это предполагало получение положительных эмоций, наличие которых выделяло друга из толпы точно таких же коллег. В одном из писем Сатурнину Плиний пишет: «Он [Приск] заявляет, что дружба с вами доставляет ему особое удовольствие». Это значит, что как бы тесно амицития не была связана с карьерой, политикой и обществом, ее важнейшие составляющие – доверие и радость – остались неизменными.
Ссылки для интересующихся:
-
Гельцер М. Римское дворянство. Оксфорд, 1969.
-
Констан Д. Дружба в классическом мире, Кембридж, 1997.
-
Саллер Р. Патронаж и дружба в раннем имперском Риме: различие // Патронаж в древнем обществе. Л., 1949. С. 49–62.
-
Тейлор Л.Р. Партийная политика в эпоху Цезаря. Беркли, 1949 год.
Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю"
[моё]Древний РимКультураДрузья Античность Длинный пост 2 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как дружили в Древнем Риме?.