Свидетельство Германа Гребе представлено на Нюрнбергском процессе. Том 8. Страница 621
Трибунал располагал письменными показаниями инженера Германа Гребе от 10 ноября 1945 года, в которых он детально описал массовые убийства, свидетелем которых стал, работая в Украине с 1941 по 1944 год. Его рассказ начинается с описания ликвидации еврейского гетто в Ровно, которая проводилась с чудовищной методичностью.
«Всё гетто было залито светом мощных прожекторов. Группы эсэсовцев и полицейских по 4–6 человек пытались проникнуть в дома. Если жители не открывали двери после стука, окна выбивались, а двери выламывались с помощью брёвен. Людей вытаскивали на улицу прямо из постелей, не давая одеться... Крики, звуки выстрелов и удары плетей наполняли ночной воздух, пока машины одна за другой заполнялись обречёнными».
Расстрелы в Дубно: свидетельство из первых рук
Свидетельство Германа Гребе о событиях в Дубно. Нюрнбергский процесс. Том 8. Страница 407 (Документ PS-2992)
Ещё более подробно Гребе описал массовые казни в Дубно, о которых ему стало известно 5 октября 1942 года. По словам его начальника, недалеко от стройки были вырыты три огромные ямы, куда ежедневно сгоняли и расстреливали около 1500 человек, что привело к уничтожению почти всех оставшихся в городе евреев.
Приехав на место, Гребе увидел жуткую картину: грузовики, с которых под конвоем украинских полицейских и эсэсовцев выгружали людей с жёлтыми нашивками. Людям приказывали полностью раздеться, аккуратно сложив одежду и обувь в отдельные кучи. Поразило свидетеля достоинство и спокойствие обречённых: «За 15 минут я не услышал ни жалоб, ни мольб о пощаде». Он наблюдал, как семьи прощались друг с другом.
Особенно врезалась в память сцена с большой семьёй: пожилые родители, дети и две взрослые дочери. Пожилая женщина с седыми волосами укачивала младенца, отец что-то тихо объяснял десятилетнему сыну, указывая на небо. Вскоре вся эта семья в числе около двадцати человек была отправлена за земляной вал.
Обратите внимание: Изменение наступательной стратегии и роли танков. Причём здесь Дубно?.
Обойдя вал, Гребе увидел саму яму-могилу, уже на две трети заполненную телами. Некоторые из жертв ещё подавали признаки жизни. Расстрелы проводились с леденящим душу хладнокровием: эсэсовец, сидя на краю ямы с автоматом на коленях и куря сигарету, указывал людям, куда ложиться. После автоматной очереди следующая группа спускалась в яму, ложась на тела предыдущих жертв.
Гребе стал свидетелем прибытия очередного грузовика с больными и немощными. Парализованную старуху раздевали и несли к яме другие обнажённые люди. На следующее утро инженер увидел около тридцати ещё живых людей, лежащих у ямы. Одна девушка умоляла его о помощи, но приближение машины СС заставило его уйти. Вскоре раздались выстрелы. Последних выживших заставили сбросить тела в общую могилу, после чего расстреляли и их.
Контекст «окончательного решения»
Нюрнбергский процесс. Том 8. Страница 634
Показания Гребе стали частью мозаики доказательств, представленных трибуналу. Наряду с другими свидетельствами и документальными кадрами, они иллюстрировали различные методы, которые нацисты использовали для реализации «окончательного решения еврейского вопроса». Массовые расстрелы, подобные тем, что произошли в Ровно и Дубно, были одной из форм истребления. Другой, более «индустриальной», стало уничтожение в лагерях смерти.
В таких специально созданных центрах, как Освенцим и Треблинка, людей, признанных нетрудоспособными, сразу убивали в газовых камерах, а их тела сжигали. Показания коменданта Освенцима Рудольфа Гесса шокировали мир: только в этом лагере, по его словам, было уничтожено около 2,5 миллионов человек, не считая полумиллиона, умерших от болезней и голода.
Нюрнбергский процесс - Том 8
https://drive.google.com/file/d/1dwzoQevlDd9fG1chkAV9XuP5Nzb...
https://drive.google.com/file/d/1YI75pChL4pa1Acpd_2jS44vjYxr...
Фрагменты из мини-сериала «Нюрнберг» (2000)
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Пусть Гребе вновь расскажет нам о Дубно.