Название «Меркава», что на иврите означает «колесница», отсылает к древней военной традиции. Однако в случае с этим современным основным боевым танком ключевая особенность кроется в его нестандартной компоновке: двигатель расположен спереди, выполняя роль дополнительного барьера для защиты экипажа.
Такое инженерное решение означает, что даже если вражескому снаряду удастся пробить лобовую броню, ему придется преодолеть массивный силовой агрегат, прежде чем достигнуть жизненно важного отсека экипажа. В реальных боевых условиях это создает серьезное препятствие для поражения танкистов.
Философия защиты: люди важнее железа
Концепция танка была продиктована уникальной военно-политической обстановкой Израиля. Страна, окруженная численно превосходящими противниками, сделала ставку на сохранение самого ценного ресурса — обученных военных кадров. Руководство Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) исходило из принципа, что танк можно заменить, а опытного танкиста — гораздо сложнее. Поэтому приоритетом при проектировании «Меркавы» стала максимальная выживаемость экипажа, которая, по оценкам, достигает 95% после попадания.
Истоки конструкции и эволюция задач
Разработкой танка руководил генерал-майор Исраэль Таль, а в его основе лежит компоновочная схема с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Подобная схема ранее применялась на советских боевых машинах пехоты (БМП) и рассматривалась для танков. Хотя прямого участия советских инженеров в проекте не было (основные работы велись в 1970-е годы, до массовой репатриации из СССР), заимствование идей очевидно.
Обратите внимание: Самый лёгкий пистолет в мире или маленькая авиационная пушка..
Изначально «Меркава» создавалась для противостояния арабским танковым армиям, но со временем ее роль сместилась. Современные модификации оптимизированы для контрпартизанских действий, городских боев и операций в сложном рельефе — холмах, горах и пустынях Израиля.Танк для специфического театра военных действий
«Меркава» идеально адаптирована под локальные условия. Отсутствие необходимости преодолевать широкие водные преграды или действовать в заболоченной местности позволило конструкторам пожертвовать некоторыми параметрами. Главными угрозами для израильских танков стали не столько вражеская бронетехника, сколько переносные противотанковые комплексы (ПТРК) и гранатометы (РПГ). Часто танки выполняют роль мобильных дотов, занимая позиции на возвышенностях.
Компромиссы и уникальные преимущества
Если оценивать «Меркаву» по классической триаде «огневая мощь — защита — подвижность», то картина будет неоднозначной. С огневой мощью и, особенно, с защитой экипажа у танка все в порядке, а вот подвижностью и оперативной мобильностью (запасом хода) пришлось сознательно пожертвовать. Это машина для обороны своих рубежей, а не для глубоких бронетанковых рейдов.
Однако у такого подхода есть и сильные стороны. Помимо выдающейся живучести, «Меркава» может использоваться как бронетранспортер, перевозя в кормовом отсеке до 8 пехотинцев или раненых. Просторное внутреннее пространство позволяет экипажу отдыхать прямо в машине во время длительного дежурства. Конструкция также облегчает полевой ремонт по сравнению с другими современными танками.
К недостаткам относят высокую массу, большие габариты, ограниченный запас хода и высокую стоимость. Ожидается, что новейшая модификация «Меркава-4 Барак» частично устранит эти минусы, сохранив при этом ключевые преимущества машины.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Меркава – самый странный танк современности: правда ли, что его придумали советские инженеры.