Многим известна героическая история брига «Меркурий», сумевшего смести два турецких линкора. Думаю, еще у многих в памяти должна висеть картина Айвазовского об этом матче.
Словом, нашему 20-пушечному бригу однажды пришлось встретиться с двумя турецкими линкорами «Реал-бей» и «Селиме», каждый из которых превосходил «Меркурий» численностью в 5 раз. Но нашему бригу удалось выбраться из этой передряги, хотя он и готов был взорвать себя вместе с частью турецких кораблей. «Меркурий», получивший более 200 пробоин, но вписавший свое имя в историю. Это произошло в 1829 году.
Но за 8 лет до этого в историю вошел другой бриг. На этот раз греческий, и все с теми же турками. Вот так у них с бригами не заладилось)
Итак, начнем:
aris водоизмещением 350 тонн был построен как торговое судно в Венеции в 1807 году. После начала греческой революции в марте 1821 года его владелец, Анастасиос Цамадос (1774–1825) с Гидры, вооружил корабль 16 12-фунтовыми орудиями и присоединился к флот на его родной остров. Арис принимал участие во многих первых морских сражениях с османским флотом, но прославился после Наваринской битвы 8 мая 1825 года, которая стала известна как «Вылазка Ариса» (Έξοδος του Άρεως).
Модель брига "Арис»
В то время на острове Сфактерия стоял греческий гарнизон, который контролировал вход в прекрасную естественную гавань залива Пилос (Наварино). Ибрагим-паша из Египта, которому османский султан поручил подавить греческое восстание, должен был завоевать остров, чтобы использовать залив в своих целях. Арис вместе с 5 другими бригами стоял на якоре в Сфактерии, когда утром 26 апреля прибыл объединенный османско-египетский флот и начал атаку на остров, обстреляв греческие позиции и развернув много войск. Большинство капитанов кораблей были на берегу вместе с некоторыми из их экипажей, управляя артиллерийскими орудиями острова. Другие корабли отплыли до того, как османский флот смог закрыть бухту, и после сражения с османами им удалось уйти. Однако экипаж Ариса все еще ждал своего капитана, который погиб. Вместо него на абордаж поднялись Николаос Вотсис, капитан уже отплывшей без него «Афины», и Димитриос Сахтурис, командующий Наваринской крепости, спасаясь от наступающих египетских воинов. Вотсис стал капитаном, а Сахтурис — его первым помощником. На корабле также присутствовал министр иностранных дел Александрос Маврокордатос, которого отправили в трюм по соображениям безопасности.
«Арис» взлетел и пошел к выходу из бухты. Это было безумие, но единственным выходом было сдаться. Впереди, на выходе, деревянной стеной стояла вся турецко-египетская армада.
Отправив Маврокордато в трюм, Вотсис спокойно отдавал команды. Моряки несли икону Божией Матери, а находившийся на борту священник пел песнопения.
Обратите внимание: 60TP Lewandowskiego против Е-100: рассказываю и показываю какой танк мощнее и актуальнее в 2021 году.
Моряки обнялись с пожеланием «скоро увидимся в другом мире». 2 фрегата и 2 корвета первыми атаковали Арис, но после обмена залпами Арису удалось уйти от них. Но потом ветер стих, и «Арис» окружили 5 турецких бригов. Арис медленно продвинулся между ними и продолжал вести огонь из всех 16 орудий. Греки Ниокастро и европейские офицеры других кораблей турецко-египетской армады продолжали с удивлением наблюдать за сражением одного маленького корабля с целым флотом. У плотников, матросов и артиллеристов Ариса не было ни минуты передышки.Проход «Ариса» через турецко-египетскую эскадру
Но тут один турецкий бриг разнесло в клочья, у другого разорвало мачту, остальные 3 брига отступили с тяжелыми повреждениями. После десятиминутной передышки «Арис» настигли два турецких фрегата, взявших на абордаж. Вотсис отправляет к пороховому погребу двух матросов с приказом взорвать корабль, как только на него высадятся турки. Нос одного из фрегатов нависает над палубой «Ариса». Хорошо видны и европейские офицеры на борту фрегата. Вотсис кричит: «Братья, готовы взлететь в воздух». На турецком фрегате находились несколько греческих моряков с острова Касос. Кассиоты перевели слова Вотсиса, и фрегат удалился. Но в этот момент выстрел «Ареса» разорвал носовую мачту фрегата. Фрегат вышел из боя. «Арис», уже с поврежденным рулем, продолжает, к удивлению греков, турок, европейцев, наблюдающих за боем, идти через армаду и сражаться с 32 фрегатами, корветами, голетами, бригами. Но близится вечер, ветер стих, дым битвы стал оседать и окутывать Ариса. Бриг убегает от армады. Потери среди экипажа составили всего двое убитых и шесть раненых.
После окончания Войны за независимость корабль был куплен правительством Греции для нового Королевского греческого флота и переименован в «Афина» (Αθηνά). Он вернулся к своему старому имени в 1879 году и служил, в основном, в качестве учебного корабля для Греческой военно-морской академии, до 7 апреля 1921 года, когда он был торжественно потоплен у Саламина со всеми почестями в 100-ю годовщину Греческой революции. Акция, оправданная затратами на содержание корабля, вызвала в то время много критики со стороны тех, кто выступал за его сохранение в качестве военно-морского памятника. Сегодня в Национальном историческом музее Афин сохранилась только носовая часть корабля.
Посмотреть каталог всех кораблей
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: «Сарай» против «Стального гроба».