Псковские танки в боях в Заполярье: забытый эпизод танковых сражений на Кандалакшском направлении

Особенности театра военных действий в Заполярье

Боевые действия июля-августа 1941 года на Кандалакшском направлении разворачивались в уникальных условиях Заполярья. Ключевой стратегической целью для обеих сторон был город Кандалакша — важнейший логистический узел. Он являлся не только пунктом на Кировской железной дороге, связывавшей Мурманск с основной частью страны, но и портом на Белом море. География местности кардинально влияла на характер боев: лесисто-болотистая территория с крайне ограниченной сетью дорог. С советской стороны, и со стороны Финляндии, в сторону Кандалакши вела лишь одна грунтовая дорога (так называемая «автомагистраль») и недостроенная железнодорожная ветка. Эта особенность предопределила затяжной и фронтальный характер сражений, где все маневры и снабжение были привязаны к единственной коммуникации.

На снимке — подбитый, а скорее всего, застрявший в трясине БТ-7 из состава 1-й танковой дивизии. Местность стала безжалостным противником для легкой техники.

Подготовка к обороне и силы сторон

Советское командование начало подготовку к возможным боевым действиям в этом районе еще до советско-финской войны. Планировалось создание Кандалакшского укрепрайона, однако масштабные работы так и не начались. К июню 1941 года оборона опиралась в основном на три линии деревоземляных укреплений, созданных силами 122-й стрелковой дивизии и растянутых вдоль единственной дороги Салла-Кандалакша.

Схема оборонительных рубежей, сосредоточенных вдоль критически важной дороги.

В преддверии войны группировка была усилена. К 122-й стрелковой дивизии добавилась 104-я стрелковая дивизия, а главной ударной силой стала 1-я Краснознаменная танковая дивизия (1 ТД), переброшенная из-под Пскова. Это была одна из лучших танковых дивизий РККА, однако ее главной слабостью был устаревший парк техники. На вооружении состояли танки БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-28 и другие модели (всего около 370 единиц), чья броня к 1941 году уже не обеспечивала надежной защиты.

БТ-7, позиция которого усилена окопом. Танкисты пытались адаптировать технику к условиям позиционной обороны.

Начало боев и танковые дуэли

Активные боевые действия начались 1 июля 1941 года. Им предшествовала спешная переброска 1-й танковой дивизии, которую немецкая разведка, к счастью для советских войск, «прозевала», приняв за кавалерийские части. Против советских соединений действовала более мощная немецко-финская группировка, в которую входили два танковых батальона. Немцы использовали не только свои танки (Pz.Kpfw. I, II, III), но и трофейную французскую технику: легкие Hotchkiss H39 и, что особенно важно, средние танки Somua S 35. Последние обладали хорошим бронированием, против которого советские 45-мм пушки и тонкая броня БТ были малоэффективны. Например, 211-й немецкий танковый батальон, оснащенный французскими машинами, в июльских боях записал на свой счет 24 советских танка.

Немецкая схема первых боев, наглядно показывающая привязанность действий к дорожной сети.

Трудности применения танков и итоги сражения

Танки 1-й ТД использовались преимущественно вдоль шоссе — в обороне, контратаках и как подвижный резерв. Попытки маневра в лесисто-болотистой местности на флангах заканчивались неудачно: техника застревала, становилась легкой мишенью для артиллерии и авиации. Уже к 7 июля советские войска были вынуждены отойти на второй рубеж обороны, а с 17 июля начался вывод основных сил 1-й танковой дивизии под Ленинград. Часть техники и мотострелковый полк остались прикрывать отход.

«Автомагистраль» в районе Старой Саллы, заваленная подбитыми и перевернутыми БТ-7. Танки, вероятно, были сдвинуты с дороги для расчистки пути. Состояние одного из них говорит о внутреннем взрыве боеукладки.

Несмотря на потери и отступление, бои на Кандалакшском направлении имели стратегическое значение. План противника по быстрому захвату Кировской железной дороги и выходу к Белому морю был сорван. Фронт здесь стабилизировался и оставался неизменным вплоть до 1944 года. Эти сражения стали уникальным примером масштабного применения танков обеими сторонами в условиях Арктики, включая редкие для того театра встречные танковые бои.

Еще один вид на дорогу, усеянную останками советской бронетехники.

Фотолетопись боев: взгляд с немецкой стороны

Немецкие фотографии, часто продающиеся на аукционах, красноречиво иллюстрируют драматизм тех событий. Большинство снимков сделано в районе Старой Саллы и показывают печальную судьбу советских танков, ставших жертвами как вражеского огня, так и коварной местности.

БТ-7, подбитый или брошенный на просеке среди болот.

Тот же танк с другого ракурса. Попытка съехать с лесной дороги закончилась бесповоротным погружением в трясину.

Застрявший БТ-7. Непонятная логика экипажа, подложившего бревна под гусеницы, лишь усугубила ситуацию.

БТ-7 с поврежденной надгусеничной полкой, вероятно, сфотографированный с движущейся машины.

Подбитый советский бронеавтомобиль БА-10.

Цельный сюжет: подбитый БТ-7 на гати и немецкие солдаты на переднем плане.

Немецкие солдаты на привале. На заднем плане — знакомый по предыдущим кадрам БТ-7, рядом работают советские военнопленные.

Полная версия статьи доступна на канале Дзен starcom68. Обращаем внимание, что с 2 мая платформа «Пульс» прекращает публикацию новых материалов, а с 30 июня закрывается полностью. Продолжить чтение и обсуждение можно на других ресурсах — подписывайтесь, чтобы оставаться на связи. Спасибо за внимание!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Псковские танки в боях в Заполярье.