Ил-114: долгожданная замена для региональной авиации России

В начале 2000-х годов перед российскими авиакомпаниями, работающими на региональных маршрутах, остро встала проблема замены стареющего парка самолетов Ан-24 и Ан-26. Поскольку прямого преемника этим надежным машинам не было, перевозчики начали искать альтернативы. Такие компании, как «Аврора» и «Ютэйр», сделали выбор в пользу западной техники — турбовинтовых лайнеров ATR-42/72 и Dash-8. Авиакомпания «Якутия» некоторое время эксплуатировала украинский Ан-140, но в итоге также перешла на Dash-8.

Возвращение забытого проекта

Ситуация изменилась в 2014 году на фоне осложнения отношений с Украиной, где осталось конструкторское бюро Антонова. Вопрос поддержания летной годности оставшихся Ан-24 стал критическим. Эксплуатация зарубежных самолетов, таких как ATR и Dash-8, связана с высокими затратами, включая обучение пилотов за границей и необходимость изучения английского языка для технического персонала. В этих условиях внимание вновь обратилось на турбовинтовой самолет Ил-114, который в то время успешно летал в Узбекистане.

Всего было построено около 20 таких машин, семь из которых находились в парке авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари». Это было логично, так как производство после распада СССР осталось в Ташкенте. Несколько готовых фюзеляжей с ташкентских складов были выкуплены и отправлены в Воронеж для доработки. Обновленный Ил-114 впервые поднялся в воздух в 2020 году.

Обратите внимание: На чем сейчас летают в регионах.

Трудности производства и сертификации

Было принято решение развернуть серийное производство Ил-114 на заводе в подмосковных Луховицах. Однако, как это часто бывает в авиастроении, ключевой проблемой стала силовая установка. Многие помнят трагическую катастрофу опытного военно-транспортного Ил-112В в 2021 году. После этой аварии работы по обоим проектам — Ил-112В и пассажирскому Ил-114 — были приостановлены для проведения дополнительных проверок и доработок.

Прорыв наступил в 2023 году, когда новый российский турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 наконец получил сертификат типа. Это открыло путь к продолжению летных испытаний Ил-114-300.

Способен ли Ил-114 заменить Ан-24?

В средствах массовой информации часто звучат утверждения, что Ил-114 станет полноценной заменой Ан-24, способной садиться на грунтовые аэродромы. Однако с этим тезисом можно поспорить. Ил-114 изначально создавался в СССР как замена дальнемагистральному Ил-18, с расчетом на эксплуатацию в сложных условиях, включая Арктику. Его конструкция, вероятно, рассчитана на посадку на укатанный снег, но не на каменистый грунт.

Ключевой момент — расположение двигателей. У Ил-114 они находятся под крылом, что делает винты более уязвимыми для попадания камней и мусора с грунтовой полосы. Для сравнения, у Ан-24 двигатели расположены выше, что обеспечивает больший зазор между винтами и землей. С этой точки зрения для истинно «грунтовой» работы больше подошел бы легкий транспортник Ил-112В, но его пассажирская версия пока остается под вопросом. Ходят слухи о возможной замене двигателей на Ил-112В, однако будущее этого проекта пока неясно.

Ниша Ил-114 и другие перспективы

Это не означает, что Ил-114 не нужен. В России множество аэропортов с качественными искусственными покрытиями, и замена на них импортных ATR и Dash-8 на отечественные лайнеры — насущная необходимость. Ил-114 также может заинтересовать авиакомпании, эксплуатирующие региональные реактивные самолеты CRJ100/200.

А что же делать с аэродромами без твердого покрытия? Для этой задачи ведется разработка самолета «Ладога», который позиционируется как прямая замена Ан-24. По сути, это глубокая модернизация чешского турбовинтового L-610, адаптированная под российские требования.

Кроме того, самарские авиастроители заявляли о готовности возобновить производство Ан-140. Хотя здесь могут возникнуть юридические сложности с правами на интеллектуальную собственность, опыт Ирана, который наладил выпуск собственной версии этого самолета, показывает, что такие препятствия преодолимы.

Авиация Гражданская авиация Самолет АэропортВидеоYouTubeLongPost 6 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ил-114 самолет который ждут в регионах.