Военный корреспондент - очень опасная профессия, и статистика Великой Отечественной войны очень печальна - каждый пятый из них пал, а каждый второй был ранен. И сегодня я хочу рассказать вам об одном из самых удивительных и неповторимых представителей этой профессии - капитане Ефиме Давидовиче Лозовском. А его уникальность заключалась в том, что он был единственным оператором, который снимал настоящие боевые действия, приспособив для этого настоящий танк. И этот танк выдвигался в составе атакующих, то есть не стоял где-то позади, позади всех, а воевал непосредственно на поле боя. Смотреть матчи теперь можно практически в прямом эфире, ведь у каждого уже есть телефон с фотоаппаратом, каждый сам себе режиссер, что называется... Но раньше добиться этого было нереально, и Лозовский делал поистине уникальные фотографии.
Ефим Давидович родился в 1904 году, служил он не в простой части Красной Армии, а в так называемых особых частях, которые чаще всего использовались для подавления крестьянских восстаний сразу после введения пресловутой продразверстки. По этой причине туда набирали людей особо приверженных коммунистическим идеям, да и чуть ли не фанатиков, потому что обычные части не очень охотно воевали с собственными крестьянами и рабочими. Позже, уже после службы, Лозовский стал секретарем комсомольской организации, и имел наглость пригласить на выступление будущего «врага народа» Льва Троцкого — важный момент, потому что позже, конечно, Лозовского вспомнят. Ну и параллельно с руководством комсомольской организацией Ефим Давидович работал оператором на Воентехфильме, который занимался съемкой учебных материалов и так далее
Вообще Лозовский очень любил технику: танки, самолеты, фотоаппараты, радио - его интересовало буквально все. И он не только любил, он старался во всем разобраться досконально. И эта смекалка помогла ему во время Великой Отечественной войны.
На фронт он попал не сразу, а ушел добровольцем только в марте 1942 года. Почему не раньше? Как я уже сказал, однажды Ефим Давидович пригласил Льва Троцкого выступить, а потом его за это подавили. Вопрос о жизни и смерти кинооператора какое-то время повис в воздухе, но в 42-м его все-таки реабилитировали, после чего сразу же отправился на войну.
Заветной мечтой Лозовского в те годы было снять танковый бой, скажем так, от первого лица, сидящего в этой машине. Но он понимал, что никто не позволит ему торчать с камерой с вышки и снимать. Вот почему Лозовский придумал интересное устройство - этакий бронированный ящик, в который вставлялась камера. Ящик крепился к танку, и оператор, находившийся внутри машины, мог ею управлять. Надо сказать, что без одобрения Константина Рокоссовского никто бы не позволил установить такую штуку на танк, но командующий армией отнесся к идее Лозовского с интересом и даже выделил для него Т-34.
Затем начались испытания этого уникального Т-34 с киноустановки, где машина преодолевала препятствия, вела огонь, проезжала по разным типам местности в разное время суток и т.д., от чего зависело качество отснятого материала. В итоге возможность установки камеры справа от башни была признана оптимальной. В ходе всего процесса танк вызывал у всех большой интерес, ведь поначалу никто не понял, что это за коробка торчит из башни.
Уникальный Т-34 целый месяц испытывали, а потом наконец-то предстали перед фронтом. Это был июль 1943 года, Курский выступ... Танк стоял готовым к атаке среди сотен других советских машин. Началась артиллерийская подготовка, где танкисты ели в угрюмой тишине, вскоре наступила полная тишина, а потом в небо поднялись три сигнальные ракеты - это был сигнал к атаке. Капитан Лозовский сел на место стрелка-радиста, а его машина поехала впереди одной и первой.
Пока мы ехали к немцам, Лозовский вел огонь из пулемета, а когда они добрались до позиций противника, включил свой прибор. Тогда-то и удалось сделать первые уникальные для того времени выстрелы - прямое попадание снаряда в пушку противника, а затем еще и наезд на нее и раненый экипаж тяжелого советского КВ-1...
Обратите внимание: Военный корабль сша протаранил танкер. Американцы, Вы что творите?.
Это были ужасные, но впечатляющие фотографии. Как только он это заснял, вдруг загорелся сигнальный красный свет — фильм закончился. Лозовский велел танкистам загнать машину за какой-то дом, выпрыгнул оттуда и «заправил» кинокамеру, после чего Т-34 снова пошел в бой.Вскоре противник снова появился в поле зрения, Ефим Давидович снова включил камеру, как вдруг от мощного удара Т-34 сотрясло - они были подбиты. В этот же момент заряжающий, вернее то, что от него осталось, упал оператору на спину. Потом еще одно попадание — и теперь уже командир танка не шевелится. Автомобиль начал наполняться едким дымом. Механик открыл нижний люк, и они вместе с Лозовским выбрались из танка, подползли к какой-то воронке, и тут оператор почувствовал боль, которой раньше не замечал, — болело живот, спина, все. Но хуже всего было то, что кассеты с фильмом об уничтоженной немецкой пушке не оказалось, хотя изначально она была у него в кармане. Ну что же мне делать... Ефим Давидович пополз искать все это просто так, раненый. Но так как его состояние было уже близко к беспамятству, то он пополз не в ту сторону, и ничего не увидел - только чудом через некоторое время его спасли советские воины. Но кассету все-таки нашли, хоть и чуть позже.
В тот день Лозовский получил 27 осколочных ранений и чудом выжил. Лечился 4 месяца, после чего попал в Тацинский танковый корпус. И там он тоже занимался съемками в больших-больших объемах, благо ему повезло с властями, и они это всячески поддерживали.
У Лозовского много работы - много новостных статей, фотографий. Я не буду здесь рассказывать о каждом, потому что все они достойны отдельной большой статьи. Его не просто расстреляли — это была история жизни солдат, командиров, простых людей. Например, душераздирающим выглядит его рассказ о танкистке Марии Октябрьской, потерявшей мужа, полкового комиссара, и решившей идти на войну. Ефим Давидович сражался с ней во многих боях, активно снимал ее боевой путь, и бывало, что был с ней в последний ее час. Женщину уже направили в больницу, после серьезной травмы, когда всем стало ясно, что ее скоро не станет. Лозовский в этот момент был рядом, и она его узнала, кивнула... То есть он снимал не только ее боевую жизнь, но и конец. После ухода своей девушки, а она была просто его девушкой, Лазовский получил танк с одноименным названием «Боевая подруга», на котором он боролся до конца, снимая много интересного...
За свои подвиги капитан Ефим Лозовский был награжден 3 орденами. После войны он был еще кинооператором, и занимался этим делом почти до самого конца. Он умер в 75-м году.
Уважаемые читатели, буду очень благодарен за "лайки" и/или комментарии. Это очень помогает продвижению статьи в ленте, поэтому прошу вашей поддержки, что не сложно. Спасибо Вам и всего самого наилучшего, мирного неба над головой!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Капитан РККА, военный корреспондент, убедил командование выделить ему танк для съемок.