Катастрофа рейса CI 140: Роковая борьба экипажа с автопилотом Airbus A300

26 апреля 1994 года самолет Airbus A300 авиакомпании China Airlines выполнял плановый рейс из Тайбэя в японский город Нагоя. На борту находились 15 членов экипажа и 256 пассажиров, включая троих младенцев. Полет длительностью чуть более двух часов начался штатно, и в 17:53 лайнер поднялся в вечернее небо.

Та самая доска

Роковая ошибка при заходе на посадку

Полет проходил без происшествий до самого момента захода на посадку в аэропорту Комаки. После получения разрешения на посадку экипаж перешел на ручное управление, однако автопилот оставался в активном режиме ожидания, готовый в любой момент вмешаться. На высоте около 300 метров второй пилот случайно активировал режим TOGA (взлет/уход на второй круг). Автопилот воспринял это как команду на уход и автоматически вывел двигатели на максимальную тягу.

В кабине началась критическая ситуация: командир требовал продолжить посадку, а второй пилот, растерявшись, не смог своевременно отключить ошибочный режим. Самолет, получив противоречивые команды от пилотов и автоматики, начал вести себя непредсказуемо. Пилоты пытались опустить нос для посадки, в то время как автопилот, следуя логике ухода на второй круг, старался поднять его.

Пилотажная фигура «часы»

Неуправляемый набор высоты и падение

На высоте 200 метров экипаж наконец полностью отключил автопилот, но было уже слишком поздно. На 155 метрах сработала автоматическая система, переведя рули высоты в режим пикирования, а двигатели — во взлетный режим. Самолет резко пошел вверх с критическим углом атаки, фактически выполнив фигуру высшего пилотажа. Потеряв скорость на высоте 527 метров, лайнер вошел в срыв и рухнул на землю аэропорта.

Катастрофа, произошедшая около 20:15, унесла жизни 264 человек. Чудом выжили только семь пассажиров, включая всех троих младенцев.

Крушение лайнера

Причины и последствия трагедии

Расследование выявило целый ряд фатальных ошибок и системных проблем. Оба пилота имели недостаточный опыт работы с Airbus A300. Второй пилот ранее летал на небольших самолетах, а командир, хотя и был опытным пилотом Boeing 747, недавно переучился на Airbus. Ключевым фактором стало отсутствие у авиакомпании полноценного тренажера для A300, из-за чего подготовка экипажа была неполной. Например, на тренажере отключение автопилота имитировалось простым нажатием на штурвал, что не соответствовало реальной системе управления.

Эта катастрофа стала самой смертоносной в истории China Airlines и одной из крупнейших в Японии. В результате властями Тайваня были изданы строгие предписания: авиакомпания обязалась заменить системы автопилота на своем флоте, а всем перевозчикам было предписано усилить подготовку пилотов, особенно при переходе на новые типы воздушных судов.

Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Борьба с автопилотом.