Критическая ситуация на заводе № 183
К концу января 1941 года положение на харьковском заводе № 183, выпускавшем танки Т-34, стало чрезвычайно напряженным. Предприятие не успело в установленные сроки выполнить ключевое Постановление Комитета обороны № 428сс, которое предписывало внести в конструкцию машины ряд важных изменений и улучшений. Из-за этого к 1 февраля не были утверждены заказчиком — Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА) — чертежи многих узлов, включая корпус и башню. Это блокировало заключение контрактов на поставку танков армии и броневых деталей с Мариупольским заводом им. Ильича. Ситуацию усугубляло истечение срока разрешения на приемку танков по старым, 1940 года, чертежам. Промедление с продлением этого документа со стороны военных грозило полной остановкой производства.
Подготовка новых чертежей и отчаяние завода
Конструкторское бюро завода (КБ-520) к указанному сроку все же подготовило комплект обновленных чертежей бронедеталей. В них частично учитывались требования постановления: была усилена броня крыши башни и днища корпуса, увеличена защита картеров бортовых редукторов. Для компенсации возросшей массы переработали конструкцию многих деталей, таких как листы носа и подкрылков. Также создали чертежи новой крышки люка механика-водителя с улучшенными смотровыми приборами, учитывавшими результаты недавних обстрелов.
Как только работа была завершена, 27 января главный инженер завода С.Н. Махонин в срочной телеграмме умолял начальника БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробкова командировать представителей для утверждения документов. Он предупреждал, что отсутствие утвержденных чертежей парализует не только харьковский завод, но и Сталинградский тракторный завод (СТЗ), лишенный возможности работать по новым документам. Однако военное руководство не спешило отправлять специалистов в Харьков, считая, что вопрос об окончательном облике модернизированного Т-34 должен решаться на высшем уровне в Москве.
Стратегия поэтапной модернизации от НКСМ
В это время в Народном комиссариате среднего машиностроения (НКСМ) готовился компромиссный проект постановления «О танке Т-34». Его суть заключалась в разделении модернизации на два этапа. Первый, срочный этап, предполагал внедрение лишь части улучшений из постановления № 428сс: установку более мощной пушки Ф-34, увеличение боекомплекта, усиление брони днища и крыши башни, а также улучшение обзорности и надежности узлов. Все изменения должны были вноситься только после совместных испытаний с военными.
Второй этап виделся как создание по сути нового танка — Т-34 с торсионной подвеской, который бы полностью соответствовал всем изначальным требованиям. Такой подход разделялся и руководством ГАБТУ КА. В проекте постановления предлагалось утвердить тактико-технические требования к этой машине, изготовить два опытных образца к 1 августа 1941 года, а их серийный выпуск начать в четвертом квартале. До этого момента отказывались от таких сложных изменений, как расширение башни, командирская башенка и новая гусеница.
Обращение Малышева к Ворошилову
31 января 1941 года проект постановления вместе с сопроводительным письмом наркома среднего машиностроения В.А. Малышева был направлен председателю Комитета обороны К.Е. Ворошилову. В письме Малышев подробно обосновывал позицию НКСМ. Он перечислил уже готовые улучшения (новый фрикцион, вентилятор, улучшенная боеукладка, дублирующие приборы наблюдения), но также указал на серьезные трудности. Среди них — большие производственные заделы на заводах, цикл изготовления бронедеталей до двух месяцев, непоставка военными пушки Ф-34 и неудовлетворительные варианты командирской башенки. Малышев предупреждал, что полное выполнение постановления № 428сс приведет к росту массы танка и нарушит налаженную технологию, создав угрозу срыва производственной программы 1941 года.
Нарком просил разрешить использовать существующие заделы деталей, вводить улучшения поэтапно после испытаний и обязать смежные наркоматы обеспечить поставки. Одновременно он представлял соображения по танку с торсионной подвеской, который обещал меньший вес, больший внутренний объем, увеличенный запас хода и возможность установки командирской башенки. Рассмотрение этого пакета документов было назначено на совещание у Ворошилова 11 февраля.
Совещание в Главспецмаше: первые шаги к согласию
Не дожидаясь решения высшего руководства, НКСМ решил действовать на оперативном уровне. 8 февраля 1941 года в Главспецмаше состоялось совещание с участием представителей завода № 183, Мариупольского завода и ГАБТУ КА. Его целью было согласование чертежей бронедеталей для запуска в производство.
В ходе обсуждения часть чертежей, отвечавших требованиям по усилению брони (днище, защита картеров), была согласована военными для производства с 1001-го комплекта. Также утвердили чертежи деталей, которые уже находились в валовом производстве на Мариуполе по состоянию на конец 1940 года и не требовали изменений. Это стало первым, хотя и частичным, прорывом в затянувшемся процессе утверждения конструкции Т-34 на 1941 год.
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой
Источник - https://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-11-utverzhdaetsya-na-1941-god/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 11. «Утверждается на 1941 год». Часть 1.