Последний рейс из Кабула: как Россия эвакуировала дипломатов из охваченного войной Афганистана в 1992 году

Вывод советских войск из Афганистана в 1989 году не принес стране долгожданного мира. Напротив, уход «шурави» стал сигналом для моджахедов к началу решительной борьбы за власть, погрузившей Афганистан в хаос гражданской войны. Всего через несколько лет военнослужащим уже новой, Российской Федерации, пришлось вернуться в эту неспокойную страну, чтобы выполнить опасную миссию — спасти сотрудников посольства из осажденного и разрушающегося Кабула.

Афганистан после ухода СССР: хаос и борьба за власть

После вывода ограниченного контингента советских войск в 1989 году светский режим в Афганистане вступил в критическую фазу своего существования. Лидеры моджахедов, уверенные в скором падении правительства, почти сразу перешли в наступление. Уже через месяц после ухода советских войск они атаковали Джелалабад, пятый по величине город страны. Однако их ждало горькое разочарование. Правительственные силы, позволив окружить город, оказали яростное сопротивление. На помощь гарнизону были брошены все воздушные силы, включая даже переоборудованные в бомбардировщики транспортные самолеты Ан-12. Авиация Демократической Республики Афганистан (ДРА) совершала более ста вылетов в день, сбрасывая бомбы прямо из грузовых отсеков. Эта отчаянная оборона не позволила моджахедам нанести режиму президента Мохаммеда Наджибуллы решающий удар, и им пришлось отступить, обвиняя друг друга в провале. Весна 1989 года стала началом новой, еще более кровавой главы гражданской войны.

Несмотря на неудачу под Джелалабадом, повстанцы продолжали медленно, но верно захватывать контроль над территориями, превращая карту страны в лоскутное одеяло из зон влияния различных группировок.

Государственный военный персонал

Кризис правительственной армии

Главной опорой режима оставалась армия ДРА, однако ее состояние было плачевным. Еще в 1980-е годы советские военные отмечали низкую дисциплину, слабую подготовку и массовое дезертирство среди афганских солдат. После ухода советских войск ситуация лишь ухудшилась. Активно воевали лишь несколько частей, которые постоянно перебрасывали с одного горячего участка на другой. Яркой иллюстрацией состояния армии стала история, рассказанная главным военным советником М.А. Гареевым о формировании новой танковой бригады: из 370 обученных в Термезе танкистов в Кабул прибыло лишь 127 человек, остальные дезертировали по пути.

В таких условиях командованию пришлось искать новые подходы. Шире стали использоваться отряды племенного ополчения, а для защиты столицы была создана хорошо оплачиваемая Национальная гвардия. Поскольку моджахеды все чаще действовали как регулярные войска, афганская армия сделала ставку на массированное применение артиллерии, авиации и тактических ракет «Эльбрус». Эти средства позволяли компенсировать нехватку боеспособной пехоты и срывать планы противника.

Однако судьба Афганистана решалась не на полях сражений, а в Москве. Разваливающийся Советский Союз, поглощенный внутренними кризисами, уже не мог оказывать прежнюю поддержку. В ноябре 1991 года Москва объявила о полном прекращении поставок топлива и боеприпасов в Афганистан с 1 января 1992 года. Для армии Наджибуллы, критически зависевшей от авиации и ракет, это был смертный приговор.

Падение режима и начало новой резни

В марте 1992 года последнюю точку в судьбе режима поставил генерал Абдул Рашид Дустум, командовавший самой боеспособной 53-й дивизией, укомплектованной узбеками севера страны. Его переход на сторону оппозиции лишил Наджибуллу последней реальной силы. Президент подал в отставку, а генерал Дустум создал на севере практически независимое государство, прозванное «Дустумистаном».

Генерал Абдул-Рашид Дустум.

В апреле 1992 года коалиция полевых командиров во главе с Ахмад Шахом Масудом и Дустумом вошла в Кабул. Но вместо мира это положило начало новой, еще более ожесточенной фазе конфликта — борьбе между самими победителями за контроль над столицей и страной.

Операция по спасению: подготовка к эвакуации из Кабула

После падения правительства Наджибуллы российское посольство в Кабуле, хотя и продолжало работу, находилось в осаде. Город постоянно обстреливался враждующими группировками моджахедов и быстро превращался в руины. В августе 1992 года сотрудникам две недели пришлось жить в бомбоубежище, под обстрелами погибли два человека. Стало очевидно, что ждать штурма посольства нельзя — требовалась срочная эвакуация.

Минобороны России поручило операцию 110-му военно-транспортному авиаполку. Было выделено три самолета Ил-76, которые возглавил лично командир полка, опытный летчик Евгений Зеленов. В последний момент к миссии решили привлечь десантников для прикрытия. Из состава 106-й воздушно-десантной дивизии за несколько часов сформировали группу из 33 бойцов разведроты и 51-го полка.

Транспортный самолет Ил-76.

План был прост: самолеты приземлятся в аэропорту Кабула, где их будут ждать дипломаты и желающие уехать иностранцы. Под прикрытием десантников люди быстро погрузятся на борт, и Илы улетят. Ключевым моментом стали переговоры с одним из самых влиятельных и жестоких полевых командиров — Гульбеддином Хекматияром, чьи войска как раз обстреливали Кабул. Его удалось убедить не препятствовать эвакуации и на время прекратить огонь.

Гульбеддин Хекматияр.

Опасный полет и драма в аэропорту

Утром 28 августа самолеты с интервалом в 10 минут вылетели из Узбекистана в Афганистан. Проблемы начались сразу после пересечения границы: на хвост российским транспортникам сел афганский истребитель МиГ-21, поднятый по приказу генерала Дустума. К счастью, перехватчику приказали вернуться, и инцидент обошелся без жертв.

Тем временем в Кабуле сотрудники посольства, уничтожив секретные документы и погрузив имущество в три КамАЗа, под охраной местных боевиков (которые менялись при переходе из одного района в другой) двинулись в аэропорт.

Сотрудники посольства ждут рейсов.

При подлете к аэропорту моджахеды, нарушив договоренность, открыли огонь из зенитных орудий. Первый Ил-76, отстреливая тепловые ловушки, сумел приземлиться, забрать людей и имущество и взлететь. Второй самолет повторил этот маневр. Но когда на полосу зарулил третий Ил-76, обстрел усилился. Ракеты падали все ближе. Во время спора о том, можно ли загружать один из КамАЗов, рядом с самолетом разорвался снаряд. Осколки повредили систему подачи топлива, и гигантская машина вспыхнула. Ирония судьбы: спор о грузовике, задержавший погрузку, спас множество людей от неминуемой гибели внутри горящего самолета.

Десантники в аэропорту Кабула.

Героический поступок и спасение

Второй самолет, уже набравший высоту, под командованием подполковника Анатолия Копыркина, развернулся и, рискуя быть сбитым, вернулся на горящую взлетную полосу, чтобы забрать оставшихся дипломатов и раненых членов экипажа третьего Ила. Перегруженный, с поврежденными шасси, самолет с огромным трудом оторвался от земли в самом конце полосы и чудом долетел до Узбекистана, где совершил аварийную посадку.

В кабульском аэропорту оставались дипломаты и десантники. Спасение пришло с неожиданной стороны: генерал Дустум, вступив в переговоры, отправил за ними свои самолеты Ан-32. Под непрекращающимся обстрелом россияне были вывезены в Мазари-Шариф, столицу «Дустумистана», а оттуда — в узбекский Термез и далее в Москву. Операция была завершена.

Сотрудники посольства садятся в Ан-32 генерала Дустума.

Эпилог: награды, судьбы и исторические параллели

В 1993 году командир полка Евгений Зеленов, подполковник Анатолий Копыркин и десантник Сергей Арефьев, вытащивший раненых из горящего самолета, стали одними из первых Героев России. Генерал Дустум продолжил свою политическую и военную карьеру в Афганистане, пережив всех и дослужившись до звания маршала, пока в 2021 году не был вынужден бежать из страны после возвращения талибов.

Эвакуация 1992 года не стала последней подобной операцией. Уже осенью того же года российским военным пришлось спасать из охваченного гражданской войной Таджикистана американского посла, которого вывозили на броне российского БТРа. История, как часто бывает, делала причудливые виражи.

Американский посол на броне российского бронетранспортера. По воспоминаниям участников операции, дипломат в меховой шапке выглядел очень комично, ведь температура на улице в это время была около +20°С.

Эта история — не просто воспоминание о смелой военной операции. Это символ конца целой эпохи и драматический пример того, как политические решения в столицах оборачиваются хаосом и человеческими трагедиями в тысячах километров от них, заставляя солдат и дипломатов рисковать жизнями, чтобы исправлять ошибки прошлого.

[моё]АфганистанВойна в АфганистанеИстория (наука)ВДВАвиацияВоенная историяДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Прощай, Афганистан!.