Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 11. «Утверждается на 1941 год». Часть 1

Ситуация с производством «тридцатьчетверки» на заводе № 183 в конце января 1941 г. стала критической – завод не выполнил в срок Постановления Комитета обороны при СНК СССР № 428сс и не внес в конструкцию танка Т-34 всех предусмотренных этим документом изменений и улучшений. В связи с этим, по состоянию на 1 февраля 1941 г. неутвержденными заказчиком на программу 1941 г. оставались чертежи по большому количеству групп, в том числе чертежи корпуса и башни танка Т-34. Заключение договора между заводом № 183 и ГАБТУ КА на поставку Красной Армии танков Т-34 в 1941 г., а также договора между заводом № 183 и Мариупольским заводом им. Ильича на поставку броневых деталей затягивалось на неопределенный срок. Усугубляло непростую ситуацию и то, что 1 февраля 1941 г. истекал срок действия выданного начальником БТУ ГАБТУ КА военинженером 1 ранга Б.М. Коробковым разрешения на приемку танков Т-34 по чертежам и техническим условиям 1940 г., продлевать которое руководство ГАБТУ КА не торопилось. Такое положение дел грозило парализовать работу завода № 183 по выпуску танков Т-34.

К концу января 1941 г. конструкторами КБ-520 завода № 183 был подготовлен комплект чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34, частично удовлетворявших требованиям Постановления КО № 428сс. В новых чертежах толщина броневых деталей крыши башни и передней части днища корпуса танка Т-34 была увеличена соответственно с 15 и 16 мм до 20 мм, толщина броневых деталей задней части днища корпуса – с 13 до 16 мм. Также была увеличена с 25 до 40 мм толщина броневых деталей защиты картеров бортовых редукторов. В целях снижения массы подверглась изменениям конструкция большого количества броневых деталей корпуса танка Т-34 (верхний и нижний листы носа, балка носа, листы подкрылков и др.). Кроме этого конструкторами КБ-520 были изготовлены чертежи броневых деталей крышки люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами (по сборочному чертежу 34.29.167сб), при разработке которых были учтены замечания, сделанные по итогам испытаний пулевым и снарядным обстрелом, о которых было подробно рассказано в предыдущей главе.

Как только комплект чертежей броневых деталей корпуса и башни танка Т-34 был изготовлен, 27 января 1941 г. главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин отправил начальнику БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробкову телеграмму:

«КОМАНДИРУЙТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ПРОГРАММУ 1941 ГОДА ТЧК
ОТСУТСТВИЕ УТВЕРЖДЕННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВОРОТА РАБОТЫ НА ЗАВОДЕ ЗПТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ КООПЕРАЦИИ ЗПТ НЕ ВЫДАЕМ ЧЕРТЕЖЕЙ СТЗ КОТОРЫЙ ТАКЖЕ ЛИШЕН ВОЗМОЖНОСТИ ВЕСТИ РАБОТУ ПО ЧЕРТЕЖАМ 1941».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 232. Л. 74]

Однако руководство ГАБТУ КА не направило своих представителей в Харьков для утверждения чертежей, так как вопрос окончательного согласования конструкции модернизированного танка Т-34 для его производства в 1941 г. должен был решаться в Москве на более высоком уровне.

Необходимо отметить, что в январе 1941 г. в Народном комиссариате среднего машиностроения готовился проект постановления Комитета обороны при СНК СССР под названием «О танке Т-34». Основные положения этого документа сводились к тому, что улучшение конструкции танка Т-34, его модернизация, должны были проводиться поэтапно. Первый этап модернизации, по предложению руководства НКСМ, должен был включать в себя частичное выполнение требований Постановления КО № 428сс, таких как оснащение серийного танка Т-34 пушкой Ф-34, увеличение боекомплекта танка, повышение прицельной скорострельности из пушки, усиление броневой защиты днища корпуса танка и крыши башни, улучшение обзорности, а также увеличение срока службы и повышение надежности работы узлов и механизмов танка. При этом все изменения в конструкцию модернизированного танка Т-34 предлагалось вносить только после проведения совместных с представителями заказчика испытаний. Второй этап модернизации заключался в создании фактически нового среднего танка – танка Т-34 с торсионной подвеской, полностью отвечавшего требованиям, указанным в Постановлении КО № 428сс. Напомним, что мнение о поэтапной модернизации танка Т-34 и о необходимости создания нового танка с торсионной подвеской разделяло и руководство ГАБТУ КА (о чем было подробно рассказано в 8 главе).

В проекте постановления «О танке Т-34» предлагалось утвердить разработанные в НКСМ тактико-технические требования для проектирования танка Т-34 с торсионной подвеской, изготовить по ним на заводе № 183 два опытных образца, испытать их, и результаты испытаний к 1 августа 1941 г. представить в Комитет обороны при СНК СССР на рассмотрение. При этом переход на производство танков Т-34 с торсионной подвеской предлагалось осуществить в 4 квартале 1941 г. Согласно проекту постановления завод № 183 должен был изготовить в конце 1941 г. 50 таких танков. До перехода на производство танков Т-34 с торсионной подвеской НКСМ предложило отказаться от расширения башни модернизированного танка Т-34 и оснащения его командирской башенкой и гусеницей с цевочным зацеплением, как того требовало Постановление КО № 428сс.

Проект постановления «О танке Т-34» 31 января 1941 г. был отправлен на рассмотрение председателю Комитета обороны при СНК СССР Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. К проекту постановления прилагались разработанные в НКСМ тактико-технические требования к танку Т-34 с торсионной подвеской, а также подписанное народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым письмо следующего содержания:

«Во исполнение постановления К.О. при СНК Союза ССР № 428-сс от 19/XI-40 г., по танку Т-34:
1. Завод № 183 подготовил ряд мероприятий по улучшению танка, обеспечивающих его надежность, лучшую обзорность и увеличение боекомплекта –
а) разработаны, испытаны и ставятся на танки главный фрикцион и вентилятор, обеспечивающие гарантийный километраж – 3000 клм.;
б) улучшена и проходит испытание боеукладка снарядов, обеспечивающая скорострельность системы;
в) разработано размещение увеличенного боекомплекта снарядов и дисков ДТ;
г) обеспечена лучшая обзорность водителю путем установки дублирующих приборов наблюдения, которые проходят испытания;
д) запас горючего, смазки и охлаждение, обеспечивает надежную работу двигателя в течение 10 – 12 часов; воздухоочиститель обеспечивает очистку в 95% в условиях нормальной запыленности, и заводами проводится дальнейшая работа по улучшению воздухоочистителя для работы в особо пыльных условиях;
е) разработаны необходимые изменения, обеспечивающие утолщение днища корпуса и крыши башни.
Наряду с этим, при осуществлении ряда изменений, предусмотренных постановлением К.О. при СНК Союза ССР, встретились значительные затруднения:
1. Завод № 183, СТЗ и Мариупольский завод им. Ильича имеют заделы деталей и механизмов. Цикл производства их в отдельных случаях (бронедетали) достигает 2-х месяцев, что заставляет нас ставить вопрос о необходимости использования имеющихся заделов.
2.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

НКО до сих пор не поставляет пушку Ф-34 и не утвердил чертежи бронировки системы для запуска в производство.

3. Разработанные варианты командирской башни не удовлетворяют требованиям НКО. Установка командирской башни может быть рекомендована только при разработке танка Т-34 с торсионной подвеской.
4. Вес танка Т-34 в настоящее время 26800 кгр. Вводимые изменения по постановлению К.О., за счет утолщения бронедеталей, увеличения боекомплекта, применения литых бронедеталей, доводят вес танка Т-34, при проведении мероприятий по сокращению веса, до 27500 кгр. Дальнейшее облегчение веса в значительной степени нарушает принятую технологию и оснастку производства и создает серьезные трудности в серийном выпуске танков Т-34 в 1941 г.
В целях бесперебойного выпуска танков Т-34 в 1941 г. и проведения необходимых улучшений, прошу разрешить:
а) использовать имеющиеся заделы деталей механизмов танка Т-34 на заводах Мариупольском (НКСП), № 183 и СТЗ (НКСМ).
б) Вводить частичные улучшения в танк Т-34, после проведения совместно с НКО испытаний.
в) Обязать НКО, НКСП и НКВ обеспечить поставку необходимых для танка Т-34 в связи с постановлением Комитета Обороны № 428сс от 19.XI-40 г. бронедеталей и оборудования.
Одновременно НКСМ, в соответствии с постановлением Комитета Обороны № 428сс от 19.XI-40 г. представляет соображения по варианту танка Т-34 с торсионной подвеской, предусматривающие дальнейшее улучшение танка Т-34:
1. Меньший вес танка.
2. Больший полезный объем боевого отделения с удобным размещением боекомплекта и экипажа, обеспечивающий большую прицельную скорость ведения огня.
3. Увеличенный запас топлива внутри танка дает увеличение радиуса действия на 50 – 60 клм.
4. Возможность дальнейшего расширения башни, обеспечивающее более удобное размещение экипажа и установку командирской башенки с круговым обзором.
На производство этот вариант можно ввести с конца 1941 г. имея в виду, что испытания на пробег в 7000 клм потребует не менее 2 – 3-х месяцев, а подготовка к производству – до 5 – 6 месяцев.
Прошу разрешить изготовление 2-х опытных образцов с представлением их на испытание к 1.VI-41 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ: проект постановления КО».
[ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 25. Д. 338. Л. 18 – 21]

Рассмотрение проекта постановления «О танке Т-34» было включено в повестку дня запланированного на 11 февраля 1941 г. совещания у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова.

Учитывая срочность вопроса, руководство НКСМ решило не дожидаться результатов рассмотрения проекта постановления «О танке Т-34» в Комитете обороны и назначило на 8 февраля 1941 г. совещание в Главспецмаше НКСМ по обсуждению и согласованию полученных от завода № 183 чертежей броневых деталей корпуса и башни «тридцатьчетверки». Для участия в работе совещания в Москву были вызваны представители заводов № 183 и Мариупольского им. Ильича. Предварительно, 4 февраля 1941 г. два комплекта чертежей из Главспецмаша НКСМ были отправлены начальнику БТУ ГАБТУ КА Б.М. Коробкову и начальнику 3-го Главного Управления НКСП Я.В. Юшину для ознакомления. В препроводительном письме № 52-478с содержалась просьба рассмотреть представленные чертежи для дальнейшего их утверждения на производство в 1941 г.

Как и было назначено, 8 февраля 1941 г. все заинтересованные стороны собрались в Главспецмаше НКСМ для обсуждения и согласования чертежей броневых деталей корпуса и башни модернизированного танка Т-34. В работе совещания приняли участие: представители завода № 183 – заместитель начальника КБ-520 А.В. Колесников и старший конструктор А.А. Молоштанов; представители Мариупольского завода им. Ильича – главный инженер В.С. Ниценко и заместитель главного технолога П.М. Ходос; представители ГАБТУ КА – военинженер 2 ранга И.А. Бурцев и военинженер 3 ранга Н.Я. Горюшкин; Главспецмаш НКСМ на совещании представляла инженер технического отдела Н.И. Масальская.

При рассмотрении разработанных заводом № 183 чертежей, часть из них, удовлетворявшая требованиям Постановления КО № 428сс, была согласована представителями ГАБТУ КА для производства в 1941 г. К таким чертежам, прежде всего, относились чертежи утолщенных броневых деталей днища корпуса и защиты картеров бортовых редукторов. По мнению руководства завода № 183 производство этих броневых деталей на Мариупольском заводе следовало начать с 1001 комплекта (здесь и далее номер комплекта дается от начала производства деталей танка Т-34). Также на программу 1941 г. были согласованы чертежи броневых деталей корпуса танка Т-34, находившихся в валовом производстве Мариупольского завода по состоянию на 31 декабря 1940 г. и не требовавших изменения конструкции.

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой

Источник - https://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-11-utverzhdaetsya-na-1941-god/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 11. «Утверждается на 1941 год». Часть 1.