Первый советский танк: история создания «Русского Рено»

Советский Союз вошёл в историю как одна из ведущих танковых держав мира, но путь к этому статусу начался с первых, ещё робких шагов. Как же зарождалось отечественное танкостроение и какая машина стала первенцем советской бронетехники?

Первая встреча с танками

Впервые с танками Красная Армия столкнулась в годы Гражданской войны (1918–1920), когда страны Антанты поставляли белогвардейцам военную технику. Среди неё были британские тяжёлые танки Mk.V и лёгкие французские Renault FT-17. Именно последний, знаменитый FT-17, сыграл ключевую роль в становлении советского танкопрома.

Трофей, давший начало

В 1919 году под Одессой красноармейцам удалось захватить четыре танка Renault FT-17. Три из них, будучи в исправном состоянии, ненадолго пополнили ряды РККА, но вскоре были отбиты противником. Четвёртый, неисправный экземпляр, остался у красных и стал бесценным образцом для изучения. Опыт эксплуатации трофейных машин убедил руководство РСФСР в необходимости наладить собственное производство танков.

Рождение «Русского Рено»

Задача по созданию первого советского танка была поручена заводу «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Инженерам и рабочим пришлось столкнуться с огромными трудностями: отсутствовала техническая документация, многие детали трофейного танка были утеряны или украдены. Несмотря на это, в 1920 году был собран первый опытный образец, торжественно названный «Борец за свободу товарищ Ленин». В 1921 году завод выпустил первую серию из 15 машин, получивших общее название «Русский Рено».

Особенности и новшества

По своей конструкции «Русский Рено» был практически полной копией французского FT-17, однако советские инженеры внесли в него важное усовершенствование. Эта машина стала первым в мире танком со смешанным вооружением: в её башне одновременно размещались 37-мм пушка и пулемёт. Это решение повышало универсальность танка в бою.

Служба и наследие

«Русскому Рено» не довелось принять участие в боевых действиях Гражданской войны. Вся небольшая серия из 15 машин мирно несла службу в учебных частях вплоть до 1930 года, после чего была списана. Несмотря на скромные масштабы производства и отсутствие боевого опыта, значение этого танка для истории огромно. Он стал первой ласточкой советского танкостроения, а опыт, накопленный при его проектировании и сборке, лёг в основу создания последующих, более совершенных моделей, таких как МС-1 (Т-18), и заложил фундамент для будущей танковой мощи СССР.

ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ ВАШЕ МНЕНИЕ О ДАННОЙ СТАТЬЕ И ПОЖЕЛАНИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ СТАТЕЙ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДУ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА НИХ

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: На заре отечественного танкостроения. Какой танк был первым в стране Советов?.