Самый массовый танк Великой Отечественной Войны - т-34

В связи с отсутствием потенциала для модернизации основного танка РККА – БТ-7, было принято решение о создании нового танка, с превосходными на тот момент скоростными и боевыми характеристиками. Но изначальный проект пришлось изменить, что вскоре дало РККА один из лучших танков в мире – Т-34.

Т-34, один из первых образцов. Фото в свободном доступе.

История создания

13.10.1937 АБТУ РККА (тогда танковые части подчинялись Автобронетанковому управлению) выдало техническое задание на разработку нового танка. Танк по заданию должен был иметь следующие характеристики:

  • Колёсно-гусеничный переключаемый ход, привод на шесть колёс;
  • Боевая масса не более четырнадцати тонн;
  • 45/76-мм орудие, до 3 пулемётов Дегтярёва, возможность установки огнемёта и зенитного пулемёта;
  • Дизельный двигатель мощностью около 400 лошадиных сил;
  • Высота боевой машины от 2 до 2,5 метров, клиренс не более 40 см, запас хода не менее 300 км;

Проект был утверждён вначале в АБТУ, а затем на заседании НКО в мае был окончательно утверждён обновлённый список требований к танку, включавший в себя увеличение толщины бронирования, разработки машины, имевшей как колёсно-гусеничный, так и полностью гусеничный ход, отказ от 45-мм пушки. Остались нерешёнными лишь вопросы с двигателем (военное руководство раскололось на тех, кто хотел дизельный танк, вторая половина «топила» за дизель) и вопросы о типе подвески.

Так или иначе, КБ от завода №183 (которое к тому времени возглавил М.И. Кошкин) начало разрабатывать машину, решив для начала проработать корпус до определения деталей – двигателя и типа подвески. Пока было решено прорабатывать колесно-гусеничную машину, по заводской документации получившую индекс А-20. Когда готовые чертежи А-20 были продемонстрированы в НКО, в конструкторском бюро уже кипела работа над А-20Г (гусеничный). К февралю 1939 на Кошкина уже пытались давить генералы «старой закалки», требовавших создать именно #кавалерийский танк (сильны ещё были военные доктрины наступательного характера – кто ж мог на СССР напасть-то?). Лишь принципиальность и упорство Кошкина позволили до конца проработать чертежи, после чего «продавить» постройку сразу двух прототипов – с колесно-гусеничным и чисто гусеничным приводом.

В мае 1939 года оба прототипа были построены и начались испытания ходовых характеристик. Конечно, А-20 был шустрее на шоссе, когда переходил на колёсный ход, но на бездорожье А-32 (как было решено именовать гусеничный вариант во избежание путаницы) показал лучшие результаты по проходимости. Да и возможностей серьёзных модернизаций в А-20 не закладывалось конструктивно – увеличение общей массы танка (наращивание брони, усиление вооружения) крайне негативно сказывались как на подвеске, так и на ходовых качествах.

А вот гусеничная версия поддерживала и более мощное орудие Л-11 (калибра 76,2 мм) и броню имела толще на пять мм. Тем не менее, комиссия при АБТУ заявила требования о следующих модернизациях:

  • Улучшить обзорность танка;
  • Довести толщину лобового бронелиста до 45 мм;
  • В маске орудия разместить пулемёт калибра 7,62 мм, получив таким образом «спарку»;
  • Установить зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

Со всеми вышеописанными изменениями, предписывалось создать два опытных экземпляра танков для последующего тестирования не позднее марта 1940 года. В феврале-марте 1940 года были закончены две машины, продемонстрировавшие требуемые технические характеристики.

БТ-7 и эволюция танков Т-34. Фото в свободном доступе.

По инициативе Кошкина, поздним вечером 5 марта, два предсерийных экземпляра с демонтированным вооружением, с замаскированными обводами (чтобы не дать возможности случайным свидетелям идентифицировать новый танк) окольными путями выдвинулись из Харькова (с территории завода №183, где их и собрали) в сторону Москвы. Ехать им предстояло своим ходом около 750 км. С ними также отправились два тяжёлых тягача Л-7, известных как «Ворошиловец». Сам «пробег» танков выполнялся в обстановке строжайшей секретности – о истинной цели, куда двигались танки, знали только экипажи машин, а также сам конструктор.

В пути серьёзных поломок у машины под номером 1 не возникло, однако у второй машины в районе Белгорода сорвало главный фрикцион (ошибка механика-водителя). Поэтому к Москве обе машины подъехали в разное время, остановившись на территории завода №37, расположенном тогда у Преображенской заставы. 12 марта прибыл танк №1, второй прибыл 14 марта. Обеим машинам провели необходимое техническое обслуживание, подремонтировали, где необходимо, и уже 17 марта на Ивановской площади с новыми машинами ознакомились члены правительства и лично #Сталин. По личной просьбе вождя, танки покатались по площади, чем вызвали одобрение у высокой комиссии.

Один из первых предсерийных Т-34 с пушкой Л-11.

Обратите внимание: Какая премиум техника в игре World of Tanks, имеет самый большой фарм внутри игровой валюты,и будет нагибать в 2021!.

Фото в свободном доступе.

Сразу после демонстрации в Кремле, машинам были устроены сложные ходовые испытания на подмосковных полигонах, а в довершение – и на бывших местах сражений с финнами по линии Маннергейма. Единственным нареканием было требование к изменению компоновки башни. В итоге, 31 марта 1940 года #Т-34 был принят на вооружение согласно постановлению наркомата обороны, с требованием до конца текущего года поставить в войска 200 машин новой модели. Выпуск машин предписывался заводу №183 в Харькове и Сталинградскому танковому заводу. Из-за задержек в передаче данных, поставок сырья, к концу года было собрано 116 машин, из них 115 произведены в Харькове, 1 в Сталинграде. С учётом модернизации танков (утолщение лобовой брони и замена орудия с Л-11 на Ф-34), на 22 июня 1941 года оба завода поставили в войска 1030 танков Т-34, согласно Статистического сборника "Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны", выпущенного в 1994 году.

Применение танков

Т-34 в его различных модификациях стал самым массовым танком в Советской армии, но путь его был не всегда безоблачным – первые же бои на границах СССР принесли серьёзные потери в Т-34. Виной тому сразу несколько факторов, слитых воедино – и внезапность атаки немцев, и отсутствие ГСМ и снарядов (по «гениальному» решению генералитета РККА в расположении частей могли быть только оперативные запасы, основные склады отнесены от границы на 30-40 км), да и относительно слабая выучка советских танкистов на новых машинах. Мешало установить паритет и малое на момент начала войны количество танков. Но были и исключения – Лавриненко, Горобец и многие другие известные танковые асы, отличавшихся подвигами на полях войны с первых дней войны.

Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Фото в свободном доступе.

Но в открытом противостоянии против Т-34 немецкие танкисты мало что могли сделать – штатные 37 и 50-мм орудия, устанавливаемые на танках противника, пробивали броню Т-34 лишь в исключительных случаях. Против советского танка чаще применялись противотанковые орудия Pak.38 или зенитное орудие Flack 37 калибра 88 мм. Все остальные орудия пробить броню попросту не могли. Немецкие танки «уравняли» шансы лишь к концу 1941 года, когда появились модификации Pz. III и Pz. IV с длинноствольной 50-мм пушкой, но и тогда немецким танкистам противостояли уже более опытные советские.

Танк-победитель, как его иногда называют - Т-34 с орудием Д5Т калибра 85 мм. Фото в свободном доступе.

Самые ценные отзывы о военной технике приходят со стороны противника – немецкие танкисты, а также целый ряд высокопоставленных офицеров, опубликовавших мемуары, как один возносят качество бронирования Т-34, особенно поражаясь наклонной броне. Сами немцы до этого додумались лишь в 1943, когда в массы пошёл #танк пантера Однако и боевые, и ходовые качества Т-34 немцы оценивали очень высоко.

Заключение

Неприхотливость, простота конструкции, мощное орудие и хорошая подвижность снискали для Т-34 славу надёжной боевой машины, которая «обречена на Победу». Да, в нём не было комфортно, но для своих функций это была просто отличная машина. К сожалению, триумфа своего детища не увидел сам конструктор – Михаил Ильич Кошкин скончался от последствий пневмонии 26 сентября 1940 года, за восемь месяцев до начала Великой Отечественной войны. Но его детище прожило поистине славную жизнь – не менее 150 танков находились на вооружении некоторых стран мира на 2021 год! А в недавнем военном конфликте в Сирии было применено два танка Т-34-85.

Насколько эффективным вы считаете Т-34 во всех его модификациях? Пишите свои ответы в комментариях.

С вами был Солдат удачи, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации, это поможет развивать его и пополнять материалами.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Самый массовый танк Великой Отечественной Войны - т-34.