В январе 1941 года на заводе № 183 начались испытания опытного танка А-34 (прототипа Т-34) с установленным огнемётом «ОП-34». Первые результаты, как докладывал военпред, были неудовлетворительными. Дальность струи составляла всего 65–70 метров, аппарат имел множество конструктивных недостатков: малый боезапас (всего 4 выстрела на одну заправку), ненадёжное зажигание, течи и отсутствие чёткой отсечки пламени. В таком виде установка на серийные машины была невозможна, так как ухудшала условия работы экипажа и сокращала боекомплект.
Попытка доработки и смена курса
Несмотря на решение совещания от 21 февраля 1941 года доработать «ОП-34» к середине апреля, работы затянулись. Ситуацию изменило постановление правительства от 13 марта 1941 года, которое предписывало вооружать танки Т-34, КВ и Т-50 новым пороховым огнемётом АТО-41, разработанным на ленинградском заводе № 174. В связи с этим в июне 1941 года все работы по «ОП-34» были официально прекращены, а заводу № 183 поручили подготовиться к установке нового образца.
Новая «огненная» жизнь танка в условиях войны
После начала Великой Отечественной войны вопрос о противотанковых средствах встал особенно остро. В июле 1941 года заместитель наркома госбезопасности И.А. Серов доложил о разработке в ГСКБ-47 под руководством С.И. Новикова нового эффективного оружия — однострельного танкового порохового огнемёта «ТОГ». Его принцип действия был основан на выбросе огнесмеси (около 20 литров) давлением пороховых газов, отделённых от жидкости специальным обтюратором-поршнем. Воспламенение осуществлялось стандартной осветительной звёздкой.
Уже 12 июля Государственный Комитет Обороны принял постановление, предписывающее в трёхдневный срок испытать новый огнемёт на танке. Испытания кустарно установленного на КВ-1 образца прошли 15 июля на полигоне в Сенеже. Начальник ГАБТУ Я.Н. Федоренко в своём отчёте отметил необходимость доработки: увеличения дальности, адаптации под невязкие смеси, разработки надёжного крепления и бронирования, а также системы управления. Он рекомендовал изготовить и испытать полные установки на трёх КВ и трёх Т-34.
Стремительная организация работ
Работы по «ТОГу» были резко форсированы. Распоряжение правительства от 26 июля 1941 года устанавливало жёсткие сроки: доработать конструкцию за пять дней, передать чертежи заводам к 30 июля, а к 5 августа изготовить два комплекта для установки на КВ и Т-34. Такая спешка была вызвана срывами в освоении серийного производства ранее утверждённого огнемёта АТО-41. Более простой «ТОГ» рассматривался как потенциальная быстрая замена, способная в кратчайшие сроки поступить в войска для выполнения планов по оснащению огнемётных рот в танковых полках.
Испытания доработанного «ТОГа» на стенде прошли 28–29 июля 1941 года. Аппарат, имевший длину 1780 мм и заряд в 25 литров, действовал безотказно. Комиссия сделала однозначный вывод о целесообразности изготовления опытной партии для установки на танки, открыв новую страницу в истории огнемётного вооружения советских бронемашин.
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #т-34 #танки #танк т-34 #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср #средний танк
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-14-ispytaniya-zakoncheny-zhizn-prodolzhaetsya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 14. Испытания закончены – «жизнь» продолжается. Глава 6. Огнемётные т-34.