В начале августа 1941 года Люберецкий завод изготовил опытную партию танковых огнеметов ТОГ. Шесть таких огнеметов были установлены на опытном танке А-34 с номером 311-18-3 в цехе завода №183 в Харькове. Монтаж производился на наклонных бортовых листах корпуса: по три устройства с каждого борта, расположенных вертикально друг над другом. Для защиты от пуль и осколков каждый огнемет был закрыт броневым колпаком, напоминавшим по форме ящик для снарядов. Колпак приваривался к корпусу, а его верхняя крышка крепилась на петлях и могла откидываться для обслуживания. В передней стенке были предусмотрены отверстия для выброса огненной струи.
Важные испытания под личным контролем
Испытания этой нестандартной модификации Т-34 прошли во второй половине августа 1941 года под Харьковом. Работы велись по приказу заместителя наркома обороны Я.Н. Федоренко, что подчеркивало их значимость. Настолько высок был интерес к оснащению «тридцатьчетверки» огнеметным оружием, что на испытаниях лично присутствовал заместитель председателя Совнаркома В.А. Малышев.
Результаты испытаний оказались обнадеживающими. При использовании специальной вязкой огнесмеси ОП-2 дальность выстрела достигала 110–130 метров, а при применении обычного мазута — 50–80 метров. Бронеколпаки успешно защищали огнеметы от зажигательных пуль, воспламенения не происходило. Государственная комиссия признала работу системы удовлетворительной и рекомендовала, после устранения мелких недостатков, начать ее установку на серийные танки.
Планам не суждено было сбыться
Однако этим планам не было дано осуществиться. Уже в начале октября 1941 года в Главном автобронетанковом управлении подготовили доклад для Малышева, в котором констатировали: с началом серийного выпуска более совершенных автоматических огнеметов АТО-41 необходимость в однозарядных ТОГ отпала.
К этому моменту все опытные работы на харьковском заводе №183 были свернуты в связи с начавшейся срочной эвакуацией предприятия на Урал, в Нижний Тагил. 12 октября районный инженер ГАБТУ Д.М. Козырев сообщал в своем письме: «Последние 19 танков отданы… Танков на заводе больше нет. Производство приостановлено. Завод эвакуировался».
«Последние 19 танков отданы Начальнику АБТВ ЮЗФ по приказанию Заместителя Командующего ЮЗФ Генерал-Майора тов.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Тамручи.Танков на заводе больше нет.Производство приостановлено. Завод эвакуировался».[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 323. Л. 251]
Разные судьбы опытных машин
Судьба другого опытного танка А-34 (№ 311-11-3) сложилась иначе. В первой половине 1941 года он использовался на заводе №75 для испытаний доработанного дизельного двигателя В-2. В конце августа машину передали Харьковскому танковому училищу, где она помогала готовить будущих танкистов. В октябре, вместе с училищем, танк был эвакуирован в узбекский город Чирчик, где под жарким среднеазиатским солнцем продолжил свою «педагогическую» службу. Его дальнейшая история еще ждет своих исследователей.
Что же касается огнеметного А-34 № 311-18-3, то в списках танков, отправленных с завода в сентябре-октябре, он не значится. Скорее всего, эту машину, выполнившую свою испытательную миссию, при эвакуации оставили в Харькове. Участвовал ли этот уникальный опытный танк в обороне своего родного города — история умалчивает.
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Теги записи: #т-34 #танки #танк т-34 #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср #средний танк
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-14-ispytaniya-zakoncheny-zhizn-prodolzhaetsya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 14. Испытания закончены – «жизнь» продолжается. Глава 7.