В этой статье мы продолжаем исследовать удивительный мир ацтекских гаданий и их представлений о судьбе. Если в первой части речь шла о предсказаниях по печени животных или следам, то теперь мы обратимся к более системным и сложным методам, зафиксированным в древних рукописях.
Тональпоуалли: 260-дневный цикл судьбы
Основой для многих предсказаний служил священный 260-дневный цикл, известный как тональпоуалли. Он состоял из 20 периодов по 13 дней, называемых тресенами. Каждая тресена находилась под покровительством определённых божеств. Именно по этому календарю жрецы-тональпоуки определяли судьбу новорождённого, сверяясь с «Книгой судеб» (тоналаматль).

На иллюстрации из Кодекса Бурбона показана одна из таких тресен: в нижнем ряду дни от «1 Дома» до «7 Воды», а выше — от «8 Собаки» до «13 Орла». Каждый день и знак имел своё значение, подробно описанное, например, Бернардино де Саагуном.
Судьба по дню рождения и возможность её изменить
День рождения человека определял его характер, склонности, будущую профессию и даже тип смерти. Однако, в отличие от фаталистических представлений, ацтеки верили, что судьбу можно и нужно корректировать.

Например, день «1 Смерти», связанный с богом Тескатлипокой, считался могущественным. Человек, рождённый в этот день, мог достичь богатства и почёта, но только если будет усердно соблюдать ритуалы и посты. В противном случае его тоналли (духовная сущность, связанная с судьбой) могла пострадать. Если же ребёнок рождался в явно неблагоприятный день (например, «9 Крокодила»), жрецы проводили обряд «крещения» или наречения имени в ближайший благоприятный день внутри тресены, тем самым изменяя его предначертание.
Гадания для брака, торговли и сельского хозяйства
Гадательные практики пронизывали все сферы жизни. Так, в Кодексе Борджиа сохранились страницы для определения совместимости супругов.

Иллюстрации показывали разные сценарии: от идиллических сцен с детьми и богами изобилия до изображений ссор, прелюбодеяния или сцен алчности. Торговцы сверялись с кодексами, чтобы выбрать удачный день для путешествия, а земледельцы — с сельскохозяйственными альманахами, где по изображениям бога Тлалока и состоянию початков кукурузы предсказывали дожди, засуху или нашествие вредителей.
Противодействие дурным предзнаменованиям
Ацтеки не были пассивными наблюдателями своей судьбы. Они активно противостояли дурным знакам. Существовали специальные ритуалы для «исправления» дурных снов, записанных в утерянной ныне «Книге снов Темиакатли». На крик совы, считавшийся предвестником смерти, полагалось отвечать грубой бранью, чтобы отогнать злую судьбу.
Диалог с богами: вызов самому Тескатлипоке
Наиболее ярко активное отношение к судьбе проявлялось в ритуале встречи с Йоуалтепостли, «Ночным Топором» — ужасающим обезглавленным воплощением Тескатлипоки.

Самые смелые воины, услышав в лесу звук, похожий на удар топора, искали этот источник. Найдь труп с открывающейся грудной клеткой, они хватали находящееся внутри сердце и вступали с божеством в торг, требуя даров в обмен на свободу. Так, воин мог выпросить «четыре шипа агавы», которые символизировали будущих пленников и путь к высшим воинским званиям. Этот ритуал показывает, что отношения людей и богов в Мезоамерике были не только иерархичными, но и включали элементы диалога и даже своеобразного договора.
Взгляд на божественное и встреча с испанцами
Это понимание помогает развеять миф о том, что ацтеки приняли конкистадоров за богов. Слово «теотль» означало не только божество, но и любое необычное, сверхъестественное явление. Испанцы, безусловно, подходили под это определение, но это не означало автоматического поклонения. Отношения с ними с самого начала строились на осторожности, дипломатии и, вскоре, военном противостоянии. Интересно, что и у испанцев, и у ацтеков были свои прорицатели. Конкистадор Кортес, как и тлатоани Монтесума, советовался с астрологами, пытаясь заглянуть в будущее, что лишь подчёркивает универсальность человеческого стремления понять и повлиять на свою судьбу.

Таким образом, гадания для ацтеков были не просто фатальным предсказанием, а сложным инструментом для диагностики судьбы и активного поиска путей её улучшения. Это был диалог с богами и миром, попытка найти в нём своё место и скорректировать курс в океане возможностей.
Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать канал ссылкой. Я буду очень рад вашей поддержке!
© Телефон Мексики
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Гадания и судьба в мезоамериканских кодексах и ритуалах: часть 2.