Плавность хода и ходовая часть
"...шел как по волнам"
Танк Т-10 (и его прототип ИС-5) вошел в историю благодаря исключительной плавности хода, что высоко ценилось танкистами и напрямую влияло на точность стрельбы в движении. Этот эффект был достигнут благодаря революционному решению — соосному расположению торсионов, которое минимизировало продольные и поперечные колебания корпуса.
Технологии середины XX века не позволяли создать единый короткий торсион, способный выдержать необходимые нагрузки. Конструкторы Опытного завода №100, опираясь на опыт работ по ИС-7, нашли остроумный выход: они создали «пучковый торсион», собранный из нескольких отдельных валов. Эта конструкция обладала повышенной живучестью — ходовая часть оставалась работоспособной даже при поломке одного из элементов пучка.
Использование пучковых торсионов дало дополнительный бонус — оно освободило ценное пространство в днище танка. Это позволило более рационально разместить двигатель, вращающийся полик боевого отделения и сиденье механика-водителя, что в итоге помогло снизить общую высоту машины и сэкономить на массе брони. Для дальнейшего улучшения плавности хода в балансиры подвески, по примеру ИС-7, были встроены гидроамортизаторы. В совокупности эти решения не только обеспечили комфорт экипажу, но и повысили среднюю скорость движения, а также компенсировали недостатки, связанные с передним расположением башни, улучшив точность стрельбы с коротких остановок.
Для обеспечения высокой проходимости при давлении на грунт около 0.7 кгс/см² на ИС-5, как и на ИС-4, применили ходовую часть с семью опорными катками и тремя поддерживающими. Однако цельнометаллические катки малого диаметра без амортизации стали источником сильных вибраций и шума. Кроме того, подшипники катков, унаследованные от ИС-4, не выдерживали нагрузок от массы танка и быстро выходили из строя. Решить эту проблему кардинально удалось лишь позже, снизив массу машины до 50 тонн.
Первоначально для ИС-7 были разработаны передовые гусеницы с резинометаллическим шарниром, которые отличались низким шумом, долговечностью и меньшей вибрацией. Однако из-за сложности производства и дефицита качественной резины от их использования на серийных машинах отказались. ИС-5 получил уже отработанные, но более шумные гусеницы от ИС-4 с открытым металлическим шарниром шириной 720 мм.
Опыт эксплуатации ИС-3 и ИС-4 выявил серьезную проблему: стандартные бортовые крылья плохо защищали моторно-трансмиссионное отделение от пыли, что вело к поломкам. Для ИС-5 разработали новые крылья с низкими пылеотражающими щитками и съемными подкрылками. Еще одним эргономическим и защитным улучшением стали встроенные в фальшборты герметичные бункера для ЗИП (запасных частей и инструментов). Это решение, впервые опробованное на поздних ИС-3, избавило надгусеничные полки от нагромождения ящиков, придав танкам ИС-5, ИС-7 и Т-10 характерный «чистый» и технологичный вид.
Вооружение и башня
Старая пушка в новой башне
Советские послевоенные танки славились низким силуэтом и плотной компоновкой, но это имело и обратную сторону: стесненные условия для экипажа и ограниченные углы вертикальной наводки орудия. На ИС-5 углы склонения и возвышения составляли всего -3° и +17°, что в условиях сложного рельефа или городского боя могло стать недостатком по сравнению с западными аналогами.
Основным вооружением танка оставалась проверенная 122-мм пушка Д-25Т, хорошо зарекомендовавшая себя в годы войны, но к концу 1940-х годов начавшая устаревать. Ее главными минусами были низкая скорострельность (2-3 выстрела в минуту), большие габариты унитарного выстрела (что ограничивало боекомплект) и сильная загазованность боевого отделения после стрельбы. Конструкторы «Объекта 730» (проектное название ИС-5) частично решили проблему загазованности, оптимизировав систему вентиляции. А начиная с третьего прототипа, на орудие установили электромеханический досылатель от ВНИИ-100, который облегчил работу заряжающего и поднял скорострельность до 3-4 выстр./мин. Модернизированная пушка получила индекс Д-25ТА. С ней был спарен 12.7-мм пулемет ДШК для борьбы с пехотой и пристрелки.
На ранних этапах проекта рассматривалась установка современного перископического стабилизированного прицела ТПС-1, но его доводка затянулась. Поэтому на первых машинах и серийных Т-10 использовался привычный телескопический прицел ТШ-2, являвшийся развитием немецких образцов времен войны.
Башня ИС-5 стала логичным развитием удачной «щучей» формы ИС-3. Отказавшись от съемной крыши и максимально уменьшив размеры амбразуры, конструкторы значительно повысили ее снарядостойкость и живучесть. Для удобства обслуживания орудия и обеспечения вентиляции в корме башни появился характерный «заман». Впервые со времен ИС-2 на советском тяжелом танке была установлена полноценная командирская башенка с приборами кругового обзора. Все члены экипажа в башне размещались на вращающемся полике, что улучшало условия их работы.
Второй пулемет ДШК, установленный над люком заряжающего, формально считался зенитным. Однако на практике его чаще использовали для поражения целей на высотах, недоступных для спаренной установки, или для самообороны на марше. Недостатком этой турели была полная незащищенность стрелка, которому приходилось наполовину покидать люк. Попытки создать дистанционно управляемую зенитную установку, как на ИС-7, тогда не увенчались успехом.
Двигатель и системы охлаждения
Наддув и вой вентиляторов
Сердцем ИС-5 стал дизельный двигатель В-12-5 — модификация знаменитого В-2, форсированная до 700 л.с. Достичь такой мощности удалось за счет увеличения подачи топлива и применения приводного центробежного нагнетателя (наддува). Однако форсирование привело к повышенному тепловыделению, с которым не справлялась стандартная система охлаждения.
Первый вариант ИС-5 унаследовал от ИС-4 вентиляторную систему охлаждения с двумя большими осевыми вентиляторами. Она оказалась неэффективной и создавала массу проблем: двигатель перегревался, а вентиляторы издавали мощный разнотонный вой, демаскирующий танк за несколько километров и мешающий работе экипажа.
После неудачных испытаний от вентиляторной системы отказались в пользу более прогрессивной эжекторной, позаимствованной у ИС-7. В этой системе воздух через радиаторы засасывался за счет разряжения, создаваемого выхлопными газами. Это решение имело ряд преимуществ: отсутствие энергозатратных вентиляторов, более компактные размеры, эффективное охлаждение даже в жару и дополнительное глушение выхлопа.
Также для нового танка был разработан более эффективный двухступенчатый воздухоочиститель, что повысило надежность двигателя в условиях запыленности. Расположение внешних топливных баков также было пересмотрено: вместо уязвимых бортовых баков ИС-3/ИС-4, на ИС-5 два бака разместили в защищенной нише за кормовыми скосами корпуса.
Трансмиссия: поиск надежности
Проблемы с трансмиссией
Первые прототипы ИС-5 оснащались планетарной коробкой передач и механизмом поворота типа «ЗК», унаследованными от ИС-4. Несмотря на теоретические преимущества в виде легкости управления и шести скоростей вперед, на практике эта трансмиссия оказалась ненадежной. Ее ресурс не дотягивал до требуемых 2000 км, а бортовые редукторы страдали от перегрузок и выходили из строя.
Хронические «болезни» трансмиссии ИС-4 могли перейти на новую машину, поэтому главный конструктор Жозеф Котин предложил радикальное решение — заменить ее на 8-скоростную планетарную КПП от танка ИС-7. Новая трансмиссия, хотя и была тяжелее и габаритнее, показала себя гораздо лучше на испытаниях, обеспечив танку отличные динамические характеристики и легкость управления. Именно этот вариант в итоге пошел в серию на танках Т-10.
От ИС-5 к Т-10: путь к принятию на вооружение
ИС-5/ИС-8/Т-10
Создание нового тяжелого танка стало результатом многолетней совместной работы конструкторских бюро Ленинграда и Челябинска. С 1949 по 1953 год опытные образцы проходили многочисленные испытания и доработки. В итоге от исходного задела ИС-4 в машине почти ничего не осталось — она стала принципиально новой.
Большое количество изменений, вероятно, стало причиной смены индекса с ИС-5 на ИС-8, чтобы избежать путаницы в линейке танков «ИС». А после смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года танк, уже готовый к серии, был внезапно переименован в Т-10. Как отмечал конструктор Н.Ф. Шашмурин, это решение лежало в политической плоскости и отражало стремление руководства страны уйти от «культовых» названий, связанных с именем вождя. Несмотря на смену названий, именно эта машина, пройдя сложный путь от «Объекта 730» до Т-10, стала последним и наиболее совершенным серийным тяжелым танком СССР, заложив основу для последующих модернизаций.
Литература
http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
https://thesovietarmourblog.blogspot.com/2019/07/t-10-invader.html
В статьях использовались чертежи из журнала Техника и вооружение 2013/09
#ис5 #ис8 #т10 #советские танки #танки ссср #советские тяжелые танки
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Железный" задел ис-5.