Парад Победы 2015 года стал настоящей сенсацией для мирового военного сообщества. Именно тогда Россия впервые продемонстрировала публике свой новейший основной танк Т-14 на платформе «Армата». Его необитаемая башня и изолированная капсула для экипажа произвели фурор, создав впечатление, что это абсолютно новая, революционная концепция. Однако мало кто знает, что у «Арматы» был прямой и весьма продвинутый предшественник, разработка которого началась ещё в СССР. Речь идёт о танке Т-95, также известном как «Объект 195», который по многим параметрам не только не уступал, но и превосходил более поздние разработки.
Истоки революционной компоновки
Концепция «лафетной компоновки», реализованная в Т-14, — с необитаемой башней, автоматом заряжания под ней и защищённой капсулой для экипажа — не была изобретена с нуля для «Арматы». Её корни уходят в советские проекты 1980-х годов. Наиболее проработанным из них стал «Объект 195» (Т-95), который в постсоветской России довели до стадии ходовых и огневых испытаний. Многие технические решения, отработанные на Т-95, позже легли в основу конструкции Т-14, что делает этот проект ключевым звеном в эволюции российского танкостроения.Долгий путь от чертежей к полигону
История Т-95 началась с постановления 1988 года о создании танка нового поколения «Совершенствование-88». Несмотря на распад СССР и тяжёлые 1990-е годы, работы были возобновлены указом президента России в 1993-м. Головным разработчиком выступило знаменитое Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) в Нижнем Тагиле. К 2002 году были построены первые опытные образцы. Испытания прошли успешно: один из прототипов намотал 15 тысяч километров и произвёл почти 300 выстрелов из своей мощнейшей пушки, доказав высокий потенциал машины.Технологии будущего в металле
Т-95 задумывался как «танк предельных параметров», призванный на десятилетия вперёд обеспечить подавляющее превосходство на поле боя. Его главной особенностью стала беспрецедентная защита экипажа, изолированного в бронекапсуле. Основным вооружением должна была стать 152-мм гладкоствольная пушка 2А83 невиданной мощи, против которой броня современных танков НАТО была бы малоэффективна. Также машину планировалось оснастить новейшим Х-образным дизельным двигателем мощностью 1500 л.с., гидроактивной подвеской для повышения плавности хода и точности стрельбы на ходу, а также сверхсовременной системой управления огнём.Эта система управления огнём (СУО) должна была стать настоящим прорывом. Она проектировалась как многоканальная, объединяющая тепловизионные, телевизионные и, возможно, радиолокационные каналы. Автоматика могла бы сама анализировать обстановку, выбирать оптимальный канал наблюдения и прицеливания в зависимости от погоды, времени суток и помех, синтезируя для экипажа единую информационную картину. Это обеспечивало бы круглосуточную и всепогодную боеспособность, а также высокую устойчивость к средствам радиоэлектронной борьбы противника.
Обратите внимание: В ближайшее время на супертест отправится немецкий средний танк IX уровня – Kunze Panzer..
Эшелонированная защита и вариативность
Первый прототип Т-95 получил комплекс активной защиты (КАЗ) «Штандарт», способный перехватывать противотанковые ракеты, гранаты и даже подкалиберные снаряды с высокой вероятностью. Это был один из первых в мире КАЗ, рассчитанных на многослойную оборону. Кроме того, на машине установили бортовую радиолокационную станцию для обнаружения целей. Второй прототип отличался комплектацией: вместо РЛС и КАЗ на нём испытывался радиовзрыватель для дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов над целью. Также рассматривался вариант установки дополнительного вооружения — 30-мм автоматической пушки или крупнокалиберного пулемёта «Корд» для борьбы с пехотой и лёгкой техникой без расходования основных снарядов.На втором прототипе убрали КАЗ и РЛС, но установили радиосайт дистанционного подрыва ОФ снарядов - появился его передатчик на башне справа.
Предполагалась возможность дополнительного вооружения танка 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42 или крупнокалиберным пулеметом «Корд», дабы не расходовать дорогостоящие снаряды на мелкие цели, а также системой активной защиты «Штора-2».
Проект, опередивший своё время и бюджет
Первоначальные планы были амбициозны: завершить испытания к 2005 году и с 2006-го начать массовое производство. Однако судьба Т-95 сложилась иначе. В 2008 году программу официально закрыли, сославшись на её «избыточность» и «советские корни». Реальными причинами, как отмечают эксперты, стали колоссальная стоимость проекта и сложная экономическая ситуация. Военное руководство решило, что модернизация существующего парка танков (Т-72, Т-80, Т-90) является более быстрым и бюджетным способом поддержания обороноспособности. Т-95 же был машиной следующего поколения, технологическим скачком, который в тот момент сочли непозволительной роскошью.Ирония судьбы в том, что, по оценкам зарубежных экспертов (например, издания The National Interest), принятый на вооружение Т-95 мог бы превзойти любой танк НАТО своего времени и даже выглядел бы мощнее более поздней «Арматы» по ряду параметров. Как метко выразился военный аналитик Виктор Мураховский, Т-95 был «несвоевременно суперсовременным». Он на десятилетия опережал конкурентов, но его создание и внедрение требовало гигантских затрат. Опыт, технологии и смелые инженерные решения, полученные в ходе работ над «Объектом 195», не пропали даром — они стали фундаментом для создания нынешнего флагмана российского танкостроения, танка Т-14 «Армата», доказав, что идеи, рождённые в СССР, были по-настоящему прорывными.
#армия россии #вооружение #танк #вооруженные силы #перспективные разработки
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк опередивший время.