Тип 97 Те-Ке: недооценённый лидер среди малых танков Второй мировой

История японского малого танка Тип 97 "Те-Ке", один из сохранившихся экземпляров которого сегодня можно увидеть в парке "Патриот", — это рассказ о машине, чьи достоинства часто остаются в тени стереотипов.

Стереотипы и реальность японского танкостроения

Японские танки периода Второй мировой войны часто подвергаются необоснованной критике, попадая в списки наихудших образцов. Однако такая оценка далека от истины. Уже первый танковый бой между японскими и американскими силами 22 декабря 1941 года закончился победой 4-го японского танкового полка. Это наглядно показало, что на тот момент японские машины были вполне конкурентоспособны. Более того, после войны эти танки ещё долго эксплуатировались в армиях стран Азии, что говорит об их надёжности, долговечности и продуманной эргономике для экипажа. Учитывая скромные возможности японской промышленности, результат можно считать впечатляющим.

Прямым предшественником "Те-Ке" был малый танк Тип 94. Хотя он уже имел вращающуюся башню, что выгодно отличало его от многих танкеток того времени, установка пушки выявила недостатки шасси.

Путь к самостоятельности: от копий к оригинальным разработкам

Важнейшей вехой стало быстрое преодоление японскими инженерами этапа слепого копирования зарубежных образцов. Если первый серийный средний танк Тип 89 ещё базировался на английской конструкции, то уже появившийся вскоре кавалерийский танк Тип 92 был вполне оригинальной машиной. Его появление, несмотря на некоторые проблемы с надёжностью, ознаменовало переход к самостоятельному проектированию. Развитие класса малых танков-разведчиков, начатое с Тип 94 ТК, в итоге привело к созданию Тип 97 "Те-Ке" — машины, которую по совокупности характеристик можно считать одной из лучших в своём классе.

Первый прототип "Те-Ке" с двигателем, расположенным спереди. В ноябре 1937 года был представлен более совершенный вариант с силовой установкой в корме.

Рождение «Те-Ке»: учтённые уроки и инновации

Работы над новым малым танком начались ещё до полномасштабной войны с Китаем. Изначальная попытка просто усилить вооружение Тип 94 провалилась, что заставило компанию Tokyo Gasu Denki Kogyo KK (ныне Hino Motors) под руководством военного инженера Томио Хара создать новую машину с нуля. При проектировании шасси были учтены недостатки предшественника, в частности, проблемы с продольной устойчивостью. Решение оказалось элегантным: ленивец был увеличен в диаметре, опущен на землю и получил собственную подвеску. Эта идея, реализованная японцами в 1936 году, позже была применена и на американских лёгких танках. Ходовая часть была серьёзно переработана с учётом опыта создания лёгкого танка Тип 95 "Ха-Го".

Ранний пулемётный вариант танка (вероятно, машина с серийным номером 241), позднее отправленный для изучения в советскую Кубинку.

Испытания первого прототипа с бензиновым мотором спереди выявили ошибки в компоновке. В ноябре 1937 года на испытания вышел кардинально переработанный танк. Во-первых, был установлен новый 65-сильный дизельный двигатель, что значительно повысило удельную мощность. Во-вторых, была применена принципиально новая компоновка с двигателем в корме и боевым отделением впереди. Это заставило сместить место механика-водителя влево, что создало определённые неудобства при покидании машины (аналогичная проблема была у советских Т-40 и Т-60). Тем не менее, в целом получилось удачное и сбалансированное шасси, принятое на вооружение в 1938 году.

Конструкция "Те-Ке" изначально предусматривала возможность буксировки специальных прицепов.

Развенчивая мифы: реальные характеристики «Те-Ке»

Критика в адрес "Те-Ке" часто основана на устаревших или поверхностных источниках. Важно понимать контекст эпохи: типичный танк-разведчик конца 1930-х годов был слабо бронированной пулемётной машиной. На этом фоне "Те-Ке" выглядел весьма достойно: его броня толщиной 12-16 мм надёжно защищала от винтовочных пуль. Утверждения о примитивности конструкции также несостоятельны. В то время как США, Великобритания и Франция массово использовали клёпку, японцы на части соединений корпуса и башни "Те-Ке" применили сварку — более прогрессивную для того времени технологию. Мифы об отсутствии приборов наблюдения и тесноте также легко развеять: танк был оснащён смотровыми стеклоблоками в башне и у водителя, а его внутренний объём был вполне комфортен для японских танкистов стандартного для той эпохи роста.

Тот самый "Те-Ке" из парка "Патриот". Машина окрашена в типовой для японских танков камуфляж.

В итоге японцы создали сбалансированный разведывательный танк с хорошей подвижностью, адекватной бронёй и мощным вооружением. Часть ранних машин имела только 7,7-мм пулемёт, но основная масса получила 37-мм пушку Тип 94 — такое же орудие, что стояло на лёгком танке "Ха-Го". Эта пушка была способна бороться с лёгкой бронетехникой противника, что и доказала в декабре 1941 года, подбивая американские M3 Stuart. Орудие имело механизм точной наводки и телескопический прицел. Для повышения безопасности внутреннее пространство было защищено асбестовыми панелями.

Большинство выпущенных "Те-Ке", как и этот экземпляр, несли пушечное вооружение.

Место в истории и боевое применение

Серийное производство "Те-Ке" началось в 1938 году. Если сравнить его с современниками — советским Т-38, британским Light Tank Mk.VI, итальянскими танкетками или польскими TK-S, — японская машина с её пушечным вооружением и полноценной башней выглядела крайне выигрышно. Единственным аналогом был шведский Strv m/37, но он был пулемётным. Пик выпуска пришёлся на 1939-1940 годы, после чего производство пошло на спад, так как стало ясно, что машина подходит в основном для разведки. Всего было выпущено около 600 танков. По совокупности характеристик Тип 97 "Те-Ке" можно считать одним из лучших, если не лучшим, малым танком своего времени.

Буксирное устройство на музейной машине некомплектное.

Штатно "Те-Ке" использовались в разведывательных батальонах пехотных дивизий. Их боевой дебют состоялся в 1939 году у реки Халхин-Гол в составе 3-го танкового полка, но тогда они в серьёзные столкновения не вступали. Активно применяться они начали гораздо позже: в январе 1944 года на атолле Кваджалейн и летом того же года в Бирме. Ограниченное боевое применение связано с тем, что командование справедливо считало их ценность невысокой в линейных танковых частях, предпочитая им более мощные "Ха-Го". Помимо разведки, "Те-Ке" использовались для связи, в войсках химической защиты и для буксировки специальных прицепов (грузовых, химических и для дегазации).

Установка 37-мм пушки в башне танка.

В августе 1945 года, во время скоротечной советско-японской войны, эти танки уже не играли значительной роли и массово захватывались как трофеи. Среди них были две машины, отправленные для изучения на советский НИБТ Полигон в Кубинку: пулемётная №241 и пушечная №1036, обе с прицепами для дегазации.

Химический прицеп Тип 94, ныне экспонирующийся рядом с танком в "Патриоте".

Судьба одного экспоната: от Мукдена до «Патриота»

Из двух доставленных в СССР машин до наших дней сохранилась только пушечная "Те-Ке" с номером 1036. Сначала она находилась в музее в Кубинке, а затем была перевезена в парк "Патриот". Японские танки, к счастью, избежали участи многих других экспонатов, которые в 1960-х годах были разграблены «энтузиастами», лишившись двигателей и внутреннего оборудования. Благодаря этому "Те-Ке" сохранился в относительно хорошем состоянии.

Акт о прибытии японской техники из Мукдена в Кубинку. Машина №1036 сегодня стоит в "Патриоте".

Сегодня танк окрашен в монотонный зелёный цвет. Ранее его красили в цвет, имитирующий окраску береговых частей Императорского флота Японии, хотя стоит отметить, что к концу войны морская пехота уже перешла на оливково-зелёный оттенок. Прицеп, выставленный рядом, исторически к этой конкретной машине не относится.

Современный вид танкетки в парке "Патриот".

Список источников:

ЦАМО РФ

www3.plala.or.jp/takihome

Photoalbum of Japanese Tankette : Carden Loyd Mk.VI, Type92, Type94 TK & Type 97 Te-Ke, Kazunori Yoshikawa, Ikaros Publishing, 2016

Другие статьи по японским танкам, а также танкам, служившим в японской армии:

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Лучший из малых танков.