Вооружение и доспехи сибирских татар: развенчание мифа о неразвитости ханства

Пересмотр стереотипов о Сибирском ханстве

Сибирское ханство часто воспринимается как отсталый и слаборазвитый осколок великой Монгольской империи. Однако исторические факты, особенно касающиеся военного дела, заставляют усомниться в этой устоявшейся точке зрения. Уже при первых столкновениях с казаками Ермака у стен Искера русские столкнулись не с плохо организованными кочевниками, а с хорошо экипированным противником, обладавшим полным спектром защитного вооружения: доспехами, латами, панцирями, бахтерцами, кирасами, кольчугами и щитами.

Щит как отличительная черта татарской традиции

Особый интерес вызывает факт активного использования щитов сибирскими татарами в XVI–XVII веках. Для русской военной традиции того времени щит уже стал анахронизмом и практически вышел из употребления. Показательно, что одним из немногих русских знатных воинов, в арсенале которого упоминался щит, был Симеон Бекбулатович — человек чисто татарского происхождения. Это не просто совпадение. Накопленные данные свидетельствуют, что татарская военная культура сохранила щит как важный элемент экипировки, причем иногда эти щиты были металлическими — железными или даже медными.

Археологические свидетельства высокой военной культуры

Раскопки в районе Искера, столицы Сибирского ханства, предоставляют материальные доказательства развитого военного дела. Были обнаружены три наконечника копий, все — бронебойного типа, с узким ромбовидным сечением, предназначенные для пробивания доспехов. В тех же культурных слоях найдено множество бронебойных наконечников стрел и фрагменты кольчуг. Описания сражений времен Ермака подчеркивают, что татары активно использовали копья («ястреба»), сохраняя эту степную традицию. Даже спустя почти столетие, в 1676 году, хорватский священник Крижанич, побывавший в Тобольске, описывал местных татар как искусных копейщиков, против которых рукопашный бой был неэффективен.

Бухарские корни военной элиты Кучума

Важно понимать ключевой нюанс: военная элита Сибирского ханства при хане Кучуме не была местной. Сам Кучум и его нукеры (дружинники) происходили из Бухары и принесли с собой развитые военные традиции исламской Средней Азии, в основе которых лежало использование кольчужного доспеха («панцыря»).

Обратите внимание: Поняга, горбовик и лузан. Традиции и современность.

Именно кольчуги, а не пластинчатые доспехи («куяки») монгольского типа, доминировали в вооружении зауральских татар, что подтверждается письменными источниками и археологией.

Документы и арсеналы: свидетельства распространения доспехов

Грамоты русских царей, предписывающие закупать в сибирских городах «панцыри» для нужд государства, красноречиво говорят о развитом местном производстве или импорте качественных доспехов. Например, в арсенале города Кодска, принадлежавшего воинственным хантам, хранились «40 панцирей, 4 бухарских лука-саадака и 50 бронебойных стрел». Все это указывает на то, что защитное вооружение было широко распространено не только среди татарской знати, но и среди союзных им сибирских народов.

Шлемы: синтез военных традиций

Наиболее наглядно смешение культур видно на примере шлемов. Сохранившийся шлем из коллекции князей Кульмаметьевых представляет собой уникальный гибрид: цельнокованый купол с кольчужной бармицей, закрывающей лицо (черта исламской и русской традиции), и широкие нащечники с назатыльником из пластин, пришитых на ткань (элемент восточной, монгольской традиции). Этот артефакт, датируемый XVII веком, символизирует «комбинированный» стиль сибирско-татарского доспеха, где доминирующее влияние принадлежало все же мусульманской (татарско-бухарской) традиции.

Шлем из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Таким образом, анализ военного дела Сибирского ханства позволяет сделать вывод, что его нельзя считать отсталым. Оно обладало сложной и эффективной военной культурой, унаследованной от бухарской традиции и адаптированной к местным условиям, что и позволило оказать серьезное сопротивление русской экспансии.

Источник — Л. А. Бобров, «К вопросу о татарском оборонительном вооружении в Западной Сибири в последней четверти XVI–XVII веков».

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи.

Сибирское ханство традиционно считается одной из наименее развитых частей бывшей Монгольской империи. Однако у стен Искера казаки Ермака уже столкнулись с хорошо оснащенным противником: источники упоминают татарские доспехи, латы, панцири, бахтеры, кирасы, косы и щиты. Не говоря уже о "шлеме".

Кстати, интересны упоминания о туземных щитах (уже в 17 веке). Для русских такое оружие полностью исчезло к 16 веку. Почти единственным русским знатным воином, в арсенале которого упоминался щит, был..... Симеон Бекбулатович - чистокровный татарин по происхождению.

Само по себе это совпадение мало что значит, но по мере появления других числовых данных становится вероятным, что татарская военная традиция XVI и XVII веков отличалась от русской в использовании щита. Кстати, иногда он был металлическим. Симеон Бекбулатович имел "щит против копья", русский воевода того времени имел "железный щит против турок", а сибирские татары иногда носили медные щиты.

Археологи нашли 3 наконечника копий в районе Искер. Все три являются бронебойными: очень узкие, ромбовидные (почти квадратные) в поперечном сечении. В современной классификации их иногда называют наконечниками копий, но в то время этого слова не существовало.

В тех же археологических отложениях найдено большое количество бронебойных наконечников стрел. Там же, в Искаре, найдены и фрагменты цепной почты.

Интересен факт, что у татар Сибири было много копий. Описание Ермаком сражений казаков с кучуманцами:

"И они сохранили эту традицию от степных племен татар: "Поганы напали на казаков с ястребами и острыми стрелами"".

И они поддерживали эту традицию в течение долгого времени. В 1676 году Кризанич, хорватский священник, случайно попавший в Тобольск, описал местных татар как "перстоносцев и воинов" и считал, что рукопашный бой с ними не подходит, и что лучший способ борьбы с ними - драконы и "пищальники".

Однако здесь есть важный нюанс... Кучум и его воины не были местными. Кучум, как и его нукеры, составлявшие костяк армии Сибирского ханства, были родом из Бухары, и они использовали традиционный бухарский военный стиль, в основе которого лежала цепная почта. Кольчатая или кольцевая броня.

Обратите внимание: Поняга, горбовик и лузан. Традиции и современность.

Такой же комплекс характерен и для исламских государств Азии.

Практически все источники, содержащие информацию о доспехах Западной Сибири XVI и XVII веков, называют их "панцырями". В том числе, например, притязания Москвы на верхотурского воеводу Хрущева 14 июля 1675 года:

"В прошлом году послано от нашего Великого Государя в Тобольск и Томск 177 грамот, и велено Тобольску и Томску и городам Тобольскому и Томскому купить сто кибиток и прислать их к нам к Великому Государю, а деньги на эту покупку удержать из доходов этих городов. А нынешнего 183-го году, марта в 14 день, по повелению великого государя нашего, великий государь наш прислал к вам из Верхотурья письмо; велено ему купить в Верхотурье анютины глазки и из тех же местных доходов дать денег и прислать эти анютины глазки к нам, в Москву"."

В городе Кодске, на землях кодинских хантов (довольно воинственного народа), был устроен арсенал с "40 бронированными танками, 4 бухарскими луковыми пушками и 50 бронированными стрелами". Бронированные стрелы - это бронебойные стрелы. И так далее, и так далее - бронебойные снаряды упоминаются в арсеналах местных "князей" и в присутствии хантов, которые время от времени используют эти самые бронебойные снаряды. Здесь речь идет именно о цепной почте, поскольку доспехи народов Южной Сибири и Центральной Азии также были известны русским и всегда назывались "куяк". Они были пластинчатого типа (бригадного) и принадлежали к совершенно иной военной традиции - орийской или монгольской. У сибирских татар, проживавших в Зауралье, почти нет записей о таких доспехах (в отличие от якутов, которые жили гораздо дальше на восток).

До наших дней дошло 17 предметов доспехов, которые можно с достаточной достоверностью связать с воинской традицией западносибирских татар. Все они - цепная почта. Некоторые из них могли быть изготовлены в Бухаре или Самарканде, другие - в России (несмотря на запрет на продажу татарского оружия и доспехов, контрабанда процветала).

Шлемы более интересны. Вот, например, один из местных шлемов:

Шлем из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Купол в полный рост, над глазами - цепная броня (предполагалось, что человек будет смотреть сквозь нее), а шейные пластины и задняя пластина, которые настолько широки, что их можно назвать барбрасами, - куячного типа. Они состоят из прямоугольных пластин, пришитых с внутренней стороны к тканевой основе, которые очень плотно прилегают друг к другу и к куполу шлема.

Этот шлем представляет собой комбинацию западного доспеха (цепная почта на лице, которая в остальном распространяется на губы) и восточного доспеха (нащечники и назатыльник). Можно предположить, что элемент цепной почты был более поздним дополнением к шлему, отличным от первоначального элемента.

Однако шлем происходит из семейной коллекции татарских князей Кульмаметьевых и, согласно семейным генеалогиям, предположительно был изготовлен в XVII веке. Есть некоторые свидетельства того, что шлемы, изготовленные в этой традиции, считались ценными у татарской знати того времени.

В целом, шлем отражает "комбинированный" сибирско-татарский костюм, сочетающий элементы двух основных традиций доспехов Азии - монгольской (восточной) и татарской (мусульманской), причем последняя заметно преобладает.

Источник - Л. А. Бобров, "К вопросу о татарском оборонительном вооружении в Западной Сибири в последней четверти XVI-XVII веков".

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Сибирское ханство по традиции считается одним из наименее развитых осколков бывшей монгольской империи.