Уаз "Хантер" не годен для службы в армии, как дед уаз 469б

Сегодня я хочу рассказать о транспортной диверсии, которая произошла в нашем автопроме в 90х годах. Для примера давайте рассмотрим два, казалось бы одинаковых с виду автомобиля деда - УАЗ 469 и внука УАЗ "Хантер". Несмотря на внешнее сходство и госзаказ УАЗ " Хантер" не приспособлен для службы в армии, и сейчас я вам это докажу.

Начнем мы с того, что почитаем предназначение, то есть где эти автомобили должны эксплуатироваться. УАЗ-469 предназначен для эксплуатации в тяжелых условиях, это значит эксплуатация при высоких нагрузках в условиях постоянного бездорожья, гор, снега, воздействия высоких температур. А вот в инструкции по эксплуатации УАЗ "Хантер" такого уже нет. Там это уже автомобиль повышенной проходимости и эксплуатация в мегаполисе приравнена к тяжелым условиям.

УМЗ-414

Далее продолжим рассмотрение двигателей. На УАЗ 469 устанавливался двигатель УМЗ-452, УМЗ-414, а позже УМЗ-417 это по-сути модернизация одного двигателя Д-21, который ставили на ГАЗ-21, правда производство на Ульяновском моторном заводе внесло свои коррективы. Этот мотор как нельзя лучше подходит для военной службы. Он прост по конструкции, достаточно тяговитый, чтобы идти по тяжелому бездорожью, нетребователен к маслу и качеству бензина. Сменные гильзы обеспечивают ремонт в полевых условиях, а также наличие все возможных лючков, для ремонта и регулировки различных узлов, например сцепления. На этом двигателе все фильтры сделаны обслуживаемыми, то есть в полевых условиях солдату не надо искать где взять новый воздушный или топливный фильтр. Солдат снимал фильтр с автомобиля, промывал его, прочищал и ставил назад, автомобиль снова оказывался в строю. Система газораспределения шестеренчатая и очень надежная. Карбюратор обеспечивает работу двигателя при любой температуре и на низкокачественном бензине. А простая контактная система зажигания неожиданно не сгорит и не подведет. В случае выхода из строя катушки зажигания ее можно было поставить от любого другого бензинового мотора, например с ЗиЛа. А еще есть аварийный вибратор, который даст искру по-любому в цилиндры и машина будет худо-бедно, но ехать.

На УАЗ "Хантер" стоит современный и сложный двигатель ЗМЗ-409. Этот двигатель не подходит для армейской службы. Начнем с того, что он не ремонтопригодный в полевых условиях. У него 16 клапанов, 2 распредвала, сложная система гидронатяжителей и гидротолкателей и инжекторный впрыск. То есть двигатель чувствителен ко всему- ему нужно качественное масло для работы гидросистем, ему нужен качественный бензин, чтобы бензонасос не сгорел и чтобы инжектор мог работать. Он сложен в ремонте и требует опытных и грамотных специалистов. Двигатель оборотистый и температурно нагруженный ему требуется качественная охлаждающая жидкость. В этом двигателе целая куча систем, которая может отказать и привести к остановке автомобиля и невозможности ремонта в полевых условиях. Фильтры все необслуживаемые, а только заменяемые. Представьте идет военная колона по грунтовой дороге, пыль столбом, после дневного пробега в воздушный фильтр смотреть страшно, а нового нет. Конечно для города этот мотор подходит намного лучше и для мирного времени тоже, но что если автомобилю потребуется выполнять свои обязанности военного автомобиля? Тогда все станет. Особенно это важно при преодолении брода, когда вода может попасть в электронные компоненты и масло.

Далее переходим к трансмиссии. Сцепление УАЗ-469 было обслуживаемым, надежным и ремонтопригодным. Оно было бездиафрагменным, а с лапками. Это обеспечивает выносливость при нагрузке. Например надо буксовать в глубоком снегу, обычное сцепление с лепестками быстро подгорит и не сможет выполнять свою функцию, а вот лапки вынесут эту нагрузку. Главный и рабочий цилиндры сцепления на "Хантере" пластиковые и нерегулируемые, а вот на УАЗ-469 можно регулировать длину штока. Опять балл в пользу УАЗ-469, итого счет 2:0.

Идем дальше по трансмиссии и переходим к коробке переключения передач. На УАЗ-469 стояла простейшая КПП, собранная в чугунном корпусе, у которой были толстенные валы и она даже не имела синхронизаторов на первой и второй передачах. Конечно отсутствие синхронизаторов дает некоторое неудобство водителю, но повышает надежность. Вспомните когда с КПП на УАЗ появились проблемы? Правильно, когда она стала полностью синхронизированная. А эта немного сложнее КПП велосипеда.

Обратите внимание: Ган-траки. Что это такое? Нужны ли они в армии России?.

Она не требовательна к качеству масла и как показывает практика может длительный срок ездить на эмульсии.

На УАЗ "Хантер" ставили корейскую коробку Даймос, теперь ставят китайскую КПП. Соответственно ни о каком ремонте речь не идет. Запчастей на эти КПП нет и меняются они только целиком. Соответственно в полевых условиях похода отремонтировать коробку нельзя, а где брать новую неизвестно, ведь в нашей стране нет таких автомобилей, с которых эти КПП можно снять. Хотя надо отдать должное, эти коробки довольно ресурсные и убить их трудно, но срочники за рулем могут творить чудеса. Счет по трансмиссии 3:0.

Раздаточные коробки у обоих автомобилей одинаковые- простые и надежные.

Далее следуют мосты. На фото мосты с дисковыми тормозами, но для повествования это неважно. На УАЗ-469Б стоят мосты с колесными редукторами, которые дают клиренс 320мм, что соответственно повышает проходимость, ведь в колонне идут еще и грузовики и другая техника. которые оставляют после себя глубокую колею особенно в снегу. Мосты с бортовыми редукторами более выносливые в условиях бездорожья и небольшой скорости колонны, а также они снимают нагрузку на полуоси. Конечно обслуживание и ремонт этих мостов дело хлопотное и долгое, ведь мост надо снимать с автомобиля и ремонтировать отдельно. Но высокий клиренс прощает все.

В УАЗ "Хантер" стоят мосты типа Спайсер. Там нет бортовых редукторов и клиренс этих мостов составляет 210мм. Этого клиренса недостаточно для сопровождения армейской колонны на марше по пересеченной местности. Конечно силами солдат можно вытолкать автомобиль, но толкать надо будет много. Мост довольно простой и ремонтопригодный. Особенно хорошо, что для ремонта не нужно снимать мост с автомобиля. Ставим обоим мостам по одному баллу. Счет становится 4:1 в пользу УАЗ-469.

Далее переходим к подвеске. На УАЗ-469 оба моста держатся на рессорах. Такая подвеска простая и прощает все. Там по-просту нечему ломаться. Рессоры не требуют обслуживания или ремонта, а сломать лист довольно тяжело, даже если он сломается, то автомобиль продолжит движение и ничего ему не будет.

Передняя подвеска УАЗ "Хантер" на пружинах с продольными тягами. Она сложнее и нежнее. ТАм уже идут пружины, которые теряют свою жесткость, продольные тяги и поперечную тягу Панара можно погнуть. Износ сайлентблоков тоже сильно влияет на управляемость автомобиля. Следовательно подвеска стала менее надежна и менее подходит для тяжелых условий эксплуатации. Ставим один балл УАЗ-469 итого счет 5:1 в пользу УАЗ-469.

Кузов. Казалось бы что тут сравнивать? А ведь кузов с откидывающимся верхом военные попросили не просто так. Во-первых такой кузов легче, а значит его проще транспортировать по воздуху и воде. Во- вторых такой кузов без крыши и наставок дверей ниже и более незаметный, что повышает скрытность. Опять же в открытый кузов больше всего можно нагрузить, ничего не мешает. Конечно водителю в таком кузове живется несладко, но для военного времени самое то.

Чего не скажешь о кузове УАЗ "Хантер". Итого счет 6:1 в пользу УАЗ-469.

Итого что мы получаем? Завод УАЗ хотел найти покупателя своей продукции на гражданском рынке. Автомобиль должен ехать не только по танковой колее , но и по асфальту, должен быть теплым комфортным и безопасным для обычного человека. Но для армии должен быть абсолютно свой автомобиль, который должен подходить под все специфические условия армейской эксплуатации, по-большому счету армейский автомобиль должен быть как оружие максимально функциональным, потому что это может стоить жизней. И вот мне не понятно, почему на военную технику тоже распространяются европейские требования экологии и безопасности? Например в американской армии чихать хотели на европейские требования и делают технику надежную и практичную. Думаю должна быть линия и на наших автомобильных заводах с неубиваемой военной техникой.

#военные #армия #автомобиль #машина #уаз #танк #ремонт

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Уаз "Хантер" не годен для службы в армии, как дед уаз 469б.