Ган-трак или гантрак (англ. gun truck — бронированный вооружённый грузовик) — импровизированная боевая машина, изготавливалась из доступных материалов. Использовалась армией США во Вьетнамской войне в для обеспечения безопасности транспортных колонн . Ган-траки представляли собой транспортные автомобили, изменённые силами подразделений техобеспечения США, действовавших во Вьетнаме. Хотя мне так думается что началось это за долго до Вьетнамской войны.
Да, во время гражданской войны в 18-20 г. ХХ века нашими умельцами, кем именно не известно, была придумана и активно применялась "тачанка" особенно отрядами батьки Махно. Её тактическое и грамотное использование позволяло иметь хороший "козырь", кроме того тачанка обладала хорошей мобильностью, а это позволяло её применять и для перевозки пехоты. Одним из примеров можно отметить успешный прорыв под д. Перегоновкой в сентябре 1919г, когда крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от г. Умани до г. Гуляй-Поля, захватив врасплох тылы гарнизонов белых частей. Но...
Прогресс не стоял на месте. Применение двигателя внутреннего сгорания, повышение производства стали и чугуна, каучука и резины предоставило возможность в более дешево и качественно производить ган-траки, а именно переделывать(доделывать) грузовые (пассажирские) автомобили в средства обороны и обеспечения. В 30-40 годах прошлого века ган-траки также нашли себе применение. Война в Испании заставила республиканцев в спешном порядке переделывать автобусы, грузовики и даже легковые автомобили в боевые машины.
Конечно ган-трак это прежде всего гражданская машина переделанная под вооруженный "бронеавтомобиль". Страны Европы имея более разнообразный и более крупный автопарк могли себе позволить в спешном порядке переделать ,при необходимости, автопарк в "бронепарк". В СССР ситуация была совершенно противоположная, автомобилей не хватало, а те что были это были либо роскошь для первых лиц райсоветов и пр, либо полуторки единственные на районы. У нас в стране гужевые повозки составляли значительно-значимую часть транспортного процесса. В начале войны в СССР появились "броне-трактора" обшитые листами лёгкой брони, вооружённые черенком от лопаты, действовали в основном "на испуг", но некоторые имели вооружение посерьёзнее.
После окончания Второй Мировой войны конфликты не утихли. Снабжение войск и рейды никто не отменял. Гант-раки, основная цель которых боевое охранение колонн показали свою необходимость. В начале арабо-израильской войны 47-49 г. арабы достигди значительных успехов, ими была выбрана тактика нападения на транспортные колонны соединяющие еврейские поселения. В ответ на это израильским военным пришлось создавать средства защиты.
Самое значимое применение и рассвет ган-траки получили в период войны во Вьетнаме. Была основана конструкция транспортно-боевой машины которую мы видим и сейчас. Тогда ремонтные мастерские своими силенками стали бронировать грузовики и устанавливать на них пулемёты и даже пушки.
Наши ган-траки бронировали редко. Обычно закидывали борта мешками. Устанавливали в кузов 23-мм спаренную зенитную установку, или пулемёт ДШК, на одном из редких фото на кузов автомобиля Урал установили башню от БТР-70, а на верхней её части установку НУРСов от Ми-24. Очень эффективно в условиях гор.
Распад Варшавского договора и СССР привели к многим жестоким военным конфликтам. Военной техники не хватало для наспех сформированных народных дружин и ополчения. В ход пошло производство ган-траков
В Сирии, на Украине, в бывшей Югославии везде ган-траки находили себе применение
В войсках России пока ведётся разработка достойных ган-траков, некоторые модели "обкатываются" в Сирии и на Северном Кавказе.
Итог таков в ган-траках есть необходимость, и время это чётко показало, только использовать их нужно строго поназначению!