Если смотреть на военные фотографии техники, то каток-звёздочка советских танков находится в конце гусеницы (сзади), а в немецких – картина симметрично обратная, мы видим переднее расположение звёздочки.

Почему так, и в чём принципиальная разница?

Устройство гусеничного движителя

Движитель самоходных машин, где движение происходит благодаря перематыванию ленты, стандартно состоит из ведущих и направляющих колёс, самих гусениц, поддерживающих роликов и опорных катков. Направляющее колесо производит натяжку гусеницы, а опорные катки занимаются распределением массы по поверхности, они также участвуют в процессе натяжения гусеницы.

Но основная роль принадлежит ведущему колесу, которое и определяет движение танка, преобразуя вращательный ход в поступательный. При разных комплектациях направляющее и ведущее колесо могут менять свои позиции. Для понимания того, почему происходила именно такая расстановка ведущего колеса, нужно понимать, как выглядит ведущее колесо в танке.

Виды ведущего колеса

Более всего распространены три вида гусеничных движителей:

  1. Классическая звёздочка. Этот вид определяется зубьями, которые входят в выемки в гусеничных лентах.
  2. Ведущий элемент, имеющий гребневые зацепки. При этом виде на траках находятся гребни, а само ведущее колесо вмещает в себя два диска и венец с зубьями или некоторое количество роликов.
  3. В этом варианте зацепление происходит фрикционным методом. Ведущее колесо в этом случае абсолютно гладкое, а натяжение образуется благодаря силе трения. Во времена Второй мировой этот вид ведущего колеса вышел из эксплуатации благодаря множественным недостаткам.

Поэтому вряд ли вы часто будете наблюдать на военной технике СССР военных времён классическую «звёздочку». К примеру, в Т-34 ведущее колесо имеет вид гребневого зацепления. Но, несмотря на различные виды ведущих колёс, они так или иначе на разной технике располагаются то спереди, то сзади. Почему так?

Переднее или заднее расположение ведущего колеса

Чаще всего переднее или заднее обустройство ведущего колеса зависит от того, где в данной технике располагается сама трансмиссия.

Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..

Различия в трансмиссии были хорошо заметны, начиная с периода Первой мировой. Британская и французская школа танкостроения имели кардинально противоположные модели обустройства танка.

Британцы располагали мотор в задней части, но трансмиссию перемещали наперёд. А французы коробку передач устанавливали в кормовой части вместе с двигателем. Это и объясняет расположение у англичан ведущего колеса спереди, а у французов – сзади. Аналогичным образом в военное время расположение ведущего колеса определялось местом трансмиссии.

Преимущества и недостатки заднего привода

Немцы были сосредоточены на переднем приводе, в то время как СССР предпочитал задний привод. Каждый вариант имел ряд своих преимуществ и недостатков. Передний привод давал возможность сократить моторный бак и отцентрировать его, таким образом снижая опасность воспламенения. А ещё благодаря этому появлялась возможность отцентрировать башню.

Таким образом снижались колебания, и увеличивалась точность обстрела. Но присутствовал один значительный недостаток – подобное строение танка было дорогостоящим, так как карданный вал нужно было протягивать через всю технику. А если в ходе обстрела кардан повреждался, то танк дальше не ехал.

В советских танках трансмиссия была сзади с двигателем, баки устанавливались спереди и росла воспламеняемость, также страдала и точность наводки. Но такая техника была более дешёвой и лёгкой в технических работах из-за отсутствия удлинённого кардана.

Поэтому каждая страна делала в этом плане свой выбор. Думаете, в СССР он был правильным?

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Передний или задний привод, какой был лучше, и это не про машины. Советские танки против немецких.


Закрыть ☒