Ошибки в идентификации гусеничных траков Jagdtiger: разбираем путаницу в маркировках

В книге Ильи Мощанского о немецкой самоходной артиллерийской установке Jagdtiger (И. Б. Мощанский. Тяжелые истребители танков Jagdtiger. «Дитя» Нибелунгов. М. : Вече, 2009) была обнаружена нестыковка. Маркировка траков на фотографии не совпадала с данными на схеме из того же издания. Проверка по другим источникам подтвердила, что ошибки присутствуют как в подписи к фото, так и в самой схеме.

Исходные материалы и выявленные противоречия

Приведем спорные изображения из книги.

В подписи к этому фото указаны траки Gg 24/800/300. Однако, как будет доказано далее, на снимке изображены траки Gg.26/800/300.

Схема типов траков из книги Мощанского. Ключевые места выделены.

Терминологическое отступление: шкворень или палец?

Термин шкворень обозначает цилиндрический стержень, являющийся осью вращения (например, в рулевом управлении). Стержень, соединяющий звенья гусеницы, технически подходит под это определение. Однако в контексте гусеничной техники закрепилось название палец гусеницы.

Анализ несоответствий

Jagdtiger, как и базовый танк Tiger II, использовал чередующиеся траки: основной и промежуточный. Промежуточный трак мог быть цельным или сборным (из четырех частей для боевой гусеницы).

Сравнивая фото и схему, видим противоречие: на фото промежуточный трак, подписанный как «Gg.24/800/300», — цельный, а на схеме трак с такой маркировкой показан как сборный. Следовательно, ошибка либо в подписи к фото, либо в схеме. Если следовать схеме, то трак на фото должен быть Kgs 73/800/300. Но и это неверно!

Обратите внимание: Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков «Jagdtiger».

Траки на фото и обозначенные на схеме как «Kgs 73/800/300» на самом деле являются Gg.26/800/300. Более того, обозначение «Kgs 73/800/300» на схеме ошибочно — правильное обозначение «Kgs.73/800/152», и оно относится к другому, не изображенному на схеме варианту траков.

Поскольку подобная путаница встречается и в других источниках, для ясности приведем сводную схему вариантов траков для Tiger II и машин на его базе:

Варианты траков Tiger II (найдено в сети)

На схеме цифрами обозначены:

  1. Gg. 24/800/300 с фигурным, составным из четырёх деталей промежуточным траком. Основной трак с двумя поперечными грунтозацепами.
  2. Gg. 24/800/300 с плоским составным промежуточным траком.
  3. Транспортная гусеница Gg. 24/660/300 с фигурным промежуточным траком (составной из двух деталей).
  4. Транспортная гусеница Gg. 24/660/300 с плоским промежуточным траком (составной из двух деталей).
  5. Gg. 26/800/300 с фигурным цельным промежуточным траком.
  6. Kgs. 73/800/152 с однотипными траками, каждый с одним поперечным грунтозацепом.

Расшифровка маркировки и ключевые отличия

В маркировке траков числа 800 и 660 обозначают ширину в миллиметрах, а 300 и 152 — шаг. Важный нюанс: для гусениц с чередующимися траками немецкие инженеры указывали суммарный шаг пары (основного и промежуточного). Поэтому для гусеницы с однотипными траками (Kgs.73) шаг в обозначении получился вдвое меньше (152 мм).

Основной трак Gg. 24/800/300 и Gg. 26/800/300

На многих исторических фотографиях сложно разглядеть детали траков. Приведем основные визуальные признаки для идентификации боевых гусениц:

  • Gg. 24/800/300: частые зубья на венце ведущего колеса (18 штук) и широкие гребни на траках, расположенные через один.
  • Gg. 26/800/300: редкие зубья на венце ведущего колеса (9 штук).
  • Kgs. 73/800/152: частые зубья на венце (18 штук), суженные гребни на каждом траке. При виде спереди или сзади виден одинаковый рисунок всех траков с отверстиями для зубьев ведущего колеса в каждом.

Особенность для Jagdtiger: на машинах с ходовой частью конструкции Порше второй ряд гребней на траках срезался.

Фотопримеры различных типов траков

Для наглядности рассмотрим примеры упомянутых гусениц.

Сборка шасси Tiger II. Гусеница с траками Gg. 24/800/300

САУ Jagdtiger с ходовой частью Порше и траками гусеницы Gg. 24/800/300

Гусеница с траками Gg. 24/800/300. Обратите внимание на зубчатый венец ведущего колеса и гребни траков

Гусеница с траками Gg. 24/800/300 на САУ Jagdtiger с ходовой частью Порше. Гребни второго ряда срезаны

Ходовая часть Tiger II с гусеницей Gg. 26/800/300. Видны редкие зубья ведущего колеса

Гусеница с траками Gg. 26/800/300

Траки Gg. 26/800/300. Центральный гребень на 10 мм выше боковых

Подбитый Tiger II с траками гусеницы Kgs. 73/800/152

Траки Kgs. 73/800/152

Гусеница с траками Kgs. 73/800/152. Видны зубчатый венец ведущего колеса и гребни на каждом траке

Автор: В. Чобиток

#САУ #танки #танк #гусеничная техника #tiger

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Jagdtiger — трак со шкворнем не той системы.