Перелистывая книгу Ильи Мощанского, посвящённую немецкой САУ Jagdtiger (И. Б. Мощанский. Тяжелые истребители танков Jagdtiger. «Дитя» Нибелунгов. М. : Вече, 2009), заметил, что марка трака в подписи к фотографии не соответствует схеме из самой книги. Решил проверить по другим источникам и обнаружил, что марки траков неверно указаны как в подписи к фото, так и в схеме!

Приведу упомянутые фото и схему из книги.

В подписи к фото указано, что это траки Gg 24/800/300. На самом деле, как будет показано далее, Gg.26/800/300Типы траков из книги Мощанского. Нужные места выделены

Небольшое отступление. Шкворень — цилиндрический стержень, служащий поворотной осью (например, цапф управляемых колес автомобиля относительно переднего моста). Стержень, соединяющий траки гусеницы, вполне соответствует понятию шкворня и его можно было бы так назвать. Но, так повелось, что в гусеничном движителе этот стержень именуют пальцем.

Итак, из фото и схемы видно, что Jagdtiger (как и Tiger II, на базе которого он был выполнен) имел чередующиеся траки — основной и промежуточный. Промежуточный трак мог быть цельным или сборным из четырех деталей для боевой гусеницы.

Сравним фото и схему. На фото промежуточный трак, подписанный «Gg.24/800/300», — цельный, а на схеме такой трак сборный. Значит ошибка или в подписи к фото, или к схеме. Тогда, в соответствии со схемой трак на фото Kgs 73/800/300. И опять нет!

Обратите внимание: Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков «Jagdtiger».

Траки на фото и обозначенные на схеме как «Kgs 73/800/300» это — Gg.26/800/300. К тому же, используемое на схеме обозначение «Kgs 73/800/300» должно быть «Kgs.73/800/152» и относится к другому, не показанному на схеме варианту траков!

В остальных источниках нередко аналогичная чехарда с марками траков, поэтому приведу схему с вариантами траков танков Tiger II и машин на их базе:

Варианты траков Tiger II (найдено в сети)

На схеме цифрами обозначены:

  1. Gg. 24/800/300 с фигурным, составным из четырёх деталей промежуточным траком. Основной трак с двумя поперечными грунтозацепами.
  2. Gg. 24/800/300 с плоским составным промежуточным траком.
  3. транспортная гусеница Gg. 24/660/300 с фигурным промежуточным траком (составной из двух деталей).
  4. транспортная гусеница Gg. 24/660/300 с плоским промежуточным траком (составной из двух деталей).
  5. Gg. 26/800/300 с фигурным цельным промежуточным траком.
  6. Kgs. 73/800/152 с однотипными траками, каждый с одним поперечным грунтозацепом.

В марках траков числа 800 и 660 означают ширину трака в миллиметрах, 300 и 152 — шаг трака. Причем, для гусениц с чередующимися траками немцы используют суммарный шаг пары траков. Поэтому для гусеницы с однотипными траками у них получился вдвое меньший шаг.

Основной трак Gg. 24/800/300 и Gg. 26/800/300

На многих фото машин нельзя разобрать форму траков, поэтому приведу основные признаки для опознания используемых боевых гусениц:

Gg. 24/800/300 — частое размещение зубьев на венце ведущего колеса (18 шт.) и широкие с размещением через трак гребни траков.

Gg. 26/800/300 — редкое размещение зубьев на венце ведущего колеса (9 шт.).

Kgs. 73/800/152 — частое размещение зубьев на венце ведущего колеса (18 шт.) и суженные гребни с размещением на каждом траке. На видах спереди и сзади машины одинаковый рисунок траков с отверстиями для зубьев ведущего колеса в каждом.

На траках для САУ Jagdtiger с ходовой частью Порше второй ряд гребней срезался.

Приведем примеры упомянутых траков.

Сборка шасси Tiger II. Гусеница с траками Gg. 24/800/300САУ Jagdtiger с ходовой частью Порше и траками гусеницы Gg. 24/800/300Гусеница с траками Gg. 24/800/300. См. на зубчатый венец ведущего колеса и гребни траковГусеница с траками Gg. 24/800/300 САУ Jagdtiger с ходовой частью Порше. Гребни второго ряда срезаныХодовая часть Tiger II с гусеницей Gg. 26/800/300. См. на зубчатый венец ведущего колесаГусеница с траками Gg. 26/800/300Траки Gg. 26/800/300. Гребни разной высоты, центральный на 10 мм вышеПодбитый Tiger II с траками гусеницы Kgs. 73/800/152Траки Kgs. 73/800/152Гусеница с траками Kgs. 73/800/152. См. на зубчатый венец ведущего колеса и гребни траков

Автор: В. Чобиток

#САУ #танки #танк #гусеничная техника #tiger

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Jagdtiger — трак со шкворнем не той системы.