КВ-1С — это не просто машина, а ответ советских конструкторов на вызовы первого, самого тяжёлого периода Великой Отечественной войны.
Происхождение и назначение
КВ-1С представляет собой советский тяжёлый танк, созданный в 1942–1943 годах. Аббревиатура «КВ» расшифровывается как «Клим Ворошилов» — так называлась вся серия тяжёлых танков. Индекс «1С» означает «скороходный» и указывает на ключевую особенность этой модификации: она была призвана устранить главный недостаток исходного КВ-1 — низкую подвижность.
Разработка и ключевые улучшения
Работы над танком велись в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) в сжатые сроки, летом 1942 года. Поводом стали многочисленные жалобы из действующей армии на низкую надёжность и малую скорость базового КВ-1. Инженеры пошли на радикальные меры: для снижения массы были уменьшены габариты и ослаблено бортовое бронирование. Это, вместе с установкой новой коробки передач, дало ощутимый результат — танк стал значительно подвижнее и надёжнее.
Хотя основное вооружение (76,2-мм пушка) осталось прежним, его эффективность возросла. Решающую роль в этом сыграло появление командирской башенки, которая кардинально улучшила обзор для командира экипажа и позволила лучше ориентироваться на поле боя.
Суть модернизации
По своей сути, КВ-1С был глубокой модернизацией исходной модели. Главными целями были: снижение веса, повышение скорости и надёжности, а также исправление серьёзных эргономических проблем КВ-1. В результате танк получил новый, менее массивный корпус, совершенно иную башню, удобную для экипажа, и более совершенную трансмиссию. Силовая установка и вооружение при этом были унаследованы без изменений.
Компоновка КВ-1С оставалась классической для советского танкостроения того времени. Корпус делился на три отсека: отделение управления в лобовой части (механик-водитель и стрелок-радист), центральное боевое отделение с башней (командир, наводчик и заряжающий) и кормовое моторно-трансмиссионное отделение.
Интересное: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.
Оправданность и исторические ограничения
Создание КВ-1С стало вынужденным и в целом оправданным решением в условиях кризиса 1942 года. Однако эта модернизация фактически стёрла грань между тяжёлым и средним танком. Армия так и не получила машину, которая бы кардинально превосходила средние танки по огневой мощи. Таким качественным скачком могла стать установка более мощной 85-мм пушки. Работы в этом направлении велись, но столкнулись с трудностями: установка нового орудия требовала глубокой переделки башни, а промышленность не была готова к быстрому выпуску таких пушек в нужных количествах.
Закат эпохи КВ
Появление на фронте в конце 1942 года немецких тяжёлых танков «Тигр» с мощной 88-мм пушкой мгновенно сделало все КВ, включая «скороходную» версию, морально устаревшими. Они уже не могли на равных противостоять новой технике противника. Осенью 1943 года была предпринята последняя попытка модернизации — выпущена небольшая партия танков КВ-85 с 85-мм орудием. Но вскоре производство всей линейки КВ было окончательно свёрнуто в пользу новых, более совершенных тяжёлых танков серии ИС (Иосиф Сталин).
Несмотря на это, оставшиеся КВ-1С продолжали службу до последних дней войны. Например, в феврале 1945 года в составе 68-й танковой бригады, сражавшейся на Кюстринском плацдарме, ещё числились два таких танка.
По данным на начало 1944 года, в Красной Армии оставалось 1067 танков КВ всех модификаций, из которых 555 находились на передовой. За последний год войны безвозвратные потери этой техники составили 421 машину.
Интересное еще здесь: История.